Тема 5. Средства моделирования и проектирования бизнес-процессов
Структурныйанализипроектирование.МетодологияSADT:история, идея,модельисистема;цель,точказрения,субъект;иерархиядиаграмм; графическая нотацияSADT;топологиядопустимыхсвязей. ЭтапыпроцессамоделированияSADT. СемействометодологийIDEF.Стандартфункционального моделированияIDEF0.МетодологияIDEF3.
Методология BPMN. BPM-системы. Системы моделирования и автоматизации исполнения бизнес-процессов. Обзор системы Bizagi. Характеристика BizagiModeler. Этапы построения и исследования бизнес-модели. Характеристика BizagiStudio.
Этапы жизненного цикла информационно-аналитических систем. Модели жизненного цикла. Организация проектирования. Управление проектом. Средства управления проектом. Системы Microsoftproject.
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
1. Тематика контрольных работ;
2. Тестовые задания по дисциплине;
4. Задания для выполнения домашних работ;
5. Расчетно-графическая работа;
6. Вопросы к зачету.
6.1. Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины
Таблица 5
Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента при изучении дисциплины
№ п/п | Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) | Трудоемкость, час. | Список рекомендуемой литературы | Вопросы для самопроверки | |
Основная | Дополнительная | ||||
Тема 1. Информационно-аналитические технологии и информационно-аналитические системы | 4/15 | № 3, 4 | № 8 | 1. Дайте сравнительный анализ OLAP и OLTP систем. Сферы их применения. 2. В чем отличие информационного хранилища от баз данных? 3. Принципы построения информационных хранилищ. Классификация информационных хранилищ. 4. Модели информационных хранилищ. Многомерная модель данных. Нормальная форма. Денормализация моделей данных. 5. Правила Кодда. Зачем применяется денормализация моделей? 6. Размерностные модели. В чем отличие таблицы фактов от размерностной таблицы? 7. Дайте характеристику стандартам DataMining. 8. Что такое «большие данные»? Назовите средства бизнес-аналитики | |
Тема 2. Предобработка и очистка данных | 6/16 | №№ 3 | №№ 8 | 1. ДайтехарактеристикуэтапаETL (Extracting Transformating and Loading). 2. Какие задачи решаются DataMining? 3. Каково предназначение и средства разведочный анализ данных? Дайте характеристику диаграммы «ящик с усами» 4. Назовите какие операции выполняются при агрегировании данных. 5. Приведите примеры использования статистических пакетов для разведочного анализа. 6. Назовите и выполните сравнительный анализ графических средств анализа. Дайте характеристику биржевых диаграмм. 7. Для чего используются диаграммы рассеяния? | |
Тема 3. Классификационный анализ без обучения. Кластерный анализ | 6/16 | №№ 1, 3, 5 | №№ | 1. Что понимается под кластером? Назовите характеристики кластера. Что такое «центроид» кластера?. 2. Дайте классификацию методов кластерного анализа. Приведите примеры их применения в практической жизни. 3. Зачем используются меры близости? Назовите методы определения близости между кластерами. 4. Когда применяется метод ближнего соседа, дальнего соседа? Сравните их. 5. Дайте характеристику метрик кластерного анализа. 6. Поясните содержание «дендограммы» и организацию ее применения. 7. Что понимается под профилем кластера. 8. Использование статистических пакетов для решения задач кластерного анализа. 9. Дайте характеристику метода к-средних. | |
Тема 4. Классификационный анализ с обучением | 6/16 | №№ 2, 3, 4 | №№3,4,8, 12 | 1. Дайте определение задачи классификации. Какие методы решения задачи классификации Вы знаете? 2. Особенности решения задач классификации с обучением. 3. Деревья классификации и их свойства. 4. Приведите примеры алгоритмы построения деревьев. 5. Как определяется правило остановки построения дерева? 6. Алгоритм CART? Приведите пример его использования. 7. Дайте определение искусственного нейрона. Из чего состоит нейрон? 8. Дайте классификацию решающих функций нейрона. Выполните их сравнительный анализ. 9. Искусственные нейронные сети. Что понимается под архитектурой нейронных сетей? | |
Тема 5. Средства моделирования и проектирования бизнес-процессов | 6/16 | №№ 1 | №№ 1,6,9,10 | 1. Требования к современным инструментам моделирования бизнес - процессов. 2. Обзор основных инструментов моделирования бизнес - процессов и их сравнительный анализ. 3. Основные возможности графического редактора Microsoft Visio 4. Системы моделирования и автоматизации исполнения бизнес-процессов. 5. Как называется свод знаний по управлению проектами? Дайте краткую характеристику своду знаний. 6. Назовите основные области знания проекта 7. Дайте характеристику организационным структурам проекта. 8. Назовите этапы жизненного цикла проекта. Дайте содержание каждого этапа. 9. Какие международные стандарты посвящены разработке информационных систем и их программного обеспечения. 10. Какие процессы входят в состав жизненного цикла проекта? |
Примечание: Количество часов по темам в столбце «Трудоемкость» полностью соответствует количеству часов из столбца «Самостоятельная работа» таблицы Учебно-тематический план.
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Рабочей программойдисциплины предусмотрены следующие виды аудиторных занятий: лекции, практические занятия, контрольные работы. На лекциях рассматриваются наиболее сложный материал дисциплины. Лекция сопровождается презентациями, компьютерными текстами лекции, что позволяет студенту самостоятельно работать над повторением и закреплением лекционного материала. Для этого студенту должно быть предоставлено право самостоятельно работать в компьютерных классах в сети Интернет.
Практические занятия предназначены для самостоятельной работы судентов по решении конкретных задач математики. Каждое практическое занятие сопровождается домашними заданиями, выдаваемыми студентам для решения во внеаудиторное время. Для оказания помощи в решении задач имеются таксты практических заданий с условиями задач и вариантами их решения.
С целью контроля сформированности компетенций разработан фонд контрольных заданий. Его использование позволяет реализовать балльно-рейтинговую оценку, определенную приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов».
С целью активизации самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения Moodle разработан учебный курс, включающий набор файлов с текстами лекций, практикума, примерами задач, а также набором тестов для организации электронного обучения студентов.
Для активизации работы студентов во время контактной работы с преподавателем отдельные занятия проводятся в интеактивной форме. В основном, интерактивная форма занятий обеспечивается при проведении занятий в компьютерном классе. Интерактивная форма обеспечивается наличием разработанных файлом с заданиями, наличием контрольных вопросов, возможностью доступа к системе дистанционного обучения, а также к тестеру.
Для работы с печатными и электронными ресурсами СЗИУ имеется возможность доступа к электронным ресурсам. Организация работы студентов с электронной библиотекой указана на сайте института (странице сайта – «Научная библиотека»).
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС
8.1. Паспорт комплекта оценочных средств*
Таблица 6
Предметы оценивания(компетенция или группа компетенций) | Планируемые результаты освоения дисциплины (для данной компетенции или группы компетенций) | Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) |
Компетенции ОПК-2 - способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | Знать:основные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики; - основные понятия и основные методы теории анализа данных, интеллектуальной обработки данных, извлечения знаний из данных. | Тест, экзамен |
Уметь:использовать современные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики для получения передачи, хранения и обработки информации, решения задач управления. | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Владеть: навыками проведения задач бизнес-анализа с использованием аналитических платформ. | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Компетенция ПК-14 - владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации | Знать:основные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики; - основные понятия и основные методы теории анализа данных, интеллектуальной обработки данных, извлечения знаний из данных. | Тест, экзамен |
Уметь:использовать современные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики для получения передачи, хранения и обработки информации, решения задач управления; | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Владеть: методами математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, уметь их использовать в профессиональной деятельности; культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Компетенция ПК-18 - владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации | Знать:основные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики; - основные понятия и основные методы теории анализа данных, интеллектуальной обработки данных, извлечения знаний из данных. | Тест, экзамен |
Уметь:использовать современные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики для получения передачи, хранения и обработки информации, решения задач управления; - делать обоснованный выбор информационно-аналитической технологии, необходимой для анализа и обработки управленческой информации. | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Владеть: навыками проведения задач бизнес-анализа с использованием аналитических платформ; методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований; методикой экономического анализа | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Компетенция ПК-19 - владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации | Знать:основные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики; | Тест, экзамен |
Уметь:использовать современные информационно-аналитические технологии и средства бизнес-аналитики для получения передачи, хранения и обработки информации, решения задач управления; | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ | |
Владеть: методикой экономического анализа | Домашние задания, контрольная работа, экзамен, РГЗ |
Перечень оценочных средств:
Оценочные средства (формы текущего и промежуточного контроля) | Показатели* оценки | Критерии** оценки |
Тестирование | процент правильных ответов на вопросы теста. | Менее 60% – 0 баллов; 61 - 75% – 6 баллов; 76 - 90% – 8 баллов; 91 - 100% – 10 баллов. |
Экзамен | В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса и задачу. Максимально по каждому вопросу билета (задаче) начисляется 10 баллов | 1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, с элементами самостоятельного анализа. |
Решение задач в домашних заданиях | · правильность решения; · корректность выводов · обоснованность решений | баллы начисляются от 1 до 5 в зависимости от полноты и правильности решения задач |
Расчетно-графическое задание | · правильность решения; · корректность выводов · обоснованность решений · аккуратность оформления · своевременность представления | Максимально 10 баллов |
Контрольная работа | · правильность решения; · корректность выводов · обоснованность решений | Максимально 20 баллов в зависимости от числа решенных задач. За каждую правильно решенную задачу не более 3 баллов |
*Показатели каждого оценочного средства автор-составитель РПД вправе изменять
в соответствие с требованиями к дисциплине.
** Каждой дисциплине соответствует свой, возможно уникальный набор заданий, типы, количество и оценка в баллахкоторые должны соответствовать схеме расчета рейтинговых баллов по данной дисциплине.
Примеры типовых заданий
8.2.1. Домашние задания
Домашнее задание 1. Кластерный анализ. Домашнее задание оформлено в файле Excel. Состоит из нескольких задач.
Пример задачи.
Домашнее задание 2. Ассоциативные правила
Построить ассоциативные правила по имеемым транзакциям. Рассчитать характеристики для каждого правила.
Транзакционная база данных | |
TID | Приобретенные покупки |
ремень, женская сумка, портмоне | |
женская сумка, косметичка | |
женская сумка, ремень, ключница, портмоне | |
дамский зонт, ключница, косметичка | |
ремень, женская сумка, портмоне, ключница | |
косметичка, портмоне | |
ремень, портфель |
Домашнее задание 3. Деревья решений.
Построить дерево решений по данным, приведенным в таблице.
Рейтинг | Возраст | УровеньДохода | Образование |
Домашнее задание 4. Решение задач классификации в DeductorAcademic
Решить задачу логистической регрессии. Определить качество построенной модели классификации. Решить данную задачу другим методами классификации, реализованными в DeductorAcademic. Сравнить результаты решения задачи классификации с помощью таблицы сопряженности.
Рейтинг | Образование, A1 | Доход, A2 | Возраст, A3 |
низкий | высшее | малый | |
низкий | среднее | большой | |
высокий | высшее | большой | |
высокий | высшее | большой | |
низкий | среднее | малый | |
высокий | высшее | малый | |
высокий | высшее | большой | |
высокий | высшее | большой |
Контрольная работа
Контрольная работа включает пять задач. Шаблоны контрольной работы размещены в файле Excel. К тематике задач относятся: задача очистки данных, иерархическая задача кластерного анализа, решение задачи кластерного анализа методов к-средних, построение ассоциативных правил, построение дерева решений.
Пример задачи. Построить дендограмму, используя Евклидово расстояние и метод "дальнего соседа". Перед построением кластеров выполнить стандартизацию значений атрибутов
Номер объекта | x1 | x2 |
3,00 | 10,00 | |
4,00 | 11,00 | |
6,00 | 10,00 | |
10,00 | 9,00 | |
11,00 | 9,00 | |
10,00 | 7,00 |
Найти ассоциативные правила, если множества транзакций имеют вид
TID | Предметные наборы | |||
TID1 | зубная паста | крем для бритья | шампунь | |
TID2 | мыло | дезодорант | шампунь | |
TID3 | шампунь | дезодорант | лосьен после бритья | шампунь |
TID4 | крем для бритья | шампунь | дезодорант | лосьен после бритья |
TID5 | лосьен после бритья | мыло | зубная паста | |
TID6 | дезодорант | мыло | лосьен после бритья | дезодорант |
TID7 | дезодорант | шампунь | ||
TID8 | зубная паста | дезодорант | крем для бритья | |
TID9 | дезодорант | мыло | лосьен после бритья | |
TID10 | лосьен после бритья | шампунь |
8.2.3. Расчетно-графическое задание.
Использование пакета QlikView для решения задач анализа данных о демографической ситуации в России. Для каждого варианта приведены таблицы с указанием вида исходных данных, которые будут анализироваться средствами бизнес-аналитики.
.
Вариант | год | область | регион | городское население | зарплата | миграция | Млад. Смертность | Рождаемость | Смертность | население | осн. Фонды | преступления | сельскеХоз | Трудоспособное Население | безработные |
+ | + | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + | + | |
+ | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | |
+ | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
+ | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | |
+ | + | + | + | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | |
+ | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | |
+ | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
+ | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | |
+ | + | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + | + | |
+ | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | |
+ | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | + | + | - | |
+ | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | |
+ | + | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + | + | |
+ | + | + | - | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + | + | |
+ | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
+ | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | |
+ | + | + | + | - | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | |
+ | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | |
+ | + | + | + | - | - | + | + | + | + | - | + | + | + | + | |
+ | + | + | - | + | - | + | + | - | + | + | - | + | + | + | |
+ | + | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + | + | |
+ | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | - | - | + | - | |
+ | + | + | + | - | - | + | - | + | + | - | + | + | + | - | |
+ | + | + | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | + | - | |
+ | + | + | + | - | + | - | + | + | + | - | + | - | + | + |
Тесты. Пример тестовых заданий.
