Организация: структура и культура

  • Структура, ключевые фигуры
  • Основные положения корпоративного кодекса компании
  • Корпоративные мероприятия, поздравления, негласные традиции и т.д.
  • Корпоративные стандарты в области дресс-кода, делового этикета

Корпоративная политика в области управления персоналом

  • Профессиональное развитие: какие возможности в области обучения предоставляет компания, как работает учебный центр, библиотека
  • Развитие карьеры: базовая информация об оценочных процедурах, примеры карьерного роста работающих сотрудников
  • Политика вознаграждений (в случае, если она унифицирована)
  • Условия работы: порядок выплаты заработной платы, возможность получения других существующих в компании льгот
  • Условия быта: где и когда можно пообедать, получить медицинскую помощь; помощь, связанную с обслуживанием транспортного средства и т.д.
  • Отношения с профсоюзной организацией

Экскурсия по компании

В данный блок можно включить такие мероприятия, как:

  • Посещение производства
  • Посещение музея компании
  • Посещение «Аллеи славы» (экспозиция дипломов и наград компании)
  • И т.д.

Просмотр фильма о компании

Фильм может содержать следующую информацию:

  • О создании и процессе становления компании
  • О выпускаемом продукте / оказываемых услугах
  • О корпоративной жизни (этот блок обычно включает видеоряд с корпоративных мероприятий: праздников и спортивных турниров)
  • Интервью с руководителями, ключевыми сотрудниками
  • Репортажи из удаленных филиалов
  • Обзорная экскурсия по компании с рассказом о деятельности различных подразделений

Это может быть традиционный повествовательный или мультипликационный фильм или просто подборка историй. Подготовку фильма лучше всего проводить с привлечением профессионалов.

В конце «Welcome! Тренинга» представители компании должны ответить на вопросы новичков.

Книга сотрудника

Корпоративная брошюра «Книга сотрудника» может издаваться как в печатном, так и в электронном виде.

Помимо информационных блоков «Welcome! Тренинга» «Книга сотрудника» также может включать в себя следующие разделы:

  • Приветствие руководителя
  • Карта-схема предприятия
  • Описание организационной структуры (с указаниями имен и фотографиями)
  • Описание функций и сферы ответственности подразделений
  • Основные положения кадровой политики
  • Сведения о корпоративной символике
  • Словарь основных терминов
  • Телефонный справочник
  • Дополнительная информация об организации работы: алгоритм заказа канцелярских принадлежностей, посещения столовой и т.д.


Пример Вступительное слово директора по продажам Уважаемый Коллега! Вы являетесь сотрудником «Московской Ореховой Компании» - лидера среди российских производителей орехов, сухофруктов и семян подсолнечника. Именно Вы предлагаете клиенту нашу продукцию и услуги, а значит, именно от Вашего профессионализма зависит мнение клиента о нашей компании. В Ваших руках справочник с описанием продукции «Московской Ореховой Компании» и руководство по технике продаж, в котором мы изложили опыт, накопленный несколькими поколениями компаний мирового класса. Я очень надеюсь, что он поможет Вам достичь новых высот в продажах. Важно не просто заучить последовательность этапов, а постараться творчески использовать полученные знания, каждый раз улучшая работу в торговой точке, отношения с клиентом, продажи в городе и себя. Затем, научившись это делать, передать опыт другим. Я много езжу по России и очень ценю проделанную Вами работу и Ваш вклад в развитие продаж «Московской Ореховой Компании». Позвольте выразить благодарность за Вашу энергию и лояльность нашей Компании. С пожеланиями новых побед, Директор по продажам «Московская Ореховая Компания»  
© Карманный справочник сотрудника, 3-е издание Подготовлен учебным центром «Московской Ореховой Компании».Цитируется по кн. Н.Володиной «Адаптация персонала», Москва, ООО «Бегин Групп» 2006

Первый день сотрудника

Первый день сотрудника должен быть подготовлен заранее.

Ожидая появления нового сотрудника в офисе, проверьте, что Вы подготовили:

  1. Рабочее место. На рабочем месте не должно быть никаких вещей, принадлежавших предыдущему сотруднику. Создайте личный электронный ящик будущего сотрудника и положите на стол ежедневник, набор канцелярских принадлежностей.
  2. Комплект новичка, адаптационный лист, бейджик
  3. Знаки приветствия от коллег. Это может быть открытка с поздравлением с новой работой или шоколадка.

Цель первого дня нового сотрудника – сформировать у него положительное впечатление о компании и вызвать воодушевление к работе в ней.

Комплект новичка обычно включает в себя:

  • Должностную инструкцию, локальные нормативные документы, в том числе Положение о персонале
  • Адаптационный лист
  • Брошюру «Книга сотрудника»
  • Корпоративные памятки, положения
  • Последний выпуск корпоративного издания
  • Маркетинговые материалы
  • Корпоративный сувенир (ручка, блокнот и т.п.)
  • Телефонный справочник

Часть документов может быть записана на компакт-диске вместе с фильмом о компании.

Информация о новичке

Важно не только представить сотруднику его будущих коллег, но и рассказать работникам организации о новом человеке в коллективе. Для этого необходимо использовать имеющиеся коммуникационные каналы:

  • Интранет-страница «Наши новички»
  • Электронная рассылка
  • Информационный стенд
  • Корпоративный бюллетень или газета
  • Личное представление

Информация может включать:

  • Образование и опыт работы
  • Успехи и достижения в предыдущих проектах
  • Информация неформального характера (семейное положение, хобби и т.д.)
  • Взгляды на организацию рабочего процесса

Наши рекомендации