Глава 1 Технологии развития мелкой моторики

Введение

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррек­ции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, О.В. Правдина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). Но, тем не менее, предпринята еще одна попытка разработки практического материа­ла, направленного на оказание помощи данной катего­рии детей. Это объясняется тем, что:

· во-первых, сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррек­ции речевых нарушений;

· во-вторых, для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс, что и обеспечивается данным пособием;

· в-третьих, у любого специалиста, работающего с деть­ми, имеющими речевые нарушения, должна быть воз­можность быстрого и эффективного выбора методи­ки для конкретного ребенка, большое количество ко­торых логопеды могут найти в пособии.

При разработке технологий логопедического воздей­ствия были использованы современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой и артикуляцион­ной моторики, фонематических нарушений, речевого дыхания, голоса, развития связной речи, такие как кинезитерапия; японская методика пальцевого массажа; гидрогимнастика; Су-джок терапия; аурикулотерапия; ИЛГ; синквейн; лимерик; методы мозгового штурма, обратной связи, мозговой атаки, ассоциативных связей, каталога, маленьких человечков, аналогии Синектика, интеллектуальных карт; корабельный совет; оператор РВС и др.

Пособие может быть интересно студентам дефектологических факультетов педагогических вузов, логопе­дам, воспитателям, родителям и всем воспитывающим детей с нарушениями речи.

Глава 1 Технологии развития мелкой моторики

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики под­готавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, JI.B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозави­симость речевой и моторной деятельности, то при нали­чии речевого дефекта у ребенка особое внимание необ­ходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправ­ление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимули­рующим влиянием на развитие речи являются, по мне­нию М.М. Кольцовой, и «мощным средством повыше­ния работоспособности головного мозга».

У детей, имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание.

Работа по развитию кистей рук проводится система­тически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики вклю­чаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками — в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной, воспитателями, в специаль­но отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями;

г) игры и действия с предметами — на физкультур­ных занятиях.

В начале учебного года дети часто испытывают за­труднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, внача­ле выполняются пассивно, с помощью взрослого, а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному вы­полнению.

Можно рекомендовать следующие эффективные при­емы развития мелкой моторики рук.

Кинезитерапия

От греч. kinesis — движение, therapia — лечение.

В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следова­тельно, учиться и постигать.

Но одновременно с этим любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает также и двигательную сферу. Движение как сложная, многослойная система, является как бы «зеркалом» состояния ребенка с одной стороны и «окошком», через которое мы можем воздей­ствовать на его развитие, — с другой.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба вы­полняется в прямом и обратном (от мизинца к указатель­ному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

«Звонок». Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

«Ребро—ладонь». Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

«Домик». Соедините концевые фаланги выпрямлен­ных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием на­жмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Лезгинка». Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонталь­ном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

«Счет». Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».

«Подъемный кран-1». Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальца­ми возьмите карандаш со стола, приподнимите и опус­тите его. Сделайте то же левой рукой.

«Подъемный кран-2». Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коро­бочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

«Карусель». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и бе­зымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

«Снеговик». В положении стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригре­ло солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляют­ся руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица воды.

«Рожицы». Выполняйте различные мимические дви­жения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивай­те губы трубочкой, широко открывайте рот.

«Умывание лица». Приложите ладони ко лбу,на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до под­бородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

«Змейка-1». Скрестите руки ладонями друг к дру­гу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участво­вать все пальцы обеих рук.

«Змейка-2». Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по часовой стрелке и против (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновре­менно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поме­няйте положение рук «с точностью наоборот».

«Лесоруб». Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое проделайте с другой рукой.

«Лотос». Расправьте пальцы левой руки, слегка на­жав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. По­вторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении — вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

«Клоун». Совместные движения глаз и языка. Вы­двинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатывают­ся однонаправленные движения, затем — разнонаправ­ленные.

«Непослушный язык». Движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку.

«Волшебник». Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выпол­ните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

«Фокусник». Ребенок закрывает глаза. Инструкция: «Попробуй опознать небольшой предмет, который да­дут тебе в руку (ключ, пуговица, скрепка и т. д.). Дру­гой рукой нарисуй его на бумаге (промаши в воздухе)».

Гидрогимнастика

Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново­го мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень­ких фигурок, палочек, карандашей и т. Д.

Су-джок терапия

Эта лечебная система создана не человеком — он только открыл ее, — а самой Природой. В этом причи­на ее силы и безопасности.

На кистях и стопах располагаются системы высоко­активных точек соответствия всем органам и участкам тела. Их стимуляция оказывает выраженное лечебное и профилактическое действие. Точки на кистях и стопах располагаются в строгом порядке, отражая в уменьшен­ном виде анатомическое строение организма (рис. 1).

Глава 1 Технологии развития мелкой моторики - student2.ru При ходьбе, беге, работе руками происходят есте­ственная стимуляция точек соответствия и защита тела от болезней. Поэтому всем известно, что лучшее лекар­ство от болезней — движение и работа.

Из всех частей тела человека кисть наиболее похо­жа на него по форме. При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный па­лец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымян­ный палец левой кисти соответствуют правой ноге. Бе­зымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого паль­ца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соот­носится с областью живота.

Стимуляция точек соответствия приводит к излече­нию. Неправильное применение никогда не наносит че­ловеку вреда — оно просто неэффективно

На предполагаемые точки соответствия нужно на­давливать с равной силой и не слишком сильно с самого начала.

Лечебная точка проявляет себя тем, что в момент надавливания на нее появляется двигательная реакция непроизвольное движение из-за резкой боли). Для дос­тижения лечебного эффекта необходимо ее стимулиро­вать. Сделать это можно разными способами.

Глава 1 Технологии развития мелкой моторики - student2.ru Например, диагностической палочкой. Массаж точ­ки проводить вращательными движениями по часовой и против часовой стрелки, нажимая на палочку немно­го сильнее. Необходимо полностью размассажировать лечебную точку до исчезновения остаточной боли и по­явления ощущения тепла в ней.

В случае хронических заболеваний однократного воздействия на точки недостаточно. Правильно найден­ные точки нужно с силой массажировать по 3-5 минут каждые 3-4 часа ежедневно, до улучшения состояния.

Многократный массаж зон соответствия приводит к улуч­шению состояния.

Массаж можно осуществлять семенами, массажерами (продаются в аптеках, например, «Чудо-пальчик», «Каштан», металлические колечки и др.).

Поскольку все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эф­фективным способом профилактики и лечения болез­ней является массаж пальцев, кистей и стоп эластич­ным кольцом.

Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны, соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появления ощущения тепла. Эту проце­дуру необходимо повторять несколько раз в день.

При ручном массаже указательным или большим пальцами необходимо хорошо размассажировать точки соответствия до появления в них ощущения тепла, ис­чезновения боли и затвердений.

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногте­вых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. По­этому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Мож­но рекомендовать следующие приемы самомассажа: по­глаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Хорошую результа­тивность показывает использование массажеров для рук. В комплекс могут входить упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

«Разведчик». Подушечки четырех пальцев правой руки установите у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями смещайте кожу на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). Проде­лайте то же для другой руки.

«Пила». Кисть и предплечье левой руки расположи­те на столе. Ребром ладони правой руки имитируйте «пиление» по всем направлениям тыльной стороны ле­вой ладони («прямолинейное» движение). Проделайте то же для другой руки.

«Спиралька». Подушечку большого пальца правой руки положите на тыльную сторону массируемой фа­ланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями. Проделай­те то же для правой руки.

«Бег по камешкам». Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигайте вверх-вниз по ладони левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для правой руки.

«Буравчик». Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

«Самомассаж». Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнуты­ми указательным и средним пальцами правой руки де­лайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделайте то же для пра­вой руки.

«Погреем ручки». Движения, как при растирании замерзших рук.

«Бинокли». Составление из пальцев овалов. Учитель говорит детям, что бинокли бывают разные. Поочеред­но каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем — получается овал. Дети смотрят в образовавшиеся бинокли.

Игровые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:

Оборудование: пуговицы.

Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.

Оборудование: разноцветные скрепки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.

Оборудование: использованная фотопленка.

Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфора­ции мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.

Оборудование: вата.

Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растя­нуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скру­тить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.

Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.

Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках раз­ные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.

Оборудование: пустые деревянные катушки.

Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.

Оборудование: винтики, шурупы, гайки.

Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой малень­кой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.

Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.

Содержание выполняемых действий: описывать сход­ство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.

Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.

Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конст­рукции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготав­ливать игрушки.

Оборудование: игровое тесто, глина, песок.

Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; ле­пить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.

Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, напол­ненная горохом.

Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.

Оборудование: веревки капроновые плетеные.

Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.

Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, фор­мочки для песочницы.

Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.

Логопедический массаж

Массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду. Массаж является фоновой процедурой, улучшающей питание тканей. Массируя кожу, мы воздействуем на все ее слои, на кожные сосуды и мышцы, а также на центральную нервную систему, с которой кожа неразрывно связана.

Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, за­медляется мышечная атрофия, а также уменьшается уже развившаяся гипотрофия.

Массаж оказывает существенное влияние на суставы. Под действием массажа улучшается кровоснабжение сустава и укрепляется связочный аппарат сустава.

Нервная система первая воспринимает действие массажа, так как в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность внутренних органов.

Глубокое влияние оказывает массаж на перифери­ческую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва, ускоряя процесс регенерации при его повреждении, предупреждая или уменьшая вазомоторные чувствительные и трофические расстройства.

Массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, благодаря чему создается более обильное орошение кровью не только массируемого участка, но рефлекторно и внутренних органов, в результате чего происходит усиленный газообмен между кровью и тканью (кислородная терапия).

Положение ребенка при массаже лежа или полуле­жа на спине: руки вытянуты вдоль туловища, стопы свисают за край массажной кушетки.

Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимичес­кой и артикуляционной мускулатуры;

2)уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

3)снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги ит. д.);

4)стимуляция проприоцентивных ощущений;

5)увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6)активизация тех групп мышц периферического ре­чевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7)формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Методические указания к проведению расслабляю­щего массажа:

1.Массаж проводится в медленном темпе.

2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

1)мышцы шеи и плечевого пояса;

2)мимическая мускулатура;

3)мышцы губ;

4)мышцы языка.

Методические указания к проведению активизиру­ющего массажа:

1.Движения логопеда должны быть достаточно рит­мичными.

2.Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего мас­сажа может быть следующая:

1) мимическая мускулатура;

2)мышцы губ;

3)мышцы языка;

4)мышцы шеи и плечевого пояса.

Техники массажа

Сила массажа — это сила давления, которую руки массажиста оказывают на тело массируемого. Она мо­жет быть большой (глубокий массаж), средней и малой (поверхностный массаж). Поверхностный массаж повы­шает возбудительные процессы, более глубокий массаж с постепенным увеличением силы воздействия способ­ствует развитию тормозных процессов.

Темп массажа может быть быстрым, средним и мед­ленным. Быстрый повышает возбудимость, средний и медленный — снижают.

Чем длительнее массаж, тем больше он влияет на снижение возбудимости нервной системы. Приемы массажа:

· поглаживание: поверхностное, глубокое, обхватывающее, граблеобразное;

· растирание;

· разминание;

· вибрация и поколачивание;

· « плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мы­шечного тонуса, двигательных возможностей и патоло­гической симптоматики.

Массаж лобной области. При массаже лобной обла­сти производят:

1)поглаживание плоскостное, глажение в направлении снизу вверх от надбровных дуг к линии начала рос­та волос, от середины лба к височным областям;

2)растирание прямолинейное (продольное и попереч­ное), круговое, спиралевидное; все приемы прово­дить «переступанием» во всех направлениях;

3)разминание — надавливание прерывистое, шипцеобразное, пощипывание большим и указательным пальцами по всей поверхности лобной области;

4) вибрацию — «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

Массаж области глазницы. При массаже области глазницы производят:

1)поглаживание в верхней части орбиты по направле­нию к височным областям, в нижней части орбиты по направлению к переносице, к внутреннему краю глаза, плоскостное, щипцеобразное;

2)растирание прямолинейное, круговое по тем же ли­ниям;

3)разминание — надавливание, в верхней части орби­ты щипцеобразное, в нижней — по направлению к переносице;

4)вибрацию — поколачивание пальцами.

Массаж щек. При массаже щек производят:

1)поглаживание по направлению к ушным раковинам, плоскостное, щипцеобразное, глажение;

2)растирание круговое, прямолинейное, спиралевид­ное, пиление;

3)разминание щипцеобразное, надавливание, сдвига­ние, растяжение;

4)вибрацию — «пальцевой душ».

Массаж области носа. При массаже области носа производят:

1)поглаживание плоскостное, щипцеобразное;

2)растирание — прямолинейное, круговое, щипцеоб­разное, штрихование; разминание — надавливание, щипцеобразное;

3)вибрация — сотрясение концевыми фалангами боль­шого и указательного пальцев.

Все движения проводят от кончика носа к переносице.

Массаж области рта и подбородка. При массаже области рта и подбородка производят:

1) поглаживание от средней линии по нижнему краю челюсти к заушным областям, от крыльев носа к мочке уха, от углов рта к ушным раковинам, плос­костное и щипцеобразное;

2)растирание — круговое, прямолинейное, спиралевид­ное, штрихование, щипцеобразное;

3)разминание — надавливание, щипцеобразное, рас­тяжение, сдвигание;

4)вибрация— «пальцевой душ», похлопывание.