ЗАДАНИЕ № 1( - выберите несколько вариантов ответа) В кластерном анализе используются методы объединения … | ||||||||||
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
|
ЗАДАНИЕ № 2( - выберите несколько вариантов ответа) В кластерном анализе для определения близости между кластерами используются метрики … | |||||||||||
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
| |||||||||||
ЗАДАНИЕ № 3( - выберите один вариант ответа) В дискриминантном анализе обучающая выборка используется для … | |||||||||||
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
| |||||||||||
ЗАДАНИЕ № 4( - выберите один вариант ответа) В факторном анализе при n измерениях и k факторах матрица факторных нагрузок имеет размерность … | |||||||||||
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
| |||||||||||
ЗАДАНИЕ № 5( - выберите несколько вариантов ответа) Метод главных компонент … | |||||||||||
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
| |||||||||||
ЗАДАНИЕ № 6( - выберите один вариант ответа) Сигмоидальная активизационная функция искусственного нейрона имеет вид… |
Вопросы к экзамену
1. Системы поддержки принятия решений. Хранилища данных.
2. Размерностные модели. OLAP-куб. Таблица размерностей. Таблица фактов.
3. Сравнительный анализ OLAP и OLTP-систем.
4. Понятие бизнес-аналитики. Классификация средств «бизнес-аналитики».
5. Этапы анализа данных. КDD.
6. Data Mining. Средстваобработки Data Mining
7. Элементы математической статистики. Описательная статистика. Операции агрегирования данных.
8. Графические средства анализа. Диаграмма рассеяния. Гистограмма.
9. Начальные этапы KDD. ETL. Средства очистки и трансформации данных.
10. Классфикация метод предобработки и очистки данных.
11. Методы борьбы с аномалиями. Ящечная диаграмма.
12. Общая характеристика задач кластерного анализа.
13. Метрики кластерного анализа.
14. Методы определения близости между кластерами.
15. Иерархическая кластеризация. Дендограмма.
16. Метод к-средних.
17. Ассоциативные правила. Свойства антимонотонности.
18. Метрики построения ассоциативных правил.
19. Алгоритм построения ассоциативных правил a’priori.
20. Общая характеристика деревьев решений.
21. Алгоритмы построения деревьев решений.
22. Оценка качества классификации. Задачи классификации. ROC-кривая. Таблица сопряженности.
23. Определение регрессионной модели. Логистическая регрессионная модель. Использование логистической модели для классификации.
24. Нейронные сети. Перцептрон. Радиальные базисные сети.
25. Использование карты Кохоннена для решения задач классификации.
26. Общая характеристика QlikView.
27. Общая характеристика DeductorAcademic.
28. Общая характеристика средств интеллектуального анализа SQLServer.
29. Определение бизнес-процесса.
30. Основные шаги моделирования бизнес-процессов. Модели «как есть», «как должно быть».
31. Классификация моделей бизнес-процессов.
32. Средства бизнес-моделирования.
33. Общая характеристика построения SADT-моделей. Структурное моделирование.
34. IDEF-стандарты.
35. IDEF3-модели.
36. Средства структурного моделирования. Характеристика RAMUS.
37. CASE-средства моделирования бизнес-процессов. Характеристика ARIS-моделей. VAD-модели.
38. EPC-модели. Алфавит моделей.
39. EPC-модели. Правила построения.
40. BPMN-модели. Алфавит моделей.
41. BPMN-модели. Правила построения.
42. Основные понятия жизненного цикла. Выполнение НИР, ОКР. Проектирование. Эксплуатация. Испытания.
43. Жизненный цикл проекта информационной системы. Модели жизненного цикла.
44. Техническая документация на систему. Содержание технического задания.
45. Определение проекта и программы. Свойства проектов. Классификация и особенности проектов.
46. Стандартизация управления проектами. Содержание PMBOK.
47. Стадии (фазы) проектирования. Стандарты серии 34. Стандарт 12207.
48. Организация проектирования информационных систем. Заинтересованные стороны проекта.
49. Организация управления проектом. Организационные структуры проекта.
50. Общая характеристика методов и моделей управления содержанием и сроками проекта. Диаграмма Гантта, сетевой график.
