Программа технологической практики
для студентов 4 курса
(Шадрина И.М., Стаценко Е.Р., Судакова О.Н.)
Технологическая практика по профилю специализации является завершающим этапом обучения и проводится для овладения ими профессионального опыта, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности, направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также приобретения практического опыта.
Сроки проведения технологической практики:
Технологическая практика студентов факультета технологии и дизайна проводится на 4 курсе в 8 семестре. Продолжительность 4 недели.
Цель технологической практики:
• совершенствование профессиональных знаний и умений у будущих педагогов профессионального обучения на завершающем этапе обучения;
• подготовка их к самостоятельной высокопроизводительной трудовой деятельности и формирование таких качеств, как техническая наблюдательность, сообразительность;
• развитие у студентов творческого и технического мышления, нравственной зрелости и устойчивости поступков;
• приобретение профессиональных навыков и умений.
Задачи практики:
• углубить, закрепить и применить общетехнические и специальные знания во время прохождения технологической практики;
• овладение рабочей профессией в рамках специализации;
• ознакомиться с основными целями и задачами организационной работы в сфере дизайна и смежных с ним сферах деятельности;
• ознакомиться с ассортиментом, свойствами и технологией изготовления изделий;
• практически освоить производственно-технологические функции профессиональной деятельности в сфере дизайна;
• выполнить индивидуальное задание, выданное выпускающей кафедрой.
Содержание и характер деятельности студентов
К началу прохождения практики студенты должны владеть:
· знаниями по курсам общих дисциплин, циклу дисциплин по профессиональной подготовки, большей частью дисциплин специализации;
· навыками работы по профильным специальностям (профессий);
· умением использовать вычислительную технику при решении технических задач, при проектировании, моделировании и производстве изделий, а также при организации учебного процесса.
Должен знать:
- методы и приемы работы над дизайн - проектом;
- закономерности построенияхудожественной формы и особенности ее восприятия;
- соблюдать требования, предъявляемые к материалам;
- приемы проектной графики и моделирования;
- методы технологического и организационно-экономического проектирования в области дизайна;
А так же студент должен:
– быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
– быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
– быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
– быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
– обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
– быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
Организация деятельности студентов
Практика включает в себя два этапа:
- подготовительно-рефлексивный - проводится перед практикой;
- деятельностный - студент реализует программу и задачи практики.
Подготовительно-рефлексивный этап
Данный этап практики подготавливает студента к вхождению в структуры действующих предприятий, учреждений, организаций и т.д.
Студент должен осознать, осмыслить стоящие перед ним задачи.
В этот период проводится:
· экскурсии на предприятия с посещением технологических мастерских:
· самостоятельный анализ полученных знаний по общепрофессиональным и другим дисциплинам с целью применения их на практике;
· получает индивидуальное задание у руководителя от кафедры.
Деятельностный этап
Проводится в два этапа:
1) на базе университета – в учебных мастерских (разработка проекта);
2) на предприятиях или в организациях (реализация, изучение технологии дизайна).
Предприятие, предоставляющее места для прохождения практики, назначает студентам руководителя из числа своих инженерно-технических работников, обладающих необходимой квалификацией.
На этом этапе студент реализует основные задачи практики, анализирует полученные знания, выполняет задание, полученное на кафедре, оформляет отчет по практике.
В этот период студент должен:
· На базе университета (в учебных мастерских) – осуществить дизайнерское проектирование и изготовить оригиналы проектов. Сформировать практические знания о технологиях дизайна и оборудовании дизайнерского производства, приобрести умение практической работы.
· На предприятиях или в организациях – осуществить работу по созданию проектов и оригиналов по различным видам дизайна. Изучить технологии дизайна, основные процессы дизайнерского проектирования; конструктивно-художественный анализ объектов проектирования; экологически обосновать технологические решения. Проводить проектно-технический анализ объектов дизайна, изготавливать отдельные виды дизайнерской продукции. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования; выполнять графическую часть проекта, оригиналы или отдельные элементы проекта в натуре; использовать информационные технологии для решения профессиональных задач.
Ожидаемые результаты
В итоге студент должен научится организовывать и контролировать технологический процесс и процесс проектирования в учебно-производственной мастерской и на производстве.
Выполнить под руководством руководителя практики от предприятия комплекс работ согласно квалификационной характеристики.
Выполнить индивидуальное задание, выданное руководителем выпускающей кафедры.
Заполнить дневник, написать отчет по результатам практики.