Все приемы чередуют с поглаживанием, при масса­же носогубной складки движения проводят от нижней части середины подбородка к носогубным складкам до крыльев носа.

Массаж языка. При массаже языка производят:

1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обре­занной т-образно зубной щеткой), снизу вверх от кон­чика языка при расслаблении и сверху вниз при уве­личении тонуса;

2)растирание прямолинейное (продольное и попереч­ное), круговое, спиралевидное; все приемы прово­дить «переступанием» и глажением, снизу вверх от кончика языка при расслаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;

3)разминание — надавливание прерывистое, шипце-образное, пощипывание большим и указательным пальцами, снизу вверх от кончика языка при рас­слаблении и сверху вниз при увеличении тонуса;

4)вибрацию — «пальцевой душ».

Все приемы чередуют с поглаживанием, проводят по 4-5 пассов.

Массаж подъязычной связки. При массаже подъя­зычной связки производят:

1)поглаживание плоскостное (лучше проводить обре­занной т-образно зубной щеткой), сверху вниз, сни­зу вверх — холостой ход;

2)растирание, разминание, перетирание. Большим и указательным пальцами логопед обхватывает уздечку и производит прямолинейное (продольное и попе­речное), круговое, спиралевидное растирание, раз­минание, перетирание.

Все приемы проводить «переступанием» и глажени­ем, снизу вверх и сверху вниз;

2. Массаж ушных раковин (аурикулотерапия). При массаже ушных раковин производят:

1)плоскостное поглаживание мочки уха, при этом надо воздействовать последовательно, переходя с мочки уха на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины;

2)растирание — поочередно прямолинейное, круговое, щипцеобразное;

3)разминание — щипцеобразное надавливание;

4)вибрацию с использованием приспособлений (пало­чек, стерженьков различного диаметра с шарообразно закругленными концами).

Глава 1 Технологии развития мелкой моторики - student2.ru Ушная раковина снабжена множеством нервных окончаний, в ухе разветвляются шесть нервов, осуще­ствляющих связи с центральными и вегетативными от­делами нервной системы и внутренними органами.

Общая схема расположения точек на ушной ракови­не напоминает ребенка в эмбриональ­ном состоянии (рис. 4). Можно пред­ставить себе, что голова его лежит на мочке уха, руки сложены вдоль тела и оказываются вместе с ногами в вер­хней части ушной раковины.

Точки ушной раковины расположе­ны довольно близко друг к другу, раз­меры их незначительны, и обнаружить их только по анатомическому описанию непросто. Таких точек в настоящее вре­мя насчитывается до двухсот. У здоро­вого человека они как бы скрыты и не проявляют себя. При острых заболеваниях или травмах соответствующие точки становятся резко болезненными. Точки ушной раковины, в отличие от точек тела, имеют действительно точечные размеры 1-2 мм. Так, зона, на­ходящаяся на валике противозавитка, по своему действию соответствует проекции позвоночника. Мочка и противокозелок — соответственно проекция головного мозга, ар­тикуляционного аппарата, глаз.

Для выявления зон болезненности ушную раковину сдавливают между большим и указательным пальцами (8-10 раз), фиксируя ответную реакцию. В процессе массажа ушной раковины вначале усиливается местная болезненность уха, затем появляются ощущение тепла, жжение, болезненность уменьшается, периферическая боль затихает, наступает лечебный эффект. Для дости­жения лечебного эффекта необходимо детальное изуче­ние строения и расположения точек воздействия (кар­тография наружного уха).

Точечный массаж

Точечное воздействие на биологически активные точки вызывает местную, сегментарную и общую реак­ции организма.

Местная реакция — это реакция локального харак­тера в месте воздействия. Под действием точечного воз­действия локально изменяется сосудистый тонус, повы­шается местная температура кожи.

В зависимости от техники воздействия на локаль­ную точку метод может быть возбуждающим или успо­каивающим. Так, при нарушениях мышечного тонуса, при повышении его, применяется «тормозной», «седативный» метод — находят необходимую точку, в тече­ние 5-6 с производя вращательные движения по часо­вой стрелке, углубляются, надавливая на эту точку и постепенно наращивая усилие, фиксируют достигнутый уровень на 1-2 с, производят противоположное движе­ние, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, умень­шают постепенно силу надавливания, выполняя враще­ние в течение 5-6 с. Затем, не отрывая пальца от фик­сируемой точки, данный цикл движений повторяют в зависимости от рекомендаций по терапии (при воздей­ствии в течение 1 мин седативным способом производят 4 входа и выхода, каждый по 15 с, если необходимо воздействовать 2 мин, то производят 8 входов и выхо­дов). С каждым воздействием усилие надавливания на точку увеличивается в зависимости от предусмотренных ощущений у массируемого (распирание, онемение, бо­лезненность, тепло и др.).

