Технологическая модель самоорганизации

Такой подход позволяет нам говорить о социальных технологиях как технологиях управления. С целью конкретизации содержания указанных технологий применительно к общественной самоорганизации, рассмотрим технологическую модель общественной самоорганизации (См. Рис. 2).

Методологической основой модели являются: теория социального действия Т. Парсонса; диспозиционная теория личности В. А. Ядова; контурная модель социального механизма экономики, предложенная отечественным учёным Т. И. Заславской[34]. Опираясь на системный принцип изоморфизма выделим основные элементы технологической модели:

а) система субъект-объектных (- субъектных) отношений;

б) система прямых и обратных связей, реально существующих и проектируемых при реализации подсистемами своих функций;

в) система факторов и условий, детерминирующих поведение субъектов самоорганизации.

Каждый из элементов представлен: структурным(блок IV), детерминационным(блоки I, II,III,V) и реализационным (прямые и обратные связи 1 - 10) аспектами.

Технологическая модель самоорганизации - student2.ru

Рисунок 2. – Технологическая модель общественной самоорганизации

Структурный аспект, включает субъекты взаимодействия, а также субъектно-объектные (- субъектные) отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия и переходящие в самоорганизацию. Детерминационный аспект, представлен системными агентами и механизмами, посредством которых запускается, и поддерживается процесс самоорганизации. Система прямых и обратных связей представляет реализационный аспект, это практика формирования системы общественных отношений и условий, поддерживающих баланс между самоорганизационными и организационными образованиями (структурами гражданского общества и государства).

Процесс самоорганизации и формирования структур гражданского общества является сложным процессом, успешное развитие которого становиться возможным, только при правовом, социальном государстве и высоком уровне гражданской культуры. Эти и другие условия создаются посредством прямых и обратных связей (контуров) и под воздействием конкретных подсистем.

Политическая подсистема(блок I) играет ведущую роль в упорядоченности взаимодействий, она включает сложную систему формальных норм, и принятых правил политического поведения, а также различные структуры и учреждения, которые посредством прямых связей реализуют эти нормы и правила. Нормы и правила принятые политической подсистемой тесно переплетены с устойчивыми нормами и правилами политического поведения личности и групп (организаций) социальной подсистемы (блок IV). Механизм взаимодействия подсистем осуществляется посредством прямых и обратных связей, представленных в модели различными технологическими контурами. Технологический контур 6, 1, 4, (контур социально-политических и правовых технологий) отражает зависимость процесса самоорганизации, формирования структур гражданского общества от степени демократичности социально-правовой системы государственного устройства. Политическая подсистема, реализуя принципы правового государства, обеспечивает верховенство закона и легитимность власти; гарантирует беспрепятственное использование личностью демократических прав и свобод в своих законных интересах; развивает чувство взаимной ответственности и общественной солидарности, доверие между государством и обществом. Доверие создаёт прочные отношения, без которых самоорганизация становится невозможной. По сути, доверие выступает важнейшим способом кредитования политической системы. Именно доверие является базой всех преобразований и решений многих социальных проблем. Несмотря на то, что в отечественных исследованиях философского, социологического и отчасти социально-психологического плана проблема доверия специальному самостоятельному анализу не подвергалась, тем ни менее в ряде работ[35], доверие рассматривается как основа любой социально-психологической общности «мы», т.е по сути важнейшим компонентом возникновения и существования самоорганизационного образования. Институты самоорганизации, добиваясь от политической подсистемы принятие правовых актов, существенно расширяющих демократические права и свободы граждан и их объединений получают кредит доверия от населения. Это ведёт к институализации взаимодействий всех уровней, переходу от индивидуальных взаимодействий к групповым и организационным, далее к структурированной упорядоченности социальной подсистемы, развитию гражданского общества. Развитые институты гражданского общества (блок III), подкреплённые поддержкой населения, посредством обратной связи (технологический контур 4, 6, 1) защищает людей от произвола властей, поддерживает консенсус между органами власти и обществом, осуществляет общественный контроль за деятельностью органов власти, общественно-научную экспертизу принимаемых законов, постановлений, различных управленческих решений, а также выдвигает законодательные инициативы в интересах как всего общества, так и различных его слоёв .





На ранней стадии развития институтов гражданского общества, когда отсутствует консолидация основной массы населения, взаимодействие между политической и социальной подсистемами носит избирательный и неустойчивый характер. Отдельные группы и организации социальной подсистемы, выражая недовольство состоянием дел, выступают в качестве групп давления (технологический контур 2, 6 или 2, 7, 3). Выдвигая различного рода требования, они добиваются льготных (правовых (2-6) или экономических (2-7-3)) преференций для определенных категорий населения. При таком двухстороннем взаимодействии функционирование политической подсистемы подчинено в большей степени целям и интересам самой подсистемы, а переориентация её на удовлетворение интересов и потребностей населения, если и происходит, то лишь под давлением наиболее активных групп населения, что зачастую ведёт к конфликтному взаимодействию, а также к росту конкурентной борьбы между различными группами населения и их объединениями за доступ к административному ресурсу политической подсистемы. Это в свою очередь, с одной стороны, не ведёт к конструктивной консолидации и сплочению общества, но при этом формирует понимание преимущества коллективных действий в достижении своих целей, а с другой стороны может способствовать институализации гражданского общества оппозиционной направленности. Такое развитие событий не является желательным для политической подсистемы, поскольку власти «… заинтересованы в деятельности гражданских организаций как эффективном посредствующем звене внедрения в сознание и поведение масс формальных норм и правил социально-политической жизни. Звене, содействующем и реализации принимаемых государственных решений, и проводимых практической политике»[36].

В ряду важнейших компонентов общих условий являются экономические отношения, которые обусловлены переходом к рыночной экономике, возрастанием конкуренции, появлением разных форм собственности, и т. д.

Экономическая подсистема(блок II) обеспечивает материальную основу самоорганизации. Любая подсистема имеет свой социальный аспект, обусловленный структурным делением общества на статусы. Разнообразие экономических статусов, их материальная сущность, определяется разнообразием по степени владения свободным капиталом, собственностью и отношением к ней, оно детерминирует поведение и взаимодействие носителей одинаковых и разных статусов.

В зависимости от возможностей носителей этих статусов в удовлетворения своих запросов и нужд, а так же способностей экономической подсистемы в их удовлетворении, зависит направленность социальных субъектов - на поддержку или изменение политической подсистемы. Поскольку в современной сложной системе экономических связей и отношений самоорганизующиеся структуры обладают различной финансово-экономической самодостаточностью, то мы наблюдаем различные модели социального, экономического и политического поведения этих структур. Одни демонстрируют проправительственную направленность самоорганизации, другие протестную самоорганизацию. Одни капитализируют социальный ресурс (технологический контур 3, 1, 5), другие апеллируют к административному ресурсу (3, 2, 7). В основе обеих контуров лежат единые объективные основания и предпосылки самоорганизации, экономической основой которых является многообразие форм собственности и свободный капитал. С той лишь разницей, что первый контур обеспечивает самоорганизацию социальной ориентации, повышая общественный ресурс, обуславливает сглаживание социального неравенства, а второй - политической, направленной на государственное регулирование экономикой, перераспределение имущественных благ и собственности позволяющее постоянно повышать и во многом гарантировать достойный жизненный уровень отдельных категорий граждан. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что развитие гражданского общества (контур 5-3-1 и 4-7-3) определяет социальную ориентацию любой власти и экономики, способствует изменению политической жизни общества: появляются социальные регуляторы ограничения свободного рынка; государство делегирует свои функции общественным институтам и органам местного самоуправления. Под влиянием гражданского общества происходит интегрирование различных форм собственности, при этом приоритет получает та форма собственности, которая в большей степени служит интересам личности, местного сообщества и общества в целом.

Подсистема культура общества(блок V). Культура общества: ценности,нормы, определяющие духовные потребности территориального сообщества, их жизненные ориентации и интересы. Культурные факторы - это существенная часть внешней среды, в которой функционируют самоорганизующиеся сообщества. Они составляют ту часть среды, которая «отвечает» за усвоение положительного опыта и освобождение от не оправдавших себя ценностей, норм и моделей поведения. К. Маркс в своём письме Ф. Энгельсу, писал: "… культура, - если она …. не направляется сознательно … оставляет после себя пустыню..."[37], поэтому процесс формирования культуры всегда находится под пристальным вниманием государства и гражданского общества.

Культура общества при неразвитых институтах гражданского общества формируется, в большей степени под давлением политической подсистемы (9, 8, 2). В этом смысле общегражданская культура носит политический характер и направлена на поддержку порядка, установленного политической подсистемой, что в конечном счёте может привести к этатизму[38] и утверждению тоталитарного государства.

При развитом гражданском обществе формирование культуры осуществляется при участии институтов гражданского общества, которые не только контролируют, но и ориентируют политическую подсистему (4, 9, 8) на создание социокультурной среды демократического типа, обеспечивающей участие населения в общественных делах и успех процесса самоорганизации.

Формирование социокультурной среды, является сложным и исторически длительным процессом, он происходит посредством внедрения в механизм социализации образовательных и воспитательных технологий, направленных на привитие не только нормативно-ценностных основ демократии, но и морально-этических качеств, таких как: доверие, ответственность, солидарность, гуманизм, политический и идеологический плюрализм, и пр.. Именно с овладением гражданами основ демократической культуры связан успех процесса самоорганизации.

Социальная подсистема(Блок IV), представляет собой совокупность общих социальных условий и источников самоорганизации. К числу важнейших компонентов общих социальных условий относятся социально-экономические, социально-политические и социально-культурные условия.

Общие социальные условия наполняют социальное пространство, возникает определённая социальная среда, которая в зависимости от имеющегося у личности опыта и системы существующих потребностей формирует у неё определённые, и «относительно устойчивые готовности (диспозиции) к восприятию этой среды и способу действий в различных конкретных ситуациях»[39]. Что касется коллективных диспозиций, то они появляются как следствие коллективной идеологии и развитого сознания. Иначе говоря, формирование диспозиций самоорганизации осуществляется двумя путями: в процессе непосредственного взаимодействия личности (субъектов самоорганизации) со средой и в процессе коммуникационного воздействия, т. е. через обучение и воспитание личности. Формирование диспозиций личности к самоорганизации тесно связано с имеющимся у неё опытом, системой потребностей, идеологическим и др. видами воздействий. Необходимость формирования таких диспозиций объясняется тем, что при возникновении определенных условий индивиды (группы) добровольно демонстрируют готовность к самоорганизации, проявляют коллективные модели поведения. «Приэтом …., объектомтехнологизациивыступаетнестолькосистемаинструментальныхтехническихсредств, сколькосамчеловек, осуществляющий деятельность»[40].

1.2.4. Формы общественной самоорганизации в муниципальных образованиях

В современном мире демократия является неотъемлемой частью политической системы, она очень часто воспринимается как явление естественное и неизбежное, которое проявляется независимо от желания политических лидеров и властных структур общества. Свидетельством тому трансформационные процессы, проходящие в большинстве стран постсоветского пространства, многие из которых продолжаются до сих пор. Вместе с тем современная наука весьма неоднозначно оценивает будущее и перспективы демократии, все чаще говорится о необходимости новых стимулов ее дальнейшей эволюции. На наш взгляд, одним из таких аспектов, обладающих высоким потенциалом для дальнейшего развития демократии, становится гражданское общество и активизация его деятельности в сфере муниципального управления. Активное развитие форм общественной самоорганизации может дать демократии возможность перейти на новый уровень развития, в этой связи автор диссертации абсолютно согласен с Хевсаковым В. В. в том, что «демократию в современном мире следует рассматривать не только как власть народа, но и как участие граждан и их объединений в осуществлении этой власти»[41].

В настоящее время Федеральное законодательство РФ[42] предоставляет своим гражданам широкий выбор организационно-правовых форм объединений и участия их в управлении.

Так, к примеру ФЗ «О политических партиях» рассматривает такие формы объединений как: политические организации и политические движения[43]. ФЗ "О некоммерческихорганизациях" предусматриваетдляроссиянболееширокуюсистемуформсамоорганизации: общественные и религиозныеорганизации (объединения), общиныкоренныхмалочисленныхнародовРоссийскойФедерации, казачьиобщества, фонды, государственнаякорпорация, государственнаякомпания, некоммерческиепартнерства, частныеучреждения, государственные и муниципальныеучреждения, бюджетноеучреждение, автономнаянекоммерческаяорганизация, ассоциации (союзы)[44].

Несмотря на существующее многообразие все эти формы являются разновидностью общественных объединений, которые в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» определяются как «добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей».

Согласно данному закону, категория «общественное объединение» более емкое, оно включает всё разнообразие форм самоорганизации и в унифицированном виде может быть представлено в следующих организационно-правовых формах[45]:

общественная организация является основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

общественное движение состоит из участников и преследует социальные, политические и иные, общественно полезные цели;

общественный фонд - это один из видов некоммерческих объединений, с нефиксированным членством, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;

общественное учреждениесоздается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям этого объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем;

орган общественной самодеятельностисоздается с целью совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения независимо от организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и/или уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

По своей направленности они могут обладать различной степенью оппозиционности (проправительственные, оппозиционные, нейтральные объединения):

проправительственные – объединения, имеющие поддержку органов власти и их структур, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными структурами и органами власти;

оппозиционные – объединения, находящиеся в оппозиции действующей власти, как правило, их деятельности характерна конфликтная ориентация по отношению к государственным структурам власти;

нейтральные – объединения, относительно «нейтральные» по отношению к власти, как правило, им свойственна ориентация на решение проблем различных групп населения, по факту обращения.

Несмотря на направленность, объединения являются независимыми в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, они в праве представлять и защищать интересы своих членов, выступать с законотворческими инициативами и участвовать в рассмотренииорганамигосударственнойвласти, органамиместногосамоуправлениясвоихпредложений.

Свое право объединения реализуют посредством различных общественно-политических мероприятий (собрания, митинги, забастовки, демонстрации, шествия, пикетирование, референдумы, выборы и пр.).

Кроме общих черт, объединения имеют и свои особенности, в частности, отличаются друг от друга степенью формализации, выдвигаемыми целями, прочностью связей (члены и участники)) и спецификой отношений с органами власти. Поэтому некоторые формы самоорганизации граждан и способы их участия в местном самоуправлении требуют более подробного рассмотрения. С этой целью, имеющееся разнообразие форм объединений уместно разделить на объединения «классического», «профессионального» и «территориального» типа.

«Классический тип» – это объединения, ориентирующиеся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, т. е. тех, кто кровно заинтересован в реализации их целей. Такие объединения, как правило, имеют широкую социальную базу.

К «профессиональному типу» относятся объединения с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Примером таких объединений служат организационно структурированные современные общественно-политические движения (организации) и профессиональные союзы.

«Территориальныйтип» – объединения граждан по территориальному принципу с целью совместного решения проблем по месту жительства.

На сегодняшний день среди всех институтов демократии самым массовым выступают общественные объединения «классического» типа. Как правило, объединения этого типа создаются в целях оказания взаимопомощи, решения конкретных проблем или удовлетворения потребностей и интересов людей, данные объединения действуют в определенных сферах общества, отстаивают права различных заинтересованных и проблемных категорий граждан.

Примером таких организаций служат экологические, религиозные, молодежные, женские, правозащитные и другие добровольные объединения граждан, объединившиеся с определенной целью, вокруг определенной проблемы или на основе общности интересов (охота, рыбная ловля, спорт, туризм, наука, творчество и пр.).

Не менее важное место в демократическом развитии общества занимают объединения «профессионального» типа. Как правило объединения данного типа создаются с целью представительства, оказания давления на власть или выполнения общественно полезных услуг. К данному типу объединений относятся различные профсоюзы, организации узко профессиональной принадлежности и сферы деятельности (гос. кампании, корпорации, партнерства и пр.), а так же различные политические или общественно-политические движения (партии), охватывающие интересы, вокруг которых могут объединиться массовые социальные общности и через них транслировать соответствующие интересы и ценности в органы власти.

Система отношений объединений этого типа с органами государственной власти и органами местного самоуправления складываются по разному. К примеру профсоюзы и некоторые некоммерческие организации строят свои отношения наосновесоциальногопартнерства и взаимодействия, а такженаосноведоговоров и соглашений[46]. Политические партии - посредствомвыдвижениякандидатов в депутаты и наиныевыборныедолжности в органахгосударственнойвласти и органахместногосамоуправления[47].

Сегодня в России, в условиях развивающейся демократии отмечается глобальная тенденция к снижению роли государства в жизни отдельной личности и различных социальных групп, набирают силу и повышают свое значение самоорганизующиеся и самостоятельные объединения территориальноготипа. Одним из востребованных и, на наш взгляд в наибольшей степени, отвечающим современным вызовам развития общества является территориальное общественное самоуправление, так как ресурс объединений данного типа на местном уровне, намного выше, чем у всех остальных форм самоорганизации.

Территориальное общественное самоуправление получило свое легальное определение, закрепленное в статье 27 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения»[48].

В то же время в социологической, политологической, юридической литературе нет единого подхода к пониманию территориального общественного самоуправления. Стоит отметить существенный научный пробел в изучении специфики территориального общественного самоуправления (ТОС) практически во всех научных отраслях. Дело в том, что создаваемые самостоятельно населением и имеющие самоуправленческую природу, территориальная общественная самоорганизация в решении проблем территории перестала замыкаться исключительно на органах местного самоуправления. Сегодня территориальные общественные ячейки создаются повсеместно, они без вмешательства властных структур или с их дополнительной помощью решают целый ряд проблем населения по месту его непосредственного проживания: «подъездмногоквартирногожилогодома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением и иные территории проживания граждан»[49].

Наиболее широко территориальная самоорганизация получила развитие в жилищной сфере, помимо ТСЖ и ЖСК, территориальное самоуправление реализуется в таких формах самоорганизации как: домовыекомитеты (домкомы); уличные комитеты (уличкомы); совет микрорайона, совет квартала, комитет (совет) территориальногообщественногосамоуправления,территориальнаяобщина.

Таким образом проведённый анализ подтверждает что:самоорганизация является целенаправленным процессом, спонтанности и хаоса в котором нет места. Данный процесс имеет четкую нормативно-правовую базу, структуры и функции, что позволяет нам говорить о самоорганизации как об осознанном и целенаправленном процессе.Собственно говоря, рассматривая самоорганизацию в рамках муниципального образования, необходимо отметить, что самоорганизация и организация являются родственными процессами, поэтому формы самоорганизации имеют не только самоорганизационную природу, но и является организацией, действующей упорядоченно на основе установленных (в том числе и юридически) норм и правил, имеющую общие цели, задачи и ресурсы.


Наши рекомендации