Игры для развития фонематического слуха

Узнай, кто какие звуки издает

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, электровоз).

Ход игры. Педагог показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос педагога, как звенит пила, жужжит жук и т. д. отвечает сначала один ребенок, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ребенок, чьи ответы были всегда правильными.

По звуку угадай предмет

Цель: развитие слухового восприятия.

Оборудование: ширма, набор звучащих предметов (колокольчик, детское пианино, барабан, погремушка, дудочка и др.).

Ход игры. Педагог за ширмой манипулирует иг­рушками, вызывая их звучание. Дети отгадывают и хором называют предмет.

Угадай звук

Цель: отработка четкости артикуляции.

Ход игры. Педагог произно­сит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

У кого хороший слух?

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Оборудование: набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог показывает картинку и называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах педагог молча показывает картинку, а дети проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Педагог отмечает правильно определивших звук либо тех, кто не смог его найти и не выполнил (или выполнил неверно) соответствующих действий.

Какой звук чаще всего слышим?

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Материал: набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети хором называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Гусь Гога и гусь Гага Друг без друга ни шага.  
Сонного зайку зовут Зазнайкой. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел.  
Ученик учил уроки – У него в чернилах щеки. Скажи потише: «Шесть мышат», – И сразу мыши зашуршат.  
  Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока

Кто в домике живет?

Цель: развитие умения определять наличие звука в слове.

Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Ход игры. Педагог объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тeх, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оце­нивается игровой фишкой.

Примерный перечень животных: еж, волк, медведь, ли­са, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Цепочка

Цель: Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Где спрятался звук?

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: у педагога набор предметных картинок. У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Ход игры. Педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в сло­ве, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Каждому свое место

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Оборудование: у каждого ребенка – набор предметных картинок и три карточки, каждая из которых разделена на три квадрата. В одной карточке закрашен первый квадрат, в другой – средний квадрат, в третьей – последний квадрат. Цвет закрашенных квадратов (красный или синий) зависит от характеристики изучаемого звука (гласный или согласный).

Ход игры. Дети размещают картинки под той или иной карточкой в зависимости от места изучаемого звука в слове (в начале, середине или конце). Выигрывает тот, кто правильно расположил все картинки.

Где наш дом?

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например [с] или [ш].

Ход игры. Каждый ребенок берет картинку, называет ее, определяет наличие звука [с] или [ш], вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Примерный перечень предметов: шары, сыр, шарф, шкаф, сапоги, сумка, шуба, собака, слон, стол.

Поезд

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками – кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Ход игры. Педагог рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям-ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову педагога выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Примерный перечень животных: волк, слон, лев, тигр, белка, рысь, лось, кабан, бык, жираф, кот (кошка).

Построим пирамиду

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Оборудование: на доске – рисунок пирамиды, основание которой состоит из пяти квадратиков, выше – четыре квадратика, затем – три и два. Картинки с изображением различных предметов, в названиях открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее определит количество звуков.

Комментарий для педагога. В словах, используемых для данной игры, согласные должны быть твердые, длительные или сонорные.

Тест для родителей

«Методы стимуляции речевого развития детей»

1. Состояние речи ребенка влияет на:

- состояние его внимания,

- памяти,

- внимания,

- восприятия,

- успешность социальной адаптации.

2. Для нормализации речевого развития ребенка необходимо:

- создавать условия для стимуляции речевого развития,

- обращаться за логопедической помощью к специалистам,

- соблюдать педагогический речевой режим в семье,

- все вышеперечисленное,

- что-либо другое.

3. Для преодоления речевых нарушений ребенка необходимо:

- делать частые замечания ребенку,

- выполнять большое количество тренировочных упражнений,

- использовать специальные коррекционные методики, направленные на преодоление нарушений речи,

- все вышеперечисленное,

- ничего из предложенного – «само пройдет».

4. На что направлено коррекционное воздействие:

- на устранение внешних проявлений речевого нарушения,

- на определение причин речевого нарушения,

- на устранение причин речевого нарушения,

- на создание основы для формирования нарушенной функции,

- специальных педагогических воздействий не нужно.

5. На успешность коррекционной работы влияет:

- систематичность занятий с ребенком,

- помощь родителей (законных представителей) ребенка,

- возраст ребенка, в котором начата коррекционная работа,

- заинтересованность ребенка в преодолении речевого нарушения,

- ничего из вышеперечисленного.

Ф.И.О. ________________________________________________________

Дата __________________________________________________________

Материалы экспресс-опроса

Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.

Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.

1. Мне было интересно участвовать в реализации программы, потому что было желание:

а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;

б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;

в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;

г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;

д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.

2. В результате посещения занятий я узнал(а):

а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;

б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;

в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;

г) как организовать детский досуг;

д) как организовать дома развивающую среду.

3. В результате посещения занятий я научился(лась):

а) партнерскому взаимодействию с ребенком;

б) организации разных видов детской деятельности;

в) созданию необходимой развивающей среды;

г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;

д) отслеживанию результатов семейного воспитания.

4. Занятия помогли мне:

а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;

б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;

в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;

г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;

д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.

5. Особенно понравились занятия, на которых:

а) специалисты раскрывали информацию о развитии и воспитании детей;

б) я училась(лся) взаимодействовать с ребенком;

в) я знакомилась(лся) с новой литературой;

г) я знакомилась(лся) с опытом других родителей;

д) мне предлагалось решать разные практические задачи и ситуации.

6. Считаю, что предложенная программа является:

а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;

б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;

в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;

г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;

д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.

7. Рекомендую включить в программу ______________________________ ________

8. Рекомендую дополнить тематику занятий следующими темами _______ ____

____

9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как

а) отличные;

б) хорошие;

в) удовлетворительные;

г) неудовлетворительные;

д) особое мнение _____________________________________________________

____

10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, культурологов и др.):

____

____

____

____

____

____

11. Общие пожелания: ___________________________________________

____

____

____

____

Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.

Методическое издание

Я – компетентный родитель:

программа для поставщиков услуг родителям,

Наши рекомендации