Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике 14
Содержание
1 Вид практики, способ и форма (формы) ее проведения......................................................... 6
2 Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы................................ 6
3 Место практики в структуре ОПОП...................................................................................... 7
4 Объем практики и ее продолжительность............................................................................ 7
5 Содержание практики.................................................................................................................. 7
5.1 Организация практики, подготовительный этап........................................................... 8
5.2 Самостоятельная работа..................................................................................................... 9
6. Обязанности обучающихся....................................................................................................... 13
7 Формы отчетности по практике............................................................................................... 13
7.1 Правила заполнения дневника прохождения практики обучающимся........................ 13
7.2 Структура отчета..................................................................................................................... 13
7.3 Требования к оформлению отчета........................................................................................ 14
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике 14
9 Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики............................................................................................................................................................ 15
9.1 Основная литература.............................................................................................................. 15
9.2 Дополнительная литература.................................................................................................. 15
9.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины.................................................................................................................... 16
10 Перечень информационных технологий, используемых при проведении практикиОшибка! Закладка не определена.
11 Материально-техническая база, необходимая для проведения практикиОшибка! Закладка не определена.
АННОТАЦИЯ
программы практики
Производственная практика (научно-исследовательская работа)
(наименование вида и типа практики)
Направление подготовки | 39.03.02 Социальная работа |
Направленность (профиль) | Социальная работа в системе социальных служб |
Объем практики: 3зачетные единицы.
Продолжительность: 2 недели /108 акад. час.
Цель и задачи практики
Цель:закрепление и углубление знаний по социологии, психологии, педагогике и теории социальной работы, привитие умений и навыков проведения теоретических и практических исследований в области социальной работы.
Задачи:
1) ознакомиться с организацией, управлением базового социального учреждения;
2) развитие навыков научно-исследовательской работы в условиях базовых социальных учреждений, выбор и обработка различных методик социальной работы применительно к теме научной работы;
3) рассмотреть виды социальных технологий, используемых в практике работы различных учреждений социального обслуживания населения;
4) ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности в области социальной защиты с помощью методов и техники социального, педагогического, психологического исследования;
5) рассмотреть технологии разрешения проблем клиентов данным учреждением;
6) освоить методы профессионального общения;
7) научиться собирать и обобщать материалы, опыт по оказанию специализированной помощи различным категориям населения.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
ОПК-3 | способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Знать: основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, Владеть: навыками теоретического и экспериментального исследования |
ОПК-9 | способность представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений | Знать: специфику научного стиля речи. Уметь: правильно оформлять результаты научной и практической деятельности в виде отчетов, рефератов, публикаций. Владеть: основами ораторского искусства и навыками публичных выступлений. |
ПК-9 | способность к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан | Знать: основные реквизиты документов и их расположение;классификацию документов; требования к оформлению различных видов документов; Уметь: составлять различного вида документы; эффективно организовать документооборот; грамотного вести делопроизводство в органах государственной и муниципальной власти; Владеть: способами и приемами ведения документооборота в организации; навыками составления основных документов делопроизводства в организации. |
ПК-13 | способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы | Знать: общие принципы организации и проведения социальных исследований; основы технологических принципов социальных исследований. Уметь: использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы Владеть: методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания, в том числе опроса и мониторинга |
Содержание практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в акад. часах) | Формы текущего контроля | Код реализуемых компетенций | |
Организация практики, подготовительный этап | Установочная лекция, получение индивидуального задания на научно-исследовательскую работу | Задание на научно-исследовательскую работу | ОПК-3 ПК-13 | ||
Самостоятельная работа | Самостоятельная работа практиканта | Рабочие материалы | ОПК-3 ОПК-9 ПК-9 ПК-13 | ||
Оформление дневника и отчета | Самостоятельная работа практиканта | Отчет, дневник практик | |||
Защита отчета | Зачет с оценкой |
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа обучающегося включает выполнение индивидуального задания, которое может содержать общую и индивидуальную части.
Общая часть задания предполагает работу студента в социальном учреждении (организации) по следующим разделам:
- Общие сведения о социальном учреждении (организации).
В этом разделе необходимо рассмотреть вид социального учреждения (организации); его профиль; организационно-правовую форму; нормативно-правовую базу; направления деятельности; виды оказываемых услуг.
- Анализ производственной структуры социального учреждения (организации).
В этом разделе необходимо определить вид социального учреждения (организации), описать функции основных структурных подразделений с краткой характеристикой специфики их деятельности.
- Функциональные обязанности на практике
В этом разделе необходимо описать все виды работ, которые осуществлялись обучающимся в ходе прохождения практики в данном учреждении.
Индивидуальная часть заданияна научно-исследовательскую работу предполагает самостоятельную работу студента по заданиям, представленным в Примерном перечне основных направлений и содержания деятельности в различных типах учреждений. Обучающийся в соответствии с профилем социального учреждения (организации), в котором будет проходить практику, должен выбрать из предложенного перечня 2-4 задания и согласовать их с руководителем практики.
Примерный перечень основных направлений и содержания деятельности в различных типах учреждений
В учреждениях социального обслуживания и защиты населения:
- знакомство с законодательной базой предоставления социальной помощи населению и ее анализ;
- изучение специфики организации социального обслуживания и социальной помощи пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья, лицам без определенного места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оказавшимся без средств к существованию, попавшим в экстремальную ситуацию;
- изучение льготных категорий граждан, установление обратной связи с учреждениями, предоставляющими эти услуги;
- изучение картотеки малообеспеченных граждан, участие в разработке и реализации программ помощи им;
- изучение специфики работы дневных стационаров, отделений срочной социальной помощи, реабилитации, организации социального ухода на дому;
- ознакомление со спецификой оказания социально-медицинской помощи больным пенсионерам и инвалидам, составление программ индивидуального социального лечения и др.;
- ознакомление с документацией лиц с ограниченными возможностями, приобретение навыков их оформления;
- знакомство с организацией и деятельностью (выплата компенсаций, обеспечение санаторно-курортными путевками, спортивно-оздоровительные мероприятия, трудотерапия и др.) в области поддержки лиц с ограниченными возможностями.
В учреждениях, занимающихся решением проблем людей с ограниченными возможностями здоровья:
- знакомство с законодательной базой в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение направлений деятельности социальных служб в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья;
- приобретение навыков ведения документации на людей с ограниченными возможностями здоровья;
- участие в составлении программ индивидуальной социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;
В Центрах социальной помощи семьи и детям:
-изучение применения технологии социальной диагностики в центре семьи;
-анализ системы работы с детьми в Центре семьи;
- изучение применения технологии социальной реабилитации;
-изучение методических рекомендаций по организации социального патронажа в Центре семьи;
-изучение социального паспорта семьи, находящейся на социальном патронаже;
-анализ применения технологии ведения случая («Кейс-менеджмент») в Центре семьи;
- характеристика проектной деятельность Центра семьи;
-изучение структуры и содержания Акта обследования условия жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи.
-изучение методических рекомендаций порядка помещения несовершеннолетних в правовые и муниципальные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- характеристика наиболее значимые мероприятий, проводимых центром за 2016 г.
-рассмотрение системы коррекционной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- изучение системы организации индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении;
- описание оснований постановления на учет семьи и детей, находящихся в социально-опасном положении;
- анализ опыта работы Центра семьи за 2012-2016 гг.;
-анализ специфики воспитательной системы в Центре семьи и изучение функций и целей воспитательной системы Центра семьи;
-анализ специфики воспитательной системы в Центре семьи и изучение основных видов деятельности, осуществляемые центром семьи, в рамках воспитательной работы;
- анализ специфики воспитательной системы в Центре семьи и характеристика отношений в Центре семьи;
- анализ специфики воспитательной системы в Центре семьи и характеристика проблем развития детей в Центре семьи.