Формы отчётности
Дневник
Является обязательным документом при прохождении технологической практики. К нему прилагается индивидуальное задание, сформулированное в виде вопросов для решения производственно-технических задач. В дальнейшем студент должен ежедневно заносить в дневник информацию о проделанной работе, указывать материалы, которые использовал для выполнения производственного задания, перечень работ, проделанных за день. В конце практики руководитель от предприятия делает отзыв-заключение с оценкой о работе студента-практиканта и записывает его в дневник. Подпись руководителя заверяется печатью того предприятия, на котором он работает.
Образец дневника:
№ п/п | Дата | Виды работ | Материалы и инструменты | Отметка о выполнении |
Отчет
- должен содержать информацию обо всей работе, выполняемой студентом-практикантом за время прохождения практики по следующему плану.
Содержание отчета:
введение
ознакомительная часть;
производственная часть;
технологическая часть;
аналитическая часть;
индивидуальное задание.
В ознакомительной части должны содержаться ответы на общие задачи практики.
В производственной части должны быть изложены результаты выполняемой работы студента-практиканта в соответствии с предлагаемой производственной программой практики.
В технологической части студент должен изложить результаты своей работы:
- описать цели, задачи, направленные на ее достижение и поддержание единства.
В аналитической части студент должен провести анализ своей деятельности и ответить на следующие вопросы:
- насколько выполнены цели и задачи его производственной деятельности?;
- что не достигнуто, недостаточно реализовано?;
- чему научился, чем обогатил свои знания, технико-технологические навыки и опыт?;
- сделать вывод и занести в дневник.
Для повышения эффективности технологической практики студент должен выполнить индивидуальное задание, полученное у руководителя практики от выпускающей кафедры.
Отчет заполняется студентом в течение всего периода практики.
Итоговая аттестация
Непосредственное руководство технологической практикой осуществляется руководителями от выпускающей кафедры и предприятия. Они совместно контролируют выполнение студентами-практикантами производственной программы практики и индивидуальных заданий.
По окончании прохождения технологической практики студент обязан:
- сдать на предприятие все технические средства, которыми пользовался в период практики;
- сдать инструмент;
- составить и оформить отчет о проделанной работе и защитить его в специальной комиссии, назначенной распоряжением заведующего кафедрой;
- оценка практики приравнивается к оценкам теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов;
- студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы технологической практики по профилю специализации или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность;
- в случае уважительной причины студенты направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.
Прохождение практики заканчивается дифференцированным зачётом.
Литература
Белоусов Е.Д. Технология малярных работ. М.: Высшая школа, 1980.
Воронов Н.В. Искусство предметного мира. – Л., 1985.
Губницкий С., Миронов Г., Тарасевич Г. Декоративно-оформительские работы. – М., 1984.
Ерлыкин Л.А. Послушный металл. - М., 1984.
Искусство Жостова. Современные мастера. – М., 1987.
Каплан Н.И., Митрянская Т.Б. Народные художественные промыслы.- М.: Высшая школа, 1980.
Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. - М.: Знание, 1987.
Роземблюм Е.А. Художник в дизайне. - М., 1984
Темерин С.М. Русское прикладное искусство. - М., 1980.
Темерин С.М. Художественное оформление быта и воспитание вкуса. – М., 1982.
Федоров Н.В. Художественное конструирование и качество промышленных изделий. – М.: Машиностроение, 1986.
Чекалов А.К. Искусство в быту. – М., 1981.
Шемшурина Е.Н. Эстетика бытовой среды. - М., 1986.
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Пояснительная записка | |
Программа педагогической практики для студентов 4 курса (Шадрина И.М., Стаценко Е.Р., Судакова О.Н.) | |
Литература | |
Программа педагогической практики для студентов 5 курса (Шадрина И.М., Стаценко Е.Р., Судакова О.Н.) | |
Приложение 1. | |
Приложение 2. | |
Приложение 3. | |
Приложение 4 и 5. | |
Приложение 6. | |
Приложение 7. | |
Литература | |
Программа технологической практики для студентов 4 курса (Шадрина И.М., Стаценко Е.Р., Судакова О.Н.) | |
Литература | |
Оглавление | |
Коллектив авторов:
Шадрина Ирина Михайловна
Стаценко Елена Рудольфовна
Судакова Оксана Николаевна
Сборник программ педагогической и технологической практик для студентов факультета технологии и дизайна специальность «030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн)» – Мурманск: МГПУ. – 2005. - 31 с.
Технический редактор : Шевцова С.А.
Подписано в печать 14.12.04 Формат 60 х 90 /16
Бумага офсетная Усл. 4, 4 п.л. Тираж 100 экз.
Отпечатано в редакционно-издательском отделе (РИО) МГПУ.
Мурманский государственный педагогический университет.
183720, Мурманск, ул. Капитана Егорова, 15