Упражнение: «Что такое конфликт»
Цель: расширить и систематизировать знания, формирующие представление о сущности понятия «конфликт».
Форма. Упражнение выполняется в подгруппах, состоящих из 4-5 человек. После обсуждения поставленных вопросов и заполнения таблицы представители подгрупп сообщают всем студентам свои ответы. Методом деловой дискуссии студенты совместно с преподавателем приходят к пониманию сущности конфликта и связанных с ним явлений.
Задание.
Как, по вашему мнению, соотносятся между собой понятия «конфликт» и «противоречие», «напряженность», «конкуренция», «соперничество», «кризис». При ответе на вопрос, сформулируйте определения данных понятий, укажите какие понятия шире по-сравнению с понятием «конфликт», а какие уже; какие явления выступают обязательным признаком конфликта, а какие – возможным, какие явления первичны (причины), а какие производны (следствия). Свои ответы представьте в таблице.
Таблица 1.1
Анализ понятий
Понятия | Определения | Общие черты с понятием «конфликт» | Отличия от понятия «конфликт» |
Конфликт | - | - | |
Противоречие | |||
Напряженность | |||
Конкуренция | |||
Соперничество | |||
Кризис |
Форма контроля: заполненная подгруппами таблица и устная презентация ответов.
Деловая игра: «Интервью на заданную тему»
Цель: проанализировать различные теории и концепции конфликта, на основе этого расширить знания по основным вопросам теоретической конфликтологии.
Форма. В процессе подготовки к деловой игре студенты самостоятельно индивидуально изучают теории и концепции конфликта. Затем, объединившись в подгруппы, студенты внеаудиторно разрабатывают сценарий представления одной из выбранных ими теорий. На семинаре в форме деловой игры каждая подгруппа представляет теорию другим подгруппам и совместно со всеми студентами заполняет предложенную преподавателем таблицу.
Порядок подготовки к деловой игре.
Первый подготовительный этап. Обратитесь к источникам, например, 1, 2, 11, 14, 17 (см. список литературы в конце практикума), изучите различные теории и концепции конфликта - Р. Дарендорфа, Л. Козера, Г. Зиммеля, К. Боулдинга А. Турена, М. Вебера, Т. Парсонса, Э. Мэйо, Р. Коллинза и др. Кратко законспектируйте содержание этих теорий (задание выполняется внеаудиторно и индивидуально).
Второй подготовительный этап. Объединитесь в подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе выберите одну из теорий, концепций конфликта, которую вы будете представлять в ходе деловой игры (теории Р. Дарендорфа, Л. Козера, Г. Зиммеля, К. Боулдинга А. Турена должны быть представлены обязательно, остальные – по желанию). В своей подгруппе подробнее обсудите содержание выбранной теории, ориентируясь на задание в рамках деловой игры (описание см. ниже). Подготовьтесь также к исполнению роли интервьюеров, продумайте те вопросы, которые вы хотели бы задать представителю той или иной теории, концепции конфликта.
Порядок проведения деловой игры.
Каждая подгруппа выступает от лица ученого (или нескольких ученых), представляя его (их) подходы к конфликтам. Все присутствующие студенты в форме интервью задают членам подгруппы вопросы, направленные на выяснение сущности теории, интерпретацию базовых проблем теоретической конфликтологии. В результате студенты группы совместно с представителями теории или концепции конфликта должны заполнить следующую таблицу.
Таблица 1.2
Трактовка основных положений теорий или концепций конфликта
Основные положения теории или концепции | Интерпретации, предложенные | ||||
Дарендорфом | Зиммелем | Козером | Боулдингом | Туренном | |
Сущность конфликта | |||||
Источники, причины конфликта | |||||
Факторы остроты и силы конфликта | |||||
Роль, функции и последствия конфликта | |||||
Возможность избегания конфликтов, способы их регулирования |
Задание после заполнения таблицы: Подведите вывод всем рассмотренным теориям конфликта. Для этого сопоставьте теории, ответьте на вопросы о том, каковы их общие и отличительные черты, общие и специфические преимущества и недостатки.
Форма контроля: заполненная каждым студентом таблица и участие в деловой игре.
Тема 2. ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА