Итоговая аттестация педагогической практики

Педагогическая практика на 4 курсе студентов факультета технологии и дизайна завершается итоговыми конференциями. Студенты получают по результатам практики (при полностью сданной документации) дифференцированный зачёт.

Литература

Векслер С.И. Современные требования к уроку. – М., 1985.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону, 1997.

Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982.

Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.,1981.

Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1980.

Кузьмина Н.В. и др. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990.

Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Талин: Варгус, 1980.

Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.

Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1986.

Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя, - М., 1993.

Психические особенности слабоуспевающих школьников. – М., 1984.

Романцев Г.М., Хаматнуров Ф.Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище /Урал. Гос. Проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

Фридман К.Н., Волков. Психологическая наука – учителю. – М., 1985.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 5 курса

(Шадрина И.М., Стаценко Е.Р., Судакова О.Н.)

Сроки проведения практики

Вторая педагогическая практика студентов по специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» проводится на 5 курсе в 9 семестре. Продолжительность практики 6 недель.

Целью второй педагогической практики является освоение и осмысление про­фессионально-педагогической деятельности на уровне системы преподавания и воспитания.

Задачи практики предусматривают:

• дальнейшее развитие у студентов организаторских, коммуникативных,
технико-технологических, дидактико-методических, воспитательных умений, характерных для будущей профессиональной деятельности;

• развитие у студентов исследовательского и творческого подхода к
учебно-воспитательному процессу в учебном заведении;

• поиск и становление индивидуального стиля деятельности у будущих
педагогов профессионального обучения.

Содержание и характер деятельности студентов

Дидактико-методическая работа предполагает последовательное выпол­нение студентами следующих видов работ:

• Изучение и анализ системы преподавания предмета.

Для анализа методической системы, реализуемой преподавателем пред­мета, необходимо ознакомиться и изучить программу предмета, перспективно-тематический план, методическое оснащение предмета побеседовать с препо­давателем о задачах и месте предмета в подготовке рабочего, об идеях, кон­цепции преподавания предмета (если есть), о подходах к разработке методич­ного обеспечения предмета, посетить уроки преподавателя.

Анализ осуществляется по представленной ниже схеме. Материалы ана­лиза включаются в отчет студента по практике.

Схема анализа урока

1. Наименование предмета.

2. Ф.И.О. преподавателя.

3. Основные цели и задачи предмета, связанные с профессиональной подготовкой рабочего.

4. Цели и задачи предмета, связанные с воспитанием и развитием учаще­гося, общегражданской подготовкой.

5. Особенности содержания предмета. Для этого изучается программа предмета, устанавливаются логика построения программы, принципы, на ос­нове которых осуществляется отбор информации. Особое внимание уделяется анализу содержания предмета, если программа предмета новая или корректи­рованная и отличается от типовой программы.

Особенности и методика преподавания предмета:

• формы занятий, их структура, использование нетрадиционных форм занятий (деловые и имитационные игры, лекции, семинары, учебные конференции, «симпозиумы», совещания, «круглые столы» и т.д.), тематика занятий и особенности методики (описание) нетрадиционных форм;

• типичная для преподавателя методика проведения уроков: типы,
структура, характерные методы;

• наиболее интересные элементы уроков по предмету (средства нагляд­ности, раздаточный материал, методы контроля, методика актуализации зна­ний, методика изложения материала, оснащение кабинета и т.д.)

Подходы к разработке методического обеспечения предмета:

• перечень методических материалов к предмету;

• подходы к разработке содержания и методики применения на занятиях:
а) контролирующих дидактических материалов;

б) слайдов, наглядно- иллюстрационных материалов;

в) опорных сигналов, листов, конспектов;

г) задач и практических заданий;

д) лабораторных работ и т.д.

Обобщение и описание идей, реализуемых преподавателем. Необходимо выделить и сфор­мулировать идеи, которые преподаватель стремится реализовать при обучении своему предмету, дать их краткую характеристику и степень реализации.

Выводы практиканта.

1. Анализ методики производственного обучения

Анализ проводится по следующей схеме (материалы анализа оформля­ются в отчет):

• рабочая профессия, специальность;

• Ф.И.О. мастера производственного обучения;

• перечень целей и задач, реализуемых мастером производственного обучения при практической подготовке учащихся (цели обучения, воспитания и развития);

• характеристика особенностей процесса производственного обучения,
реализуемого мастером производственного обучения (получение нескольких профессий, широкопрофильная подготовка, модульное обучение, применяемая система производственного обучения, обучение на сложной продукции и т.д.);

• перечень учебно-производственных работ, эскизы деталей, принципы их отбора;

• характеристика методики, реализуемой мастером: формы организации производственного обучения, структура уроков, особенности проведения ин­структажей, методики контроля;

• применяемая учебно-инструкционная документация: форма, содержа­ние, примеры;

• отношение учащихся к производственному обучению, уровень их дос­тижений;

• выводы.

