Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по сле­дующим направлениям:

1. Расширение объема словаря.

2. Формирование структуры значения слова.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

4. Формирование парадигматических и синтагматичес­ких связей слов.

5. Развитие словообразования.

6. Уточнение грамматического значения слова.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточ­ный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования сло­варя. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей ра­боты над предложением. Давая понятие «слово, обозна­чающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначаю­щим предметы, действия и признаки предметов, изобра­жать их графически. Графические схемы помогают де­тям более конкретно ощутить границы слов и их раз­дельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель, взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, ра­боту можно построить по определенному плану.

После того как у детей сформировалось представле­ние о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обо­значающие предмет и действие предмета, соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактичес­ки закладывается основа для успешного овладения уме­нием чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной струк­туры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежа­щее), а также простые нераспространенные предложе­ния с однородными подлежащими и сказуемыми. Да­лее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагатель­ным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких сло­вах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т. д., а затем сокращать их до первоначального вида простого двусоставного, нераспространенного пред­ложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Они необходимы для создания синквейна, лимерика, «обра­за слов» — мини-сочетания, где сконцентрированы зна­ния, чувства, и выражены свои позиция, взгляд на то или иное событие. Синквейн, лимерик, «образ слов» печатают дети, имеющие некоторые знания по грамма­тике, владеющие послоговым чтением и чтением слова­ми. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их офор­мляют вместе с родителями.

«Сочинения» пишутся один раз в неделю или в две и имеют различную тематику, что находит свое отраже­ние в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов, лимериков, «образа слов». Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, живот­ным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это ни делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочи­нение всем вслух. Работа по составлению синквейнов, лимериков, «образа слов» — источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

Синквейн

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, яв­ляется работа над созданием нерифмованного стихотво­рения, синквейна. Синквейн с французского языка пе­реводится как «пять строк», пятистрочная строфа сти­хотворения.

Правила составления синквейна:

1)первая строка — одно слово, обычно существитель­ное, отражающее главную идею;

2)вторая строка — два слова, прилагательные, описы­вающие основную мысль;

3)третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4)четвертая строка — фраза из нескольких слов, по­казывающая отношение к теме;

5)пятая строка— слова, связанные с первым, отража­ющие сущность темы.

Примеры синквейна:

Дождь

· Грибной, летний.

· Льет, капает, стучит.

· Я люблю гулять под дождем.

· Лужи, тучи, вода.

Ветер

· Сильный, холодный.

· Срывает, дует, воет.

· Ветер осенью холодный.

· Осень, холод, сквозняки.

Радуга

· Веселая, разноцветная.

· Появляется, радует, играет.

· На небе, после дождя, большая радуга.

· Дождь, тепло, лето, детство.

Лимерики

Лимерик — абсурдное стихотворение:

· стихотворение состоящее из слов и фраз, единствен­но используемых для сохранения размера стиха, а не смысла; также существуют песни-бессмыслицы;

· комическое стихотворение, также известное как ли­мерик.

В лимерике пять строчек, строится по схеме ААВВА, причем первая рифмуется со второй и пятой, а тре­тья — с четвертой. Сюжетно лимерик выстроен так: пер­вая строчка рассказывает о том, кто и откуда, вторая — что сделал или что с ним произошло, и далее — чем все закончилось. В каноническом лимерике конец после­дней строчки повторяет конец первой.

Примеры лимерика:

В соседнем дворе живет собака Дружок.

Однажды Дружок под дождем промок.

Дети построили Дружку домишко.

Дружок в непогоду виляет хвостишком.

В соседнем дворе живет собака Дружок.

Инсценирование

В дошкольных учреждениях на лексико-грамматических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования. Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико- грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно выбрать два-три ребенка, а можно и задейство­вать всю группу, например, проводить игру по кругу.

Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.

Например, занятие по теме «Хлеб».

Педагог определяет круг профессий, которые задей­ствованы в производстве хлеба, и выбирает детей, игра­ющих ту или иную роль:

1-й ребенок — тракторист;

2-й ребенок — комбайнер;

3-й ребенок — мельник;

4-й ребенок — пекарь;

5-й ребенок — водитель;

6-й ребенок — продавец;

7-й ребенок — покупатель.

Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продол­жают описывать, как получается из зерна булка хлеба.

Наши рекомендации