Итоговая аттестация педагогической практики
Педагогическая практика на 4 курсе студентов факультета технологии и дизайна завершается итоговыми конференциями. Студенты получают по результатам практики (при полностью сданной документации) дифференцированный зачёт.
Литература
Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.
Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.
Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.,1981.
Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.
Кузьмина Н.В. и др. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990.
Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Талин: Варгус, 1980.
Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986.
Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя, - М., 1993.
Психические особенности слабоуспевающих школьников. – М., 1984.
Романцев Г.М., Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище /Урал. Гос. Проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: УГППУ, 1997.
Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.
Фридман К.Н., Волков. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.
Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
для студентов 5 курса
(Шадрина И.М., Стаценко Е.Р., Судакова О.Н.)
Сроки проведения практики
Вторая педагогическая практика студентов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» проводится на 5 курсе в 9 семестре. Продолжительность практики 6 недель.
Целью второй педагогической практики является освоение и осмысление профессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания и воспитания.
Задачи практики предусматривают:
• дальнейшее развитие у студентов организаторских, коммуникативных,
технико-технологических, дидактико-методических, воспитательных умений, характерных для будущей профессиональной деятельности;
• развитие у студентов исследовательского и творческого подхода к
учебно-воспитательному процессу в учебном заведении;
• поиск и становление индивидуального стиля деятельности у будущих
педагогов профессионального обучения.
Содержание и характер деятельности студентов
Дидактико-методическая работа предполагает последовательное выполнение студентами следующих видов работ:
• Изучение и анализ системы преподавания предмета.
Для анализа методической системы, реализуемой преподавателем предмета, необходимо ознакомиться и изучить программу предмета, перспективно-тематический план, методическое оснащение предмета побеседовать с преподавателем о задачах и месте предмета в подготовке рабочего, об идеях, концепции преподавания предмета (если есть), о подходах к разработке методичного обеспечения предмета, посетить уроки преподавателя.
Анализ осуществляется по представленной ниже схеме. Материалы анализа включаются в отчет студента по практике.
Схема анализа урока
1. Наименование предмета.
2. Ф.И.О. преподавателя.
3. Основные цели и задачи предмета, связанные с профессиональной подготовкой рабочего.
4. Цели и задачи предмета, связанные с воспитанием и развитием учащегося, общегражданской подготовкой.
5. Особенности содержания предмета. Для этого изучается программа предмета, устанавливаются логика построения программы, принципы, на основе которых осуществляется отбор информации. Особое внимание уделяется анализу содержания предмета, если программа предмета новая или корректированная и отличается от типовой программы.
Особенности и методика преподавания предмета:
• формы занятий, их структура, использование нетрадиционных форм занятий (деловые и имитационные игры, лекции, семинары, учебные конференции, «симпозиумы», совещания, «круглые столы» и т.д.), тематика занятий и особенности методики (описание) нетрадиционных форм;
• типичная для преподавателя методика проведения уроков: типы,
структура, характерные методы;
• наиболее интересные элементы уроков по предмету (средства наглядности, раздаточный материал, методы контроля, методика актуализации знаний, методика изложения материала, оснащение кабинета и т.д.)
Подходы к разработке методического обеспечения предмета:
• перечень методических материалов к предмету;
• подходы к разработке содержания и методики применения на занятиях:
а) контролирующих дидактических материалов;
б) слайдов, наглядно- иллюстрационных материалов;
в) опорных сигналов, листов, конспектов;
г) задач и практических заданий;
д) лабораторных работ и т.д.
Обобщение и описание идей, реализуемых преподавателем. Необходимо выделить и сформулировать идеи, которые преподаватель стремится реализовать при обучении своему предмету, дать их краткую характеристику и степень реализации.
Выводы практиканта.
1. Анализ методики производственного обучения
Анализ проводится по следующей схеме (материалы анализа оформляются в отчет):
• рабочая профессия, специальность;
• Ф.И.О. мастера производственного обучения;
• перечень целей и задач, реализуемых мастером производственного обучения при практической подготовке учащихся (цели обучения, воспитания и развития);
• характеристика особенностей процесса производственного обучения,
реализуемого мастером производственного обучения (получение нескольких профессий, широкопрофильная подготовка, модульное обучение, применяемая система производственного обучения, обучение на сложной продукции и т.д.);
• перечень учебно-производственных работ, эскизы деталей, принципы их отбора;
• характеристика методики, реализуемой мастером: формы организации производственного обучения, структура уроков, особенности проведения инструктажей, методики контроля;
• применяемая учебно-инструкционная документация: форма, содержание, примеры;
• отношение учащихся к производственному обучению, уровень их достижений;
• выводы.
2. Разработка и проведение системы уроков теоретического и производственного обучения.
Организация деятельности студентов
При разработке системы уроков необходимо выбрать тему из программы предмета по объему, достаточному для реализации системного подхода к урокам. При отборе темы студенту рекомендуется посоветоваться с руководителями практики (мастером производственного обучения, преподавателями училища и кафедры). Разработка системы уроков теоретического и производственного обучения должна осуществляться продуманно и последовательно.
Рекомендуется практиканту решить ряд задач по построению системы уроков:
• изучить и определить место и значимость темы предмета в подготовке учащихся;
• проанализировать содержание программы предмета по теме и разбить
его на уроки;
• определить и сформулировать цели и задачи по обучению, воспитанию и развитию учащихся, которые будут реализованы при изучении темы;
• выбрать основную идею преподавания темы.
Идея может быть самой разнообразной, но она должна быть направлена на наилучшее достижение поставленных целей и задач. Идея может быть связана с отбором содержания учебного материала, оригинальным, проблемным, занимательным его конструированием, не традиционностью подачи информации и т.д. Идея может относиться к процессу обучения: активизации учения, развивающее обучение, модульное обучение, демократичность отношений, интегративные уроки, уровневый подход, моделирование и имитирование будущей профессиональной деятельности, индивидуализация и т.д.
Желательно остановиться на одной идее и стремиться наиболее эффективно ее реализовать:
• продумать, как реализовать идею: на каких уроках, как и какими
средствами будут развиваться от урока к уроку цели, задачи и идеи;
• осуществить отбор информации для уроков (а также объектов производственного обучения для уроков производственного обучения);
• продумать методику уроков;
• продумать средства наглядности, ТСО, дидактические материалы, необходимые для уроков;
• описать подход к разработке дидактических материалов для уроков;
• разработать планы, конспекты и необходимые дидактические материалы;
• провести уроки теоретического и производственного обучения по разработанным системам.
Ожидаемые результаты
· Необходимо провести 6-10 уроков теоретического, 3-6 уроков производственного обучения, осмыслить проведенные уроки;
· проанализировать степень реализации целей, правильность принятых и реализованных методических решений, характер трудностей; выявить у себя умения, которые необходимо совершенствовать и развивать.
· провести внеклассное мероприятие, осмыслить и проанализировать выполнение поставленных целей и задач воспитательного мероприятия.
Формы отчётности
1. Краткая характеристика учебного заведения, где осуществляется практика.
2. Анализ системы преподавания предмета.
3. Анализ методики производственного обучения.
4. Описание разработанной студентом-практикантом системы уроков теоретического и производственного обучения.
5. Анализ воспитательной работы мастера производственного обучения
в группе.
6. Анализ воспитательного мероприятия и средств педагогичного воздействия для решения проблем развития и воспитания. Приложить сценарий одного воспитательного мероприятия.
7. Приложения, которые студент считает необходимыми для отчета.
8. Выводы практиканта.
Итоговая аттестация
Педагогическая практика на 5 курсе студентов факультета технологии и дизайна завершается итоговой конференцией. Студенты получают по результатам практики (при полностью сданной документации) дифференцированный зачёт.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
1.Оценка «отлично» ставится, если:
• урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком методическом уровне;
• на уроке применяются сочетания различных форм и методов работы;
• учащиеся привлекаются к активному участию в изучении материала;
• практикант систематически работает со всеми учащимися;
• наглядные пособия использованы в полной мере;
• студент умело сочетает работу с вызванным к доске учеником и работой всей группы;
• вопросы ставятся четко, неточности в ответах учащихся исправляются;
• оценки за работу учащихся ставятся верно, соответствующим образом аргументируются;
• цель урока достигнута;
• дисциплина отличная.
2. Оценка «хорошо» ставится, если:
• урок проведен на достаточно высоком методическом уровне;
• наглядные пособия используются в полной мере;
• учащиеся достаточно активно работают на уроке;
• практикант систематически работает со всеми категориями учащихся;
• ошибок в изложении учебного материала нет, имеются некоторые неточности;
• цель урока достигнута;
• дисциплина хорошая.
3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
• допущены недочеты в изложении учебного материала;
• ошибок по ходу урока нет;
• цель урока достигнута не полностью;
• имеются недостатки методического характера;
• дисциплина учащихся удовлетворительная.
• Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
• допускаются ошибки теоретического и методического характера;
• урок не достиг цели;
• материал учащимися усвоен плохо или совсем не усвоен;
• дисциплина плохая.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2