В учреждениях социального страхования, Пенсионном фонде:
- изучение структуры учреждения, основными отделами, их функциями, организационной структурой фонда в целом, взаимодействием фонда с другими фондами и организациями;
- изучение законодательства, документации и технологии её ведения;
- ознакомление с процедурой назначения, выплат пенсий и пособий, установленных законодательством;
- ознакомление с законодательством о социальном обеспечении и с документацией, необходимой для начисления пенсий и пособий, пенсионными и личными делами граждан;
- знакомство с категориями граждан, обращающихся в отделы, основными проблемами, возникающими в процессе реализации социального пенсионного страхования;
- изучение порядка работы юридического отдела фондов, знакомство с поступающими исками, типов исковых заявлений, поступающих в фонд;
- изучение порядка формирования средств Пенсионного фонда РФ, формирования самой пенсии, ознакомление с правилами ведения личных дел, трудовым кодексом, правилами приема и увольнения кадров;
В учреждениях, занимающихся проблемами семьи, материнства, отцовства и детства:
- ознакомление с картотекой семей, их учетом по категориям; особенностям работы с
категориями социально-незащищенных семей;
- выявление направлений деятельности, содержание мероприятий по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, многодетные, опекунские, имеющие детей-инвалидов и т.д.);
- анализ основных видов социальной помощи (единовременная помощь, ежемесячные выплаты, адресная помощь, материальная помощь, дотации на дополнительное питание, льготы, бесплатное обеспечение лекарствами и т.д.) семьям, детям;
- ознакомление с деятельностью в области оказания социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями и составление программ индивидуального долговременного ухода за детьми с ограниченными возможностями и их реабилитацией;
- изучение возможностей социального учреждения по оказанию социальной поддержки способных и талантливых детей из категории малообеспеченных семей и семей с асоциальным поведением родителей;
В учреждениях, занимающихся проблемами молодежи:
- знакомство с организацией работы учреждений, структурой и подразделениями;
- изучение деятельности учреждения, направленной на реализацию государственной молодежной политики на муниципальном уровне;
- изучение и участие в деятельности по поддержке молодой семьи, молодежи с ограниченными возможностями, молодежных и детских объединений;
- изучение иных видов деятельности по оказанию социальной поддержки и социальных услуг молодежи.
В общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, детских садах):
- составление социального паспорта образовательного учреждения;
- знакомство с социальной стороной деятельности школы и функциями социального педагога, социального работника; участие в социально-педагогической работе коллектива учреждения;
- изучение законодательства, документации и технологии её ведения;
- ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения, с организацией координации и взаимодействия с государственными и общественными организациями, отвечающими за состояние воспитательной работы среди подростков и молодёжи;
- практическое овладение методами и формами работы с детьми и подростками.
В учреждениях здравоохранения (больницы, госпитали, психиатрические лечебницы, реабилитационные центры, приюты, центры охраны здоровья и др.):
- изучение особенностей социальной работы в различных службах здравоохранения;
- изучение структуры учреждения, основными отделами, их функциями, взаимодействием с другими учреждениями и социальными институтами;
- изучение нормативно-законодательной базы функционирования учреждения и специалистов;
- ознакомление и изучение законодательства, национальных программ РФ в области здравоохранения, особенности их реализации в данном регионе;
- ознакомление с существующей охраной труда и спецификой социальной защиты работников здравоохранения (обеспечение специальной одеждой, обувью, начисления на заработную плату, льготные путевки, защитой от несчастных случаев и пр.);
- изучение методов, форм социальной работы с больными сахарным диабетом, онкологическими больными, больными наркоманией, алкоголизмом, туберкулезом, заболеваниями, передающимися половым путем, ВИЧ-инфекцией и пр.;
В учреждениях службы занятости:
- знакомство с целями, задачами, структурой организации;
- изучение правовых основ деятельности служб занятости населения;
- изучение рынка труда, региональных потребностей в кадрах, сфер деятельности и перспектив развития отраслей хозяйства в регионе;
- освоение навыков анализа документации, делопроизводства;
- изучение проблем профессиональной адаптации безработных;
В учреждениях органов внутренних дел (ОВД):
- ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений;
- ознакомление с программой воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолетних и разработка альтернативной программы по изучению асоциального поведения и его профилактике;
- изучение взаимосвязей программ профилактики правонарушений в школах, по месту жительства, в исправительных учреждениях;
- анализ состояния среды в исправительных учреждениях для несовершеннолетних, в местах их временной изоляции, по месту проживания, в школах и составление программы действий по оздоровлению среды;
- ознакомление с документами и участие в их составлении; делами, находящимися в производстве и их анализ; участие в проверках;
- знакомство с организацией работы комиссии по делам несовершеннолетних, участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, изучение личных дел подопечных;
- овладение методами исправления, применяемыми в учреждениях и группах, занимающихся с подростками, совершившими правонарушение;
- ознакомление с процедурой надзора по делам несовершеннолетних, выявление ее профилактической направленности, результативности;
Вышеприведенный перечень является примерным и может быть как расширен, так и сокращен в зависимости от конкретного задания при согласовании с руководителем практики.
