ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

ФАКУЛЬТЕТ социально-гуманитарный

КАФЕДРА библиотековедения, библиографоведения и документоведения

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

По учебной работе

_____­­­­­­­­­­______Р.Ш.Ахмадиева

«____» _____________201_ г.

Программа производственной практики студентов 3 курса

Гр. 011533

Библиотечно-информационная деятельность

Библиотечно-информационная деятельность

Профиль Менеджмент библиотечно-информационной деятельности

Академический бакалавриат

Бакалавр

Казань

Программа практики разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 2016 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями п.65 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности (приказ Минобрнауки №1367) и ОСКазГИК/ФГОС ВО по данному направлению подготовки и адаптирована для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и необходимых специальных условий их обучения.

Разработчик

А.Р. Абдулхакова /__________________/ «____»_________20___г.

Программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения «_____»_______20__г., протокол №____.

Председатель учебно-методической комиссии кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения

Матвеева Г.В. /__________________/ «____»_________20___г.

Заведующий кафедрой библиотековедения, библиографоведения и документоведения

Кормишина Г.М. /__________________/ «____»_________20___г.

(подпись)

Декан социально-гуманитарного факультета

Шамсутдинова Д.В. /__________________/ «____»_________20___г.

1. Вид практики, способ и форма ее проведения, цели и задачи:

Вид: производственная

Тип практики:технологическая

Способ проведения:стационарная, выездная.

Форма проведения:рассредоточенная

Место практики в структуре ОПОП ВО

Практика проводится на 3 курсе, в 6 семестре по очной форме обучения; на 3 курсе, в 6 семестре по заочной форме обучения.

Код дисциплины/практики Дисциплины / Практики
  Предшествующие
Б1. В.ОД.6 Библиографическая деятельность библиотеки
Б1.Б.20 Справочно-поисковый аппарат библиотеки
Б1..Б.21 Аналитико-синтетическая переработка информации
Б1.Б12 Информационные технологии
Б1. Б.23. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
  Сопутствующие (формирующие те же компетенции)
  Последующие

4. Структура и содержание практики:

Общий объем практики составляет:

Курс – 3 з.е. 108 часов. 2 недели

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Общее ознакомление с базой практики (тип, вид библиотеки, ее структура, задачи, направления деятельности, основные показатели работы за прошедший год.

Форма отчета:запись в дневнике.

2. Составление характеристики библиотеки как производственно – технологической системыпо следующим параметрам:библиотека как система, функциональные подсистемы библиотеки, материальные и технологические потоки в библиотеке.

Форма отчета: таблица (приложение 3).

3. Знакомство с подсистемой обработки в библиотеке, изучение основных направлений деятельности отдела (сектора) обработки по аннотированию, реферированию документов.

Ознакомление с организацией работы отдела (сектора) обработки документов предполагает обращение к документам, регламентирующим функционирование отдела (Положение, инструкции, ГОСТы и т.п.); системе справочных, методических, библиографических изданий и материалов, представленных в отделе и используемых в ходе аналитико-синтетической переработки информации.

Задания:1) проанализировать основные направления деятельности отдела(ов), занимающегося (ихся) семантической обработкой документов; 2) изучить документационное обеспечение деятельности отдела.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить: 1) основные направления деятельности отдела (сектора), связанные с содержательным преобразованием информации; 2) перечень документов, регламентирующих функционирование отдела (сектора).

Форма отчета: письменная справка.

Аннотирование документов

При выполнении заданий по аннотированию документов следует опираться на соответствующие нормативные документы, регламентирующие данный процесс. В качестве объектов аннотирования отбираются актуальные, наиболее ценные с содержательной точки зрения (без каких-либо формальных ограничений) первичные источники информации. Аннотирование производится на основе визуального просмотра первичных документов, анализа их содержательных и формальных особенностей с учётом методических требований, изложенных в учебниках, учебных пособиях, лекционном курсе «АСПИ. Аннотирование, реферирование, обзорно-аналитическая деятельность». Рекомендуется использовать навыки формализованного аннотирования. Следует выяснить, используется ли в библиотеке программа поддержки автоматического аннотирования и при её наличии описать, что она собой представляет, как работает и используется.

Задания:1) проанализировать качество готовых издательских аннотаций (в количестве от 3 до 5), представленных в книгах, в соответствии с положениями ГОСТ 7.86-2003. Издания. Общие требования к издательской аннотации; 2) составьте справочные (в количестве 5) и рекомендательные (в количестве 5) аннотации на заранее выбранные произведения художественной литературы, документы по естественным, техническим, общественным наукам. Показать умение пользоваться структурой информационных элементов аннотации, а также соответствующими ГОСТами.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить в дневнике: 1) анализ просмотренных издательских аннотаций; 2) библиографические записи на 10 документов с текстами аннотаций, составленных вами самостоятельно.

