Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:
1. Расширение объема словаря.
2. Формирование структуры значения слова.
3. Развитие лексической системности и семантических полей.
4. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.
5. Развитие словообразования.
6. Уточнение грамматического значения слова.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану.
После того как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна, лимерика, «образа слов» — мини-сочетания, где сконцентрированы знания, чувства, и выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие. Синквейн, лимерик, «образ слов» печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями.
«Сочинения» пишутся один раз в неделю или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов, лимериков, «образа слов». Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это ни делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух. Работа по составлению синквейнов, лимериков, «образа слов» — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.
Синквейн
Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1)первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2)вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5)пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Примеры синквейна:
Дождь
· Грибной, летний.
· Льет, капает, стучит.
· Я люблю гулять под дождем.
· Лужи, тучи, вода.
Ветер
· Сильный, холодный.
· Срывает, дует, воет.
· Ветер осенью холодный.
· Осень, холод, сквозняки.
Радуга
· Веселая, разноцветная.
· Появляется, радует, играет.
· На небе, после дождя, большая радуга.
· Дождь, тепло, лето, детство.
Лимерики
Лимерик — абсурдное стихотворение:
· стихотворение состоящее из слов и фраз, единственно используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;
· комическое стихотворение, также известное как лимерик.
В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а третья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: первая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.
Примеры лимерика:
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Однажды Дружок под дождем промок.
Дети построили Дружку домишко.
Дружок в непогоду виляет хвостишком.
В соседнем дворе живет собака Дружок.
Инсценирование
В дошкольных учреждениях на лексико-грамматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования. Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико- грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно выбрать два-три ребенка, а можно и задействовать всю группу, например, проводить игру по кругу.
Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.
Например, занятие по теме «Хлеб».
Педагог определяет круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, и выбирает детей, играющих ту или иную роль:
1-й ребенок — тракторист;
2-й ребенок — комбайнер;
3-й ребенок — мельник;
4-й ребенок — пекарь;
5-й ребенок — водитель;
6-й ребенок — продавец;
7-й ребенок — покупатель.
Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продолжают описывать, как получается из зерна булка хлеба.