Если в качестве места прохождения практики выбран университет, то в качестве индивидуального задания обучающийся должен дать характеристику рабочего места, определить все необходимые показатели использования рабочего времени.
Обязанности обучающихся
В соответствии с Положением «Об организации практик обучающихся» обучающиеся несут следующие обязанности:
– прибыть на предприятие в установленные графиком учебного процесса сроки, для прохождения практики;
– выполнять работы на практике, необходимые для выполнения индивидуальных заданий, предусмотренных программой практики;
– соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка, а также распорядка установленного руководителем практики;
– вести дневник практики (для бакалавров, специалистов) отчет (для магистров);
– формировать отчёт о прохождении практики в соответствии с индивидуальным заданием на практику;
– представить руководителю практики от предприятия дневник (для бакалавров, специалистов) отчет (для магистров);
– представить руководителю от университета в срок не позже одной недели после окончания практики (в случае проведения практики в летний период, в течение одной недели после начала осеннего семестра)дневник и отчет (для бакалавров, специалистов) отчет (для магистров)о выполнении индивидуального задания.
Структура отчета
Отчет должен содержать сведения о выполненной обучающимся работе в период практики и весь материал, отражающий выполнение индивидуального задания.
Общими требованиями к отчету являются: полнота изложения, четкость построения, логическая последовательность, краткость и точность формулировки, орфографическая пунктуация и стилистическая грамотность.
Содержание отчета должно полностью соответствовать положению о практике и включать соответствующие разделы. Отчёт должен содержать 15-20 страниц печатного текста, оформленного в соответствии с п. 7.3 настоящей программы, включая:
1. титульный лист;
2. индивидуальное задание;
3. введение;
4. общая часть (текст отчёта в соответствии с индивидуальным заданием);
5. заключение;
6. список используемых источников;
7. приложения (при необходимости).
1. Титульный листявляется первой страницей отчета.
2. Задание на практикувключает задания, выданные студенту руководителем практики.
3. Во введениинеобходимо отразить основные положения, которые будут рассмотрены в отчете по практике. Объем введения не должен превышать 1-2 страницы печатного текста.
4. Общая часть (текст отчета в соответствии с индивидуальным заданием)должен включать формулировку задания и его описание.
5. Заключениедолжно содержать краткие выводы о выполненной работе по итогам практики.
6. Список используемых источниковоформляется в соответствии стребованиями ГОСТ 7.1-2003.
7. В приложения могут быть включены: материалы, дополняющие отчёт; таблицы цифровых данных; иллюстрации вспомогательного характера; графики.
7.3 Требования к оформлению отчета
Изложение текста и оформление отчёта выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-05 и ГОСТ 6.30-97.
В тексте отчёта не допускается применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии ГОСТ 7.12
Отчет о производственной практике (технологической) выполняется в соответствии со следующими требованиями:
- шрифт основного текста – Times New Roman, 14 пунктов, обычный, междустрочный интервал - одинарный, при форматировании текста следует устанавливать выравнивание абзацев по ширине, отступ первой строки абзаца - 1,25 см;
- шрифт заголовков – Times New Roman, 16 пунктов, обычный;
- шрифт подзаголовков Times New Roman, 14 пунктов, обычный;
- номер страницы проставляют в правом верхнем углу на расстоянии не менее 10 мм от правого и верхнего обрезов. На титульном листе и на листах, соответствующих началу разделов, номера страниц не ставят, но подразумевают, что отражается в последующей нумерации листов текстового документа;
- поля в отчете должны иметь следующие размеры: левое - 25 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм;
- каждая структурная часть отчета начинается с нового листа; точка в конце заголовка структурной части не ставится;
- заголовки отчета (введение, заголовки разделов, заключение)выравниваются по левому краю, остальные заголовки выравниваются по центру;
- расстояние между заголовком и текстом при выполнении документа печатным способом должно быть равно двум одинарным интервалам. Расстояние между заголовками раздела и подраздела - по одному печатному интервалу;
- при представлении табличного материала над таблицей через одну пустую строку таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера (сквозная нумерация) и тематического заголовка
- приводимые в отчете иллюстрации (схема, диаграмма, график, технический рисунок, фотография) должны иметь порядковый номер(сквозная нумерация) и подрисуночную подпись через одну пустую строку;
- отчет представляется на рецензию в сброшюрованном виде (листы должны быть скреплены по левому краю).