При явлениях пониженного тонуса применяется «стимулирующая» (тонизирующая, возбуждающая) тех­ника точечного массажа, находят точку, затем в тече­ние 3—4 с проводят вращательные движения по часовой стрелке, «ввинчивая» палец с надавливанием на точку, а затем массирующий палец резко отрывают от точки, наподобие того, как птица бьет клювом, данное движе­ние повторяют 8-10 раз в одной точке, что составляет 40-60 с воздействия. Симметричные точки массируют попарно и одновременно. Массаж, как правило, пред­шествует логопедическому занятию.

Точечный массаж рекомендуется проводить целым курсом: между 1 и 2-м курсами перерыв две недели; между 2 и 3-м перерыв может составить около трех ме­сяцев. Курсы массажа повторяются каждые 3-6 меся­цев. Сеанс массажа следует проводить через день. Пере­рыв между сеансами массажа, проводимого целым кур­сом, не должен превышать трех дней.

В логопедическом массаже используется, как прави­ло, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей.

Комплекс БАТ для нормализации состояния мышц артикуляционной мускулатуры (рис. 5):

· А — одиночная точка под носом в верхней трети вер­тикальной борозды;

· Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

· В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

· Г — парные точки на 1 см по диагонали от рыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

· Д — парные точки на нижней челюсти, расположе­ны почти на одной вертикальной линии с точками В.

Глава 1 Технологии развития мелкой моторики - student2.ru Метод массажа БАТ выгодно отличается от других относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия, возможностью применения как в доврачебной практике, так и во время лечения. Разно­видности точечного массажа могут быть применены в ком­плексе с лекарственной терапией. Необходимо помнить, что методы древневосточной медицины лишь дополняют современные методы, обогащая их, но никак не заменяют их полностью и не являются панацеей от всех болез­ней. При применении точечного массажа необходимо учи­тывать все основные положения и требования современ­ной медицины.

В том случае, если массаж направлен на релакса­цию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

Зондовый массаж

Логопедический точечный массаж, который прово­дится в зависимости от нарушения: при спастичной форме — расслабление мышц артикуляционного аппа­рата, при вялой — их укрепление. Массаж зондами:

а) игольчатым зондом проводится хаотичный обкол щек, губ, языка;

б) зондом «лопаточка» — вибрация щек, губ, языка;

в) зонд «салазки» — поглаживание щек, губ, языка вверх-вниз;

г) «рубящий» зонд — постукивающие движения;

д) зонд «толкач» — разминание.

Данный -массаж хорошо проводить при помощи об­резанной зубной щетки. Движения те же, что и при зондовом, да и логопедическом массаже. Массаж лица, в который входят расслабление ли­цевой и губной мускулатуры методом разглаживания, расслабление языка, расслабление губ, расслабление шейной мускулатуры. Упражнения подбираются в за­висимости от состояния мышечного тонуса артикуля­ционной зоны. По длительности массаж не более 5 ми­нут. Массаж, кроме нормализации мышечного тонуса язы­ка, губ, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинистезий). При асимметриях тонуса мышц артикуляции массаж проводится гиперкоррекцией соответствующей стороны — на поражен­ной стороне — больше движений. Таким образом, мас­саж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, рас­ширения возможности речевых мышц и включения их в процесс произношения.

Искусственная локальная гипо- и гипертермии (ИЛГ)

Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) была создана и разработана во Всесоюзном научно-методичес­ком центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГ — это одно из направле­ний современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987). Использование ИЛГ в логопедической практике как средства коррекции мышечного тонуса способству­ет нормализации мышечных реакций. Все это создает благоприятные условия для коррекционной работы.

Искусственная локальная гипо- и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемператур­ных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Для проведения ИЛГ используются лед и теплая вода. Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные ва­рианты воздействия:

· только гипотермия (холодовой массаж);

· только гипертермия (тепловой массаж);

· гипотермия, затем гипертермия;

· поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

Показанием к применению данной методики являются:

· возраст с двух лет;

· формы ДЦП: спастическая диплегия, гемипаретическая форма, гип

Наши рекомендации