2. Разработка и проведение системы уроков теоретического и производ­ственного обучения.

Организация деятельности студентов

При разработке системы уроков необходимо выбрать тему из программы предмета по объему, достаточному для реализации системного подхода к урокам. При отборе темы студенту рекомендуется посоветоваться с руководите­лями практики (мастером производственного обучения, преподавателями учи­лища и кафедры). Разработка системы уроков теоретического и производст­венного обучения должна осуществляться продуманно и последовательно.

Ре­комендуется практиканту решить ряд задач по построению системы уроков:

• изучить и определить место и значимость темы предмета в подготов­ке учащихся;

• проанализировать содержание программы предмета по теме и разбить
его на уроки;

• определить и сформулировать цели и задачи по обучению, воспита­нию и развитию учащихся, которые будут реализованы при изучении темы;

• выбрать основную идею преподавания темы.

Идея может быть самой разнообразной, но она должна быть направлена на наилучшее достижение поставленных целей и задач. Идея может быть свя­зана с отбором содержания учебного материала, оригинальным, проблемным, занимательным его конструированием, не традиционностью подачи информа­ции и т.д. Идея может относиться к процессу обучения: активизации учения, развивающее обучение, модульное обучение, демократичность отношений, интегративные уроки, уровневый подход, моделирование и имитирование будущей профессиональной деятельности, индивидуализация и т.д.

Желательно остановиться на одной идее и стремиться наиболее эффек­тивно ее реализовать:

• продумать, как реализовать идею: на каких уроках, как и какими
средствами будут развиваться от урока к уроку цели, задачи и идеи;

• осуществить отбор информации для уроков (а также объектов произ­водственного обучения для уроков производственного обучения);

• продумать методику уроков;

• продумать средства наглядности, ТСО, дидактические материалы, необходимые для уроков;

• описать подход к разработке дидактических материалов для уроков;

• разработать планы, конспекты и необходимые дидактические мате­риалы;

• провести уроки теоретического и производственного обучения по разработанным системам.

Ожидаемые результаты

· Необходимо провести 6-10 уроков теоретического, 3-6 уроков производственного обучения, осмыслить проведенные уроки;

· проанализировать степень реализации целей, правильность принятых и реализованных методических решений, ха­рактер трудностей; выявить у себя умения, которые необходимо совершенст­вовать и развивать.

· провести внеклассное мероприятие, осмыслить и проанализировать выполнение поставленных целей и задач воспитательного мероприятия.

Формы отчётности

1. Краткая характеристика учебного заведения, где осуществляется прак­тика.

2. Анализ системы преподавания предмета.

3. Анализ методики производственного обучения.

4. Описание разработанной студентом-практикантом системы уроков теоретического и производственного обучения.

5. Анализ воспитательной работы мастера производственного обучения
в группе.

6. Анализ воспитательного мероприятия и средств педагогичного воздействия для решения проблем развития и воспитания. Приложить сценарий одного воспитательного мероприятия.

7. Приложения, которые студент считает необходимыми для отчета.

8. Выводы практиканта.

Итоговая аттестация

Педагогическая практика на 5 курсе студентов факультета технологии и дизайна завершается итоговой конференцией. Студенты получают по результатам практики (при полностью сданной документации) дифференцированный зачёт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОКА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

1.Оценка «отлично» ставится, если:

• урок достаточно насыщен материалом, проведен на высоком методи­ческом уровне;

• на уроке применяются сочетания различных форм и методов работы;

• учащиеся привлекаются к активному участию в изучении материала;

• практикант систематически работает со всеми учащимися;

• наглядные пособия использованы в полной мере;

• студент умело сочетает работу с вызванным к доске учеником и рабо­той всей группы;

• вопросы ставятся четко, неточности в ответах учащихся исправляют­ся;

• оценки за работу учащихся ставятся верно, соответствующим образом аргументируются;

• цель урока достигнута;

• дисциплина отличная.

2. Оценка «хорошо» ставится, если:

• урок проведен на достаточно высоком методическом уровне;

• наглядные пособия используются в полной мере;

• учащиеся достаточно активно работают на уроке;

• практикант систематически работает со всеми категориями учащихся;

• ошибок в изложении учебного материала нет, имеются некоторые не­точности;

• цель урока достигнута;

• дисциплина хорошая.

3. Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

• допущены недочеты в изложении учебного материала;

• ошибок по ходу урока нет;

• цель урока достигнута не полностью;

• имеются недостатки методического характера;

• дисциплина учащихся удовлетворительная.

• Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

• допускаются ошибки теоретического и методического характера;

• урок не достиг цели;

• материал учащимися усвоен плохо или совсем не усвоен;

• дисциплина плохая.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации