Теория дополнительных типов мышления

Согласно теории дополнительных типов мышления, разработанной Говардом Гарднером из гарвардского университета, различают семь типов мышления, заслуживающих внимания всех способов обучения.

Лингвистическое мышление

Чувствительность к значениям и порядку слов. Лингвисты, писатели и публичные ораторы используют данный тип интелекта.

Логико-математическое мышление

Склонность к математике и другим сложным логическим наукам. Такой тип мышления применяют: компьютерные программисты, инженеры и учёные.

Музыкальное мышление

Способность понимать и создавать музыку. Музыканты, композиторы и танцоры используют данный тип мышления.

Пространственное мышление

Способность воспринимать окружающий мир и точно воспроизводить (или изменять) его в уме и на бумаге. На таком типе мышления специализируются дизайнеры, архитекторы и контролёры воздушного пространства.

Телесно-кинестетическое мышление

Способность использовать тело данным образом для самовыражения, достижения поставленной цели или развлечений. Такое мышление превосходно используют атлеты, танцоры и актёры.

Внутриличностное мышление

Способность воспринимать и понимать других людей – их настроение, желания и мотивацию. Этим типом мышления обладают бизнес-лидеры, политики, учителя и терапевты.

Внеличностное мышление

Понимание личных эмоций, ценностей и философии. Люди, пишущие интраспективно, советники, изобретатели и религиозные лидеры обладают таким типом мышления.

Натуралистическое мышление

Чувствительность к природе, восприятие взаимосвязей, образов и разнообразия природы, включая царство растенй и животных. Данным типом мышления обладают биологи, натуралисты, лесники и агрономы.

Ссылки: Ховард Гарднер "Границы мозга" [Howard Gardner Frames of Mind] и Питер Кляйн "Повседневный гений" [Peter Kline The Everyday Genius].


 

Теория дополнительных типов мышления - student2.ru Составление карт

Памяти

Как составить карту памяти

Активацию можно завершить составлением карты памяти. Карты памяти – изобретение Тони Бюзана – это техника целостного мышления для креативного ведения заметок. Карты памяти очень индивидуальны и отражают Ваши личные чувства. Образы и ассоциации, составляющие долговременную память, уникальны. Основные инструкции по составлению карт памяти:

• Поместите основную идею в центр страницы. Лучше нарисовать рисунок.

• Запишите сопутствующие понятия, соединив их линиями с центром.

• Используйте только ключевые термины – зачастую ими выступают слова-триггеры, выявленные во время предпросмотра. Формулируйте каждую фразу в трёх словах или менее.

• Включайте графические элементы: карикатуры, рисунки, символы, значки – всё, что окажется подходящим.

• Добавьте цвет.

В двух замечательных книгах о картах памяти данная техника раскрывается более подробно. Эти книги: "Книга о картах памяти" Тони Бьюзена и "Составление карты внутреннего пространства" Нэнси Маргулес. [Tony Buzan The Mind Map Book и Nancy Margulies Mapping Inner Space]

Статья

Барбара Диобилида

Подросток из Майами разра-ботала теорию, которая, по её словам, может произвести рево-люцию в области обучения и восприятия среди школьников и взрослых.

Теория называется "карта па-мяти", она сделала 15-ти летнюю девочку Лену Израэль знамени-тостью в США, Австралии, Азии и даже в бывшем СССР.

"Каждый ученик желает знать как можно больше, однако никто не хочет много заниматься" – говорит Лена, ученица младших классов старшей северной школы Майами Бич. "При помощи системы карт памяти, записывать приходится меньше, и учить тоже меньше, однако при этом усва-ивается больше информации".

Как работает данный метод? Для того, чтобы понять это, сна-чала сложите руки вместе, чтобы выполнить два первых этапа. Та-ков примерный размер Вашего мозга. Считается, что левое по-лушарие отвечает за логику, язык, числа и последовательность дейст-вий. Правое полушарие – креа-тивное, оно отвечает за вообра-жение, цвета, музыку, даже мечты.

Каждое полушарие обрабатыва-ет информацию по-своему, однако, мозг функционирует лучше, когда оба полушария стимулируются одинаково. Вот, где важны карты памяти.

"Функционирование всего моз-га одновременно обеспечивает техника обучения", - говорила Лена.

Готовы попробовать? Возьми-те чистый лист бумаги, в центре напишите слово или нарисуйте картинку, отражающую опреде-лённую тему. На мгновение пред-ставьте музыку. Запишите назва-ние произведения или сделайте нотный эскиз, чтобы обозначить мелодию.

Затем прочертите расходящиеся в разные стороны линии, запишите подзаголовки тем на конце каждой из них. Запишите слово или нарисуйте картинку, относящуюся к теме, например, одна линия может сопровождаться словом "типы", дру-гая – "исполнители", третья - "пес-ни", следующая - "инструменты".

Затем, нарисуйте следующие ответвления. Под "инструмент-ами" нарисуйте линии, сопрово-ждающиеся словами или рису-нками скрипки, трубы, барабанов. Под "типами" запишите: рок, кантри, джаз или проиллюст-рируйте данные муыкальные стили. Продолжайте чертить от-ветвления, пока тема не останется исчерпанной.

Попытайтесь использовать лишь одно слово для каждой линии, и рисуйте иллюстрации при любой возможности. Исполь-зуйте разные цвета для всех ответвлений. Данные стратегии помогут стимулировать оба полу-шария мозга одновременно. "Карта", полученная в результате, станет инструментом обучения, который может послужить в качестве плана сочинения, или подборки основных фактов для любой темы.

Карты памяти Теория подростка оказалась революционной

Ведя записи линейно – то есть, просто записывая слова – Вы тра-тите 90 процентов времени на написание слов, которые не несут никакой информации для воспри-ятия" – сказала Лена. "Когда Вы начинаете изучать свои записи, то также тратите напрасно 90 про-центов времени".

"При составлении карт памяти, Вы используете только ключевые слова, таким образом, Вы узнаёте и запоминаете больше. Учебники по химии моего друга как ми-нимум в три дюйма (7,62 см) толщиной, а мои записи менее одного (2,54 см), и мы обладаем одной и той же информацией".

Система Лены появилась из главы книги Тони Бюзана "Исполь-зуйте оба полушария мозга" [Tony Buzan Use Both Sides of Your Brain]. Она считает, что прграмма Бюзана, призванная помочь дело-вым людям усоворшенствовать стратегии работы, могла бы стать отличным научным проектом, направленным на детей и обуче-ние.

Так и случилось. Она полу-чила высшую отметку. Однако, это было только начало.

Её пригласили продемонстри-ровать свои открытия на Восьмой Всемирной Конференции Одарён-ных и Талантливых Детей в 1989 г. в Сиднее, Австралия. Она стала там самым молодым докладчи-ком.

"Это было так потрясающе, - говорила она. "Я проводила пре-зентацию более 250 всемирным деятелям образования, которые внимательно слушали то, о чём я говорила".

Вернувшись в Соединённые Штаты, Лена издала книгу, ко-торую также представляла на кон-ференции: "Сила мозга для детей – как стать гением за секунду" ["Brain Power for Kids— How to Become an Instant Genius"], было продано более 2000 экземпляров. С тех пор, Лена успела создать компанию "Сила мозга для де-тей", и читает лекции по всему миру.

Хотя она и настаивает на том, что является обычным подрост-ком, так как у неё полно домашних заданий, Лена опреде-лилась с планами на будущее. Можно сказать, она составила его карту памяти.

Напечатано с разрешения Scripps Howard News Service.


Наши рекомендации