Методологии моделирования бизнес-процессов

Как же на практике осуществить реинжиниринг? Начать необходимо с выбора наиболееподходящей методологии описания (или моделирования) бизнес-процессов.Наиболее простыми (но подчас весьма эффективными, особенно на начальном этапереинжиниринга) являются:1. Блок-схема бизнес-процесса, состоящая из прямоугольников (обозначающихдействия), ромбиков (обозначающих принимаемые решения) и стрелок, соединяющихэти элементы между собой и друг с другом;2. Словесное описание бизнес-процесса, отвечающая на вопросы что, кто,где, как, зачем и почему, а также каковы затраты времени и денежных средствна принятие решений, ожидание и осуществление действий в бизнес-процессе.К сожалению, кроме несомненных достоинств – простоты и очевидности – этаметодология является недостаточно наглядной и удобной для определенияэффективности реализации бизнес-процесса. Поэтому был разработан ряд болееэффективных методологий, наиболее распространенными из которых являютсяследующие:§ Методология структурного анализа и проектирования (SASD). Эта методология основана на классической и весьма успешной методологииструктурного проектирования программного обеспечения и информационных систем.Так как в разработке прикладных программ и ИС приходится постоянно иметь дело сразличными информационными процессами, то неудивительно, что разработанные дляэтого методологии оказались вполне применимыми и для моделированиябизнес-процессов.§ Методология SADT представляет собой дальнейшее развитиеметодологии структурного анализа и проектирования.§ Методология IDEF. Это, пожалуй, наиболееглубоко проработанная и наиболее обширная методология, которая позволяетописывать не только бизнес-процессы, но и функциональные блоки (например,маркетинг или финансы), различные объекты в компании и действия над ними(например, весь комплекс процессов обработки и выполнения заказа клиента), атакже состояние и динамику развития бизнес-единиц компании и компании в целом.Методология IDEF состоит из 14 компонент, наиболее важными из которых являются:o IDEF0 (методология моделирования функциональных блоков);o IDEF1 (методология моделирования информационных потоков в компании);o IDEF2 (методология моделирования динамики развития компании);o IDEF3 (методология документирования бизнес-процессов в компании);o IDEF4 (методология описания различных объектов в компании и действийнад ними);o IDEF5 (методология описания текущего состояния компании итенденций его изменения).Задачи, которые приходится решать в ходе реинжиниринга, обычнохарактеризуются высокой степенью сложности и большой ответственностью. Опытнеудач первых лет развития этого направления показал, что успешныйреинжиниринг не может быть осуществлен без твердой методологической основы.Приведенные выше методологии проведения реинжиниринга бизнес-процессов,разработаны ведущими консалтинговыми фирмами мира.Исторически большинство консалтинговых фирм основывали свои подходы креинжинирингу, исходя из CASE-технологии разработки информационных систем.Здесь можно отметить такие известные фирмы, как Gemini Consulting -методология Construct и Andersen Consulting - методология Eagle. П.Хармонотмечает их ориентацию на профессионалов в области информационных технологийи направленность на разработку поддерживающих информационных систем.Однако в проведении реинжиниринга участвуют специалисты двух типов -профессионалы в области реконструируемого бизнеса и разработчикиинформационных систем. Опыт реинжиниринга показывает, что по-настоящемууспешное и новаторское внедрение информационных технологий являетсяуникальным творческим процессом: управляющие компаний и специалисты-технологи, знакомясь с методами информационных технологий, сами делаютоткрытия относительно возможностей их использования в своем конкретномбизнесе. В то же время, создание высококачественных информационных системтребует участия профессионалов в области информационных технологий. Возникаетпроблема поиска общего языка, которая стоит на пути интеграции современныхтехнологий моделирования и разработки сложных систем: объектно-ориентированные методы, CASE-технологии, инженерия знаний, имитационноемоделирование процессов и методы быстрой разработки приложений RAD (RapidApplication Development). Именно эта тенденция и наблюдается сейчас вразвитии методологий и инструментальных средств реинжиниринга бизнес-процессов.Объектно-ориентированное моделирование признано сегодня базовой методологиейBPR. Традиционно, создавая информационные системы компаний, разработчикиотталкивались от данных. В результате, используемые ими подходы кмоделированию систем были ориентированы на описание данных о сущностяхреального мира и их взаимосвязей, но не на поведение этих сущностей.Поскольку реинжиниринг ориентирован на процессы, а не на данные, традиционныеподходы оказались неадекватны. Объектно-ориентированный подход являетсяединственным пока подходом, позволяющим описывать как данные о сущностях, таки их поведение. Кроме того, он обеспечивает создание прозрачных, легкомодифицируемых моделей бизнеса и информационных систем, допускающих повторноеиспользование отдельных компонентов.CASE-технологии использовались в реинжиниринге практически с момента егопоявления. Однако их ориентация на разработчиков информационных системпривела к тому, что теперь их начинают объединять с другими современнымитехнологиями - в первую очередь, с объектно-ориентированными.Имитационное моделирование обеспечивает не только наиболее глубокоепредставление моделей для непрограммирующего пользователя, но и наиболееполные средства анализа таких моделей. Модели создаются в виде потоковыхдиаграмм, где представлены основные рабочие процедуры, используемые вкомпании, описано их поведение, а также информационные и материальные потокимежду ними. Впрочем, построение реальных имитационных моделей довольнотрудоемкий процесс, а их детальный анализ, выходящий за рамки простого сборастатистики по срокам и стоимостям, зачастую требует от пользователяспециальной подготовки. Для описания рабочих процедур может понадобитьсядополнительное программирование.Чтобы преодолеть эти трудности, сегодня начинают использовать методыинженерии знаний. Во-первых, с их помощью можно непосредственно представлятьв моделях плохо формализуемые знания менеджеров о бизнес-процессах и, вчастности, о рабочих процедурах. Во-вторых, решается проблема созданияинтеллектуального интерфейса конечного пользователя со сложными средствамианализа моделей.Методы быстрой разработки приложений позволяют сокращать время созданияподдерживающих информационных систем и, следовательно, используются не тольков ходе реинжиниринга компании, но и на этапе эволюционного развития,сопровождающегося постоянными модификациями и улучшениями информационныхсистем компании. Современный период характеризуется активным переходом киспользованию интегрированных методологий и инструментальных средств.

Наши рекомендации