Японская методика пальцевого массажа
Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
· массаж большого пальца повышает активность мозга;
· массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
· массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
· массаж безымянного пальца стимулирует печень;
· массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Совет взрослым: если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.
Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс». Их нужно:
· вертеть в руках;
· щелкать по ним пальцами;
· «стрелять»;
· направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания. Массаж грецкими орехами:
· катать два ореха между ладонями;
· один орех прокатывать между пальцами;
· удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.
Массаж шестигранными карандашами:
· пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;
· удерживать в определенном положении в правой и левой руке.
Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Игровые упражнения
Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:
Оборудование: пуговицы.
Содержание выполняемых действий: нанизывать пуговицы на проволочки или нити; выбирать на ощупь из мешочка все пуговицы с «ушками»; подвесив одну крупную пуговицу на плотной нити, раскручивать ее так, чтобы получился звук; считать пуговицы на ощупь; разыскивать среди большого количества разнообразных пуговиц спрятанный там камешек.
Оборудование: разноцветные скрепки.
Содержание выполняемых действий: нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их, собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитиком; вылавливать из воды колечки скрепкой, привязанной к нитке.
Оборудование: использованная фотопленка.
Содержание выполняемых действий: сворачивать фотопленку в рулон и отпускать; продевать в перфорации мягкую проволоку, нити; рассматривать отпечатки пальцев на фотопленке.
Оборудование: вата.
Содержание выполняемых действий: щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски; стараться растянуть кусочек ваты как можно длиннее и не разорвать его; растянуть кусок ваты в ширину; пытаться скрутить из кусочка ваты нить; накручивать вату на спички или палочки.
Оборудование: нитки, шнурки, тесьма.
Содержание выполняемых действий: наматывать нитки на палец, карандаш; завязывать на шнурках разные узелки; распутывать их; скручивать ленту в рулончики; рассматривать предметы через ленты разного цвета; «рисовать» нитями разного цвета и фактуры на фланелевой основе; мастерить кукол из нитей.
Оборудование: пустые деревянные катушки.
Содержание выполняемых действий: нанизывать катушки на проволоку; рассматривать предметы сквозь отверстие в катушке; прокатывать катушки между пальцами; надев катушку на палочку, катать по столу; гонять по столу пушинку, дуя сквозь отверстие в катушке; наматывать на катушки разноцветные нити.
Оборудование: винтики, шурупы, гайки.
Содержание выполняемых действий: подбирать гайку к винтику по размеру; раскладывать в коробочки винтики или шурупы по размеру: маленькие и большие, длинные и короткие, тонкие и толстые; нанизывать гайки на проволоку; выкладывать цепочку гаек — от самой маленькой до самой большой; выкладывать фигурки из гаек.
Материал: семена фасоли разного цвета, бобов, гороха.
Содержание выполняемых действий: описывать сходство и различие семян; разбирать ложечкой смешанные горох и фасоль; выкладывать бусы из разных семян; составлять из всех видов семян композиции на листе с пластилиновой основой.
Оборудование: прищепки, защипы для волос и т. п.
Содержание выполняемых действий: прищепками подхватывать и переносить легкие предметы (листок бумаги, лоскуток, вату); сооружать различные конструкции, прикрепляя прищепки одну к другой; изготавливать игрушки.
Оборудование: игровое тесто, глина, песок.
Содержание выполняемых действий: изготавливать тесто из муки, воды, соли и пищевых красителей; лепить из теста, глины, мокрого песка различные фигурки и сооружения; сравнивать свойства этих материалов.
Оборудование: «сухие бассейны» — емкость, наполненная горохом.
Содержание выполняемых действий: нахождение спрятанных игрушек.
Оборудование: веревки капроновые плетеные.
Содержание выполняемых действий: завязывание узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами.
Оборудование: груша на 50 мл, сосуд с водой, формочки для песочницы.
Содержание выполняемых действий: заполнение формочек для песочниц водой из груши.