Глава 3 Технологии развития фонематического слуха

У детей, имеющих общее недоразвитие речи, наруше­ния фонематического слуха могут носить как первичный, так и вторичный характер. Поэтому развитию фонемати­ческого слуха уделяется большое внимание. В исследова­ниях Н.С. Варенцовой, Г.А. Каше, Е.В. Колесниковой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.А. Степановой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чир- киной и др. выделяются основные задачи, стоящие при развитии фонематического слуха.

На фонетическом уровне:

1)восприятие устной речи на сенсомоторном уровне, т. е. развитие распознавания звуков речи;

2)развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

3)формирование слухового контроля за качеством соб­ственного произношения;

4)создание благоприятных условий для последующе­го формирования фонематических функций.

На фонологическом уровне:

1)развитие дифференциации фонем;

2)развитие фонематического анализа и синтеза.

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по развитию фонематического слуха у детей:

1.Развитие распознавания неречевых звуков.

2.Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

3.Формирование фонематического восприятия.

На первом этапе можно рекомендовать упражнения на различение звуков окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов природы по схеме: Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко). Далее ребенку предлагаются задания на определение количества хлоп­ков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько?) и вос­произведение неречевых звуков (хлопков, ударов, сигна­лов, звонков и т. д.) с разной силой, темпом, ритмом.

Можно предложить следующие упражнения.

«Где позвонили?» Для этой игры нужны колоколь­чик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комна­ты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука.

«Кто это?» Взрослый держит в руке несколько кар­тинок с изображением животных и птиц. Ребенок на­угад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не ви­дели, какую именно он вытянул.

Затем следует подражание крикам животного и его движениям. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригина­лом — картинкой.

«Солнце или дождик?» Взрослый берет бубен или тамбурин: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начи­нается игра!»

«Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

«Петух, наседка и цыплята». Папа — петух, мама — наседка, ребенок — цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. Три постукивания — пи-пи-пи. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда?

«Продавец и покупатель». Для этой игры потребу­ются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Мож­но взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коро­бочек он находится. Коробочки не открываются, а про­сто встряхиваются.

«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелис­тывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет пред­метом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от иг­рушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

«Тихо — громко». Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно зву­чанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — пол­ным шагом, под более громкий — бежит. А теперь са­мое время поменяться ролями, верно?

«Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом про­изведен звук.

На втором этапе вводятся речевые звуки. Можно предложить следующие упражнения: ■ различение и отхлопывание ритмического рисунка слова;

· отхлопывание ритмического рисунка чистоговорки, скороговорки, стихотворения, отметить ударный слог движением руки;

· узнавание по беззвучной артикуляции гласных зву­ков. Работу начинаем с уточнения артикуляции глас­ных звуков. Гласный звук выделяем на основе зву­коподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыб­ку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произно­сим с интонированием, затем с естественной артику­ляцией и интонацией;

· «Улавливай шепот». Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается;

· «Лягушка». Дети стоят в кругу. Водящий с завязан­ными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала...

Тот, на кого указал водящий, говорит: «Ква-ква-ква».

Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал;

· дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол и т. д., выделить слог (ис­пользуя слоги различные по структуре СГ, ГС, СГС. ССГ, ГСС, СГСС), слово с заданным звуком отхлопы- ванием или повторением, например, игры «Поймай звук», «Запомни и назови!» и т. д. );

· определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;

· определение места звука в ряду (в начале, в середи­не, в конце);

· определение последовательности звуков в ряду;

· воспроизведение артикуляции и самих звуков, про­изнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;

· «Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком кар­тинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и дру­гие). За каждое названное слово дается поощритель­ное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произне­сения;

· определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;

· «Рассели картинки по домикам». На доске — доми­ки одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по ко­личеству слогов расселяют картинки в домики;

· «Поезд». Детям предлагается макет поезда: парово­за и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов;

· «Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрос­лый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове за­данный звук есть, ребенок поднимает красный кру­жок, если нет — белый. Не забудьте поменяться ро­лями во втором туре;

· «Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);

· выделить первый слог из названий картинок, запи­сать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать;

· определить пропущенный слог в названии картин­ки: ...ва, до...га,ра...та;

· составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мар;

· повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: маль-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;

· «Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого дет­ского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавли­вает» удочкой разные картинки, называет их, опре­деляя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив оп­ределить место заданного звука в названии картин­ки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

· выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;

· по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;

· придумать слова с двумя или тремя слогами;

· «Кто внимательнее». Взрослый показывает картин­ки и называет их. Ребенок внимательно вслушива­ется и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, ме­дуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не за­будьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это воз­можно;придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом са;

· придумать слово с определенным слогом в конце сло­ва, например со слогом на;

· определить количество слогов в названиях картинок;

· поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;

· по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;

· составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д.;

· изменить порядок звуков в слоге. Назвать получен­ный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Напри­мер: ку-ук, на-ан и т. д.;

· составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш и т. д.;

· «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ре­бенку, что каждое слово можно «отстучать» или «от­хлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо на­зывает слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

· «Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

· «Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он пред­лагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очерёди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;

· записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

Так как фонематическое восприятие — это умствен­ное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе вводятся упражнения на формирование звукового анализа и син­теза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

· анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

· узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции), середине и конце слова. Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку);

· «Подбери слова». Ребенок подбирает слова, кото­рые начинаются на гласный [а], [о], [у];

· «Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому зву­ку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);

· Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, кар­тинка с изображением астры закрывается буквой А;

· подбор названий животных, птиц, насекомых, посу­ды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., кото­рые начинаются на заданный звук;

· выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

· по сюжетной картинке назови слова, которые начи­наются с данного звука;

· упражнение «Скажи наоборот». Например: кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;

· лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепест­ки с изображениями различных предметов. Из пред­ложенных лепестков дети выбирают только те пред­метные изображения, названия которых начинают­ся с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка;

· упражнение «Впиши букву». Дети вписывают бук­ву в схему слова под картинкой;

· отгадывание загадок и называние первых звуков в словах;

· определение последнего согласного в слове. Слова предъявляются в последовательности: односложные слова без стечения согласных, которые состоят из обратного, закрытого слогов (ум, дом, кот, сок, рак);

· составить слова различной звуко-слоговой структу­ры из букв разрезной азбуки: дом, мак, сом, крот, стол, стул, волк, врач, крыша, канава, капуста;

· восполнить пропуски букв в словах (количество про­пущенных букв варьируется в зависимости от уров­ня подготовки ребенка — са..лет, с...це, соба..;

· подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-м месте (кот, окно, мак);

· добавить 1, 2, 3, 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (па — пар, пары, парад, паруса; ко — кот, козы, кошка, корова);

· подобрать слова на каждый звук, составляющий ис­ходные слова. Слова записываем на доске:

с а к

сад астра кол

сок абрикос крот

сор артист краска

сыр аист каска

· преобразовать слова путем наращения звуков и букв, перестановки звуков: в начале слова: рот — крот, мех — смех, Оля — Коля, дочка —- удочка и т. д.; в кон­це слова: шар — шарф, бок — бокс, стол — столб, лис — лист, лиф — лифт; цепочка слов: жи — ежи — ужи — лужи — ложи — ножи — моржи; перестанов­ка звуков: кочка — дочка, кот — кто, роза — коза, почка — точка, дар — рад, сон — кон;

· образовать из звуков данного слова возможно боль­шее количество новых слов (машинка — Миша, мак, манка, Маша, каша, шина, шик);

· образовать цепочки слов так, чтобы каждое после­дующее слово начиналось с последнего звука преды­дущего;

· составить графическую схему предложения и слова:

Глава 3 Технологии развития фонематического слуха - student2.ru

· вписать буквы в кружки (5 кружков). Дети вписы­вают в данные кружки третью букву следующих слов: рак, санки, спинка, нога, трава. Дети называют полу­чившееся слово (книга);

· разгадать ребусы;

· разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их назва­нии: дом, забор, марка, палка, сыр, море, мак, стол, парк, полка, дрова;

· отделение слов от псевдослов. Дается ряд карточек: на одних написаны слова (например, пар, бык, блин, стол...), на других псевдослова, т. е. бессмысленные буквосочетания (например, бен, пак, пун, плям...). Нужно карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами — в другую. Это упражнение по­могает сочетать побуквенный анализ слова с его смыс­ловой оценкой;

· упражнение «Впиши названия предметов в схему». Из ряда картинок предлагают детям выбрать только те, которые соответствуют схеме. Картинки и схемы могут быть следующими: лужа, ложка, ручка, майка, лампа, полка, ладошка, вата:

л____________________________а

л____________________________а

л____________________________а

л____________________________а


Наши рекомендации