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(приложение к программе практики)
для проведения промежуточной аттестации
по практике
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
(НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)
Направление подготовки
39.03.02 Социальная работа
Направленность (профиль) образовательной программы
Социальная работа в системе социальных служб
Уровень высшего образования
Бакалавриат
(программа академического бакалавриата)
Форма обучения
очная, очно-заочная, заочная
Красноярск 2017
Фонд оценочных средств
Содержание
1 Вид практики, способ и форма (формы) ее проведения......................................................... 6
2 Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы................................ 6
3 Место практики в структуре ОПОП...................................................................................... 7
4 Объем практики и ее продолжительность............................................................................ 7
5 Содержание практики.................................................................................................................. 7
5.1 Организация практики, подготовительный этап........................................................... 8
5.2 Самостоятельная работа..................................................................................................... 9
6. Обязанности обучающихся....................................................................................................... 13
7 Формы отчетности по практике............................................................................................... 13
7.1 Правила заполнения дневника прохождения практики обучающимся........................ 13
7.2 Структура отчета..................................................................................................................... 13
7.3 Требования к оформлению отчета........................................................................................ 14
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике 14
9 Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики............................................................................................................................................................ 15
9.1 Основная литература.............................................................................................................. 15
9.2 Дополнительная литература.................................................................................................. 15
9.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины.................................................................................................................... 16
10 Перечень информационных технологий, используемых при проведении практикиОшибка! Закладка не определена.
11 Материально-техническая база, необходимая для проведения практикиОшибка! Закладка не определена.
АННОТАЦИЯ
программы практики
Производственная практика (научно-исследовательская работа)
(наименование вида и типа практики)
Направление подготовки | 39.03.02 Социальная работа |
Направленность (профиль) | Социальная работа в системе социальных служб |
Объем практики: 3зачетные единицы.
Продолжительность: 2 недели /108 акад. час.
Цель и задачи практики
Цель:закрепление и углубление знаний по социологии, психологии, педагогике и теории социальной работы, привитие умений и навыков проведения теоретических и практических исследований в области социальной работы.
Задачи:
1) ознакомиться с организацией, управлением базового социального учреждения;
2) развитие навыков научно-исследовательской работы в условиях базовых социальных учреждений, выбор и обработка различных методик социальной работы применительно к теме научной работы;
3) рассмотреть виды социальных технологий, используемых в практике работы различных учреждений социального обслуживания населения;
4) ознакомиться с особенностями профессиональной деятельности в области социальной защиты с помощью методов и техники социального, педагогического, психологического исследования;
5) рассмотреть технологии разрешения проблем клиентов данным учреждением;
6) освоить методы профессионального общения;
7) научиться собирать и обобщать материалы, опыт по оказанию специализированной помощи различным категориям населения.
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы |
ОПК-3 | способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | Знать: основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, Владеть: навыками теоретического и экспериментального исследования |
ОПК-9 | способность представлять результаты научной и практической деятельности в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений | Знать: специфику научного стиля речи. Уметь: правильно оформлять результаты научной и практической деятельности в виде отчетов, рефератов, публикаций. Владеть: основами ораторского искусства и навыками публичных выступлений. |
ПК-9 | способность к ведению необходимой документации и организации документооборота в подразделениях организаций, реализующих меры социальной защиты граждан | Знать: основные реквизиты документов и их расположение;классификацию документов; требования к оформлению различных видов документов; Уметь: составлять различного вида документы; эффективно организовать документооборот; грамотного вести делопроизводство в органах государственной и муниципальной власти; Владеть: способами и приемами ведения документооборота в организации; навыками составления основных документов делопроизводства в организации. |
ПК-13 | способность выявлять, формулировать, разрешать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы | Знать: общие принципы организации и проведения социальных исследований; основы технологических принципов социальных исследований. Уметь: использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы Владеть: методами исследования практики социального управления в сфере социального обслуживания, в том числе опроса и мониторинга |