51. Метод критического пути.
52. Планирование при случайной продолжительности работ.
Примеры задач на зачет
1. Создать файл QlikView с данными о Российских банках. Создать списки, содержащие данные о городе, банке, бюджете, количестве рабочих и активах. Построить гистограмму количества рабочих в банке.
2. Найти описательную статистику и оценить характеристики вариационного ряда. Построить гистограмму распределения для данных на листе Описательная статистика в файле Excel с заданиями на зачет.
3. Создать файл QlikView с данными о Российских банках. Создать списки, содержащие данные о городе, банке, бюджете, количестве рабочих и активах. Создать объект «диаграмма» с измерением «город», содержащий данные о минимальном, максимальном и среднем числе рабочих в банке.
4. Создать файл QlikView с данными о Российских банках. Создать списки, содержащие данные о городе, банке, бюджете, количестве рабочих и активах. Создать объект «диаграмма» с измерением «банк», содержащий данные об активах банков. Отсортировать данные по убыванию. Выбрать 10 банков с максимальными активами. Найти статистические характеристики
5. Выполнить предобработку данных и построить диаграмму «ящик с усами», если в качестве границ ящика использовать – первый и третий квартили. Для определения аномальных значений использовать 1,5×[межквартильное расстояние]. Для использования крайних значений использовать 2×[межквартильное расстояние]. Усы строить после удаления аномалий.
6. Создать файл QlikView с данными о нагрузке. Построить гистограмму суммарной нагрузки в группах, используя лист Дисциплины, группы, преподаватели. Построить сводную таблицу с размерностями Группа, преподаватели, фактом – суммарное число часов. Отобразить схему данных с помощью обозревателя таблиц.
Оформления результатов оценивания на основе БРС
Оценка результатов производится на основе балльно-рейтинговой системы (БРС). Использование БРС осуществляется в соответствии с приказом от 28 августа 2014 г. №168 «О применении балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов». БРС по дисциплине отражена в схеме расчетов рейтинговых баллов (далее – схема расчетов
(табл. 9)). Схема расчетов сформирована в соответствии с учебным планом направления, согласована с руководителем научно-образовательного направления, утверждена деканом факультета. Схема расчетов доводится до сведения студентов на первом занятии по данной дисциплине и является составной частью рабочей программы дисциплины и содержит информацию по изучению дисциплины, указанную в Положении о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС.
На основании п. 14 Положения о балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся в РАНХиГС в институте принята следующая шкала перевода оценки из многобалльной системы в пятибалльную:
Таблица 7
Количество баллов | Экзаменационная оценка | |
прописью | буквой | |
86 - 100 | отлично | А |
78 - 85 | хорошо | В |
66 - 77 | хорошо | С |
61 - 65 | удовлетворительно | D |
51 – 60 | удовлетворительно | E |
0 - 50 | неудовлетворительно | EX |
Шкала перевода оценки из многобалльной в систему «зачтено»/ «не зачтено»:
Таблица 8
от 0 до 50 баллов | «не зачтено» |
от 51 до 100 баллов | «зачтено» |
Примечание: если дисциплина изучается в течение нескольких семестров, схема расчета приводится для каждого из них.
«Утверждаю»
Декан факультета /…………./
Схема расчета рейтинговых баллов по дисциплине«Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления»
по направлению магистратуры «Государственное и муниципальное управление», Направленность (профиль) "Современное публичное управление" очно/ заочно
Таблица 9
Недели | Виды учебных занятий (лекции/семинары) | Посещение учебных занятий | Письменные работы | Участие в олимпиадах, семинарах (бонусы) | Компенсирующие задания (сверх расчетных 100 баллов) | Промежуточная аттестация | Итого (максимально-расчетное количество баллов) | |||
Контрольные | Домашние работы | Тестирование, Расчетно-графическая работа | ||||||||
Кол-во баллов за 1 вид мероприятия | ||||||||||
Семестр 1 | ||||||||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
Текущий контроль 1* | ||||||||||
Текущий** контроль 2 | ||||||||||
Всего за семестр (баллов) |
Недели | Виды учебных занятий (лекции/семинары) | Посещение учебных занятий | Письменные работы | Компенсирующие задания (сверх расчетных 100 баллов) | Промежуточная аттестация | Итого (максимально-расчетное количество баллов) | ||||
Контрольные | Домашние работы | РГР, Тестирование | ||||||||
Кол-во баллов за 1 вид мероприятия |
*Количество баллов, достаточное для аттестации текущего контроля
**Количество баллов, достаточное для возможного освобождения от промежуточной аттестации