Глава 2 Технологии развития артикуляционной моторики
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.
Работа по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;
· проведение работы по борьбе с солевацией;
· проведение артикуляционной гимнастики.
Логопедический массаж
Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж является фоновой процедурой, улучшающей питание тканей. Массируя кожу, мы воздействуем на все ее слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.
Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия.
Массаж оказывает существенное влияние на суставы. Под действием массажа улучшается кровоснабжение сустава и укрепляется связочный аппарат сустава.
Нервная система первая воспринимает действие массажа, так как в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.
Глубокое влияние оказывает массаж на периферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства.
Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего происходит усиленный газообмен между кровью и тканью (кислородная терапия).
Положение ребенка при массаже лежа или полулежа на спине: руки вытянуты вдоль туловища, стопы свисают за край массажной кушетки.
Основные цели логопедического массажа:
1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
2)уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги ит. д.);
4)стимуляция проприоцентивных ощущений;
5)увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6)активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7)формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Методические указания к проведению расслабляющего массажа:
1.Массаж проводится в медленном темпе.
2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:
1)мышцы шеи и плечевого пояса;
2)мимическая мускулатура;
3)мышцы губ;
4)мышцы языка.
Методические указания к проведению активизирующего массажа:
1.Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.
2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая:
1) мимическая мускулатура;
2)мышцы губ;
3)мышцы языка;
4)мышцы шеи и плечевого пояса.
Техники массажа
Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она может быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повышает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способствует развитию тормозных процессов.
Темп массажа может быть быстрым, средним и медленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный — снижают.
Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы. Приемы массажа:
· поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное;
· растирание;
· разминание;
· вибрация и поколачивание;
· « плотное нажатие.
Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Массаж лобной области. При массаже лобной области производят:
1)поглаживание плоскостное, глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала роста волос, от середины лба к височным областям;
2)растирание прямолинейное (продольное и поперечное), круговое, спиралевидное; все приемы проводить «переступанием» во всех направлениях;
3)разминание — надавливание прерывистое, шипцеобразное, пощипывание большим и указательным пальцами по всей поверхности лобной области;
4) вибрацию — «пальцевой душ».
Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.
Массаж области глазницы. При массаже области глазницы производят:
1)поглаживание в верхней части орбиты по направлению к височным областям, в нижней части орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное;
2)растирание прямолинейное, круговое по тем же линиям;
3)разминание — надавливание, в верхней части орбиты щипцеобразное, в нижней — по направлению к переносице;
4)вибрацию — поколачивание пальцами.
Массаж щек. При массаже щек производят:
1)поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение;
2)растирание круговое, прямолинейное, спиралевидное, пиление;
3)разминание щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение;
4)вибрацию — «пальцевой душ».
Массаж области носа. При массаже области носа производят:
1)поглаживание плоскостное, щипцеобразное;
2)растирание — прямолинейное, круговое, щипцеобразное, штрихование; разминание — надавливание, щипцеобразное;
3)вибрация — сотрясение концевыми фалангами большого и указательного пальцев.
Все движения проводят от кончика носа к переносице.
Массаж области рта и подбородка. При массаже области рта и подбородка производят:
1) поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям, от крыльев носа к мочке уха, от углов рта к ушным раковинам, плоскостное и щипцеобразное;
2)растирание — круговое, прямолинейное, спиралевидное, штрихование, щипцеобразное;
3)разминание — надавливание, щипцеобразное, растяжение, сдвигание;
4)вибрация— «пальцевой душ», похлопывание.
Все приемы чередуют с поглаживанием, при массаже носогубной складки движения проводят от нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.
Массаж языка. При массаже языка производят:
1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обрезанной т-образно зубной щеткой), снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;
2)растирание прямолинейное (продольное и поперечное), круговое, спиралевидное; все приемы проводить «переступанием» и глажением, снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;
3)разминание — надавливание прерывистое, шипце-образное, пощипывание большим и указательным пальцами, снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;
4)вибрацию — «пальцевой душ».
Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.
Массаж подъязычной связки. При массаже подъязычной связки производят:
1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обрезанной т-образно зубной щеткой), сверху вниз, снизу вверх — холостой ход;
2)растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает уздечку и производит прямолинейное (продольное и поперечное), круговое, спиралевидное растирание, разминание, перетирание.
Все приемы проводить «переступанием» и глажением, снизу вверх и сверху вниз;
2. Массаж ушных раковин (аурикулотерапия). При массаже ушных раковин производят:
1)плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;
2)растирание — поочередно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;
3)разминание — щипцеобразное надавливание;
4)вибрацию с использованием приспособлений (палочек, стерженьков различного диаметра с шарообразно закругленными концами).
Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуществляющих связи с центральными и вегетативными отделами нервной системы и внутренними органами.
Общая схема расположения точек на ушной раковине напоминает ребенка в эмбриональном состоянии (рис. 4). Можно представить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в верхней части ушной раковины.
Точки ушной раковины расположены довольно близко друг к другу, размеры их незначительны, и обнаружить их только по анатомическому описанию непросто. Таких точек в настоящее время насчитывается до двухсот. У здорового человека они как бы скрыты и не проявляют себя. При острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Так, зона, находящаяся на валике противозавитка, по своему действию соответствует проекции позвоночника. Мочка и противокозелок — соответственно проекция головного мозга, артикуляционного аппарата, глаз.
Для выявления зон болезненности ушную раковину сдавливают между большим и указательным пальцами (8-10 раз), фиксируя ответную реакцию. В процессе массажа ушной раковины вначале усиливается местная болезненность уха, затем появляются ощущение тепла, жжение, болезненность уменьшается, периферическая боль затихает, наступает лечебный эффект. Для достижения лечебного эффекта необходимо детальное изучение строения и расположения точек воздействия (картография наружного уха).
Точечный массаж
Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую реакции организма.
Местная реакция — это реакция локального характера в месте воздействия. Под действием точечного воздействия локально изменяется сосудистый тонус, повышается местная температура кожи.
В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при нарушениях мышечного тонуса, при повышении его, применяется «тормозной», «седативный» метод — находят необходимую точку, в течение 5-6 с производя вращательные движения по часовой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно наращивая усилие, фиксируют достигнутый уровень на 1-2 с, производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшают постепенно силу надавливания, выполняя вращение в течение 5-6 с. Затем, не отрывая пальца от фиксируемой точки, данный цикл движений повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии (при воздействии в течение 1 мин седативным способом производят 4 входа и выхода, каждый по 15 с, если необходимо воздействовать 2 мин, то производят 8 входов и выходов). С каждым воздействием усилие надавливания на точку увеличивается в зависимости от предусмотренных ощущений у массируемого (распирание, онемение, болезненность, тепло и др.).
При явлениях пониженного тонуса применяется «стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая) техника точечного массажа, находят точку, затем в течение 3—4 с проводят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом, данное движение повторяют 8-10 раз в одной точке, что составляет 40-60 с воздействия. Симметричные точки массируют попарно и одновременно. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.
Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2-м курсами перерыв две недели; между 2 и 3-м перерыв может составить около трех месяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 месяцев. Сеанс массажа следует проводить через день. Перерыв между сеансами массажа, проводимого целым курсом, не должен превышать трех дней.
В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.
Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 5):
· А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;
· Б — точка в центре подбородочно-губной складки;
· В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;
· Г — парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;
· Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.
Метод массажа БАТ выгодно отличается от других относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия, возможностью применения как в доврачебной практике, так и во время лечения. Разновидности точечного массажа могут быть применены в комплексе с лекарственной терапией. Необходимо помнить, что методы древневосточной медицины лишь дополняют современные методы, обогащая их, но никак не заменяют их полностью и не являются панацеей от всех болезней. При применении точечного массажа необходимо учитывать все основные положения и требования современной медицины.
В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.
Зондовый массаж
Логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой — их укрепление. Массаж зондами:
а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка;
б) зондом «лопаточка» — вибрация щек, губ, языка;
в) зонд «салазки» — поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз;
г) «рубящий» зонд — постукивающие движения;
д) зонд «толкач» — разминание.
Данный -массаж хорошо проводить при помощи обрезанной зубной щетки. Движения те же, что и при зондовом, да и логопедическом массаже. Массаж лица, в который входят расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, расслабление шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не более 5 минут. Массаж, кроме нормализации мышечного тонуса языка, губ, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинистезий). При асимметриях тонуса мышц артикуляции массаж проводится гиперкоррекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне — больше движений. Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможности речевых мышц и включения их в процесс произношения.
Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ)
Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методическом центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направлений современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способствует нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.
Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.
Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные варианты воздействия:
· только гипотермия (холодовой массаж);
· только гипертермия (тепловой массаж);
· гипотермия, затем гипертермия;
· поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.
Показанием к применению данной методики являются:
· возраст с двух лет;
· формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма;
· различные виды артикуляционных апраксий;
· синкинезии в артикуляционной моторике;
· повышенная саливация.
Противопоказания к использованию ИЛГ:
· атонически-астатическая форма ДЦП;
· холодовая аллергия;
· индивидуальная непереносимость;
· заболевания ЛОР-органов и ОРВИ;
· эписиндром и повышенная судорожная готовность.
Пределы проведения холодовой аппликации ограничиваются языком, губами, и не затрагивают околоушные и подчелюстные слюнные железы. Холодовую аппликацию необходимо начинать с пробной дозы воздействия (3-5 с). Если не возникнет аллергических реакций, значит, метод приемлем для данного ребенка и может быть включен в схему коррекционно-логопедической работы.
Авторы методических рекомендаций К.А. Семенова, О.В. Степанченко и Л.И. Виноградова предлагают следующую методику использования ИЛГ в логопедической практике.
Лед в марле накладывается поочередно на мышцы артикуляционного аппарата: круговая мышца рта, большая скуловая мышца, подбородок в области подчелюстной ямки, язычная мускулатура. При накладывании льда на язык, придерживая последний за кончик марлевой салфеткой, делаем скользящие движения по кончику, спинке и боковым краям языка. Для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора контрастное термальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей, особенно на кисть правой руки. При этом в качестве низкотемпературного агента выступает лед, а в качестве высокотемпературного — шерстяная варежка, опущенная в горячий настой трав успокоительного сбора. Продолжительность экспозиции в первый день проведения ИЛГ 10 с, затем при ежедневном увеличении процедуры на 10-15 с, следует довести воздействие до 4 минут и в этом режиме продолжить курс, состоящий из 20-25 сеансов. Целесообразно проводить по три курса ИЛГ с перерывом в 10 дней, затем через 6 месяцев повторить полный курс лечения.
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2.Показывает его выполнение.
3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:
1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.
2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.
3.Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.
4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье), это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).
5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.