Реферирование документов

При выполнении заданий по реферированию документов следует опираться на соответствующие нормативные документы, регламентирующие данный процесс. В качестве объектов реферирования отбираются актуальные, наиболее ценные с содержательной точки зрения (без каких-либо формальных ограничений) первичные источники информации. Реферирование производится на основе визуального просмотра первичных документов, анализа их содержательных особенностей с учётом методических требований, изложенных в учебниках, учебных пособиях, лекционном курсе «АСПИ. Аннотирование, реферирование, обзорно-аналитическая деятельность». Рекомендуется использовать навыки формализованного реферирования. Следует выяснить, используется ли в библиотеке программа поддержки автоматического реферирования и при её наличии описать, что она собой представляет, как работает и используется.

Задания:1) составить тексты информативных (в количестве 5) и индикативных (в количестве 5) рефератов на отобранные вами документы (это могут быть монографии, сборники научных трудов, статьи из периодических или продолжающихся изданий) различной отраслевой направленности из фонда библиотеки с использованием формализованных схем; 2) занесите текст реферата в соответствующее поле (блок анализа содержания) машиночитаемого формата библиографической записи.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить образцы 10 библиографических записей, включающие тексты информативных и индикативных рефератов.

Подготовка информационных продуктов с использованием современных методов информационного анализа

В практике работы библиотек по обслуживанию пользователей могут использоваться различные виды информационных продуктов: аналитико-синтетические обзоры литературы, тематические подборки, досье, дайджесты, гипертекстовые материалы (журналы, словари, хрестоматии, учебные пособия). Методика их разработки освещается в учебной и специальной литературе, рассматривается на аудиторных учебных занятиях по дисциплине «Аналитико-синтетическая переработка информации» в вузе.

Задания:1) изучить, какие виды информационных продуктов находят применение в практике работы данной библиотеки; 2) принять участие в составлении какого-либо информационного продукта (или его фрагмента) в соответствии с планом работы библиотеки или по рекомендации её сотрудников.

Форма отчёта: запись в дневнике. Представить: 1) характеристику информационных продуктов, используемых в практике работы библиотеки по обслуживанию пользователей, предоставлению ею информационных услуг; 2) дать в приложении к дневнику конкретный информационный продукт (или его фрагмент), разработанный самостоятельно в ходе производственной практики.

7. Знакомство с библиографическим отделом библиотеки.

Полное название отдела. Краткие сведения об отделе: история создания, штат, задачи, направления, содержание библиографической работы, специализация библиографов в отделе и библиотеке в целом. Участие в библиографической деятельности небиблиографических подразделений библиотеки. Характеристика основного содержания и особенностей библиографического обслуживания в данной библиотеке. Организационные формы обслуживания, справочно-библиографический аппарат структурных подразделений библиотеки. Использование технических средств библиографической деятельности. Характеристика СБА в целом и его отдельных частей: справочно-библиографического фонда, системы каталогов и картотек (в том числе электронных). Соответствие его структуры, состава и качества типу библиотеки, составу читателей и т.д. Положительные и отрицательные стороны СБА конкретной библиотеки, примеры из практики. Составные части краеведческого СБА библиотеки. Фонд выполненных справок, анализ способа его организации и использования.

Форма отчета: письменная справка. К справке приложить: 1. Схему каталогов и картотек библиотеки. 2. Список справочных изданий, полученных библиотекой, за последние пять лет. 3. Список библиографических изданий, полученных библиотекой, за последние пять лет. 3. Должностные инструкции библиографов. Задания 2,3 выполняются по схеме (Приложение 4).

Библиографирование.

Участие в работах по отражению текущих поступлений в каталогах и картотеках, в росписи газетных и журнальных статей (обязательно местных для краеведческих картотек). Подготовка библиографического пособия малой формы (памятка, план чтения и т.п.) по теме, связанной с Казанью или Республикой Татарстан (об истории, природе, искусстве, культуре, выдающихся деятелях республики, спорте).

Форма отчета: библиографическое пособие малой формы.

Подготовка и проведение защиты производственной практики

Подготовка к защите предполагает заполнение необходимой документации, обращение к контрольным вопросам.

Документы, подготовленные студентом-практикантом:

1. Дневник практики.Оформление записей в дневнике целесообразно в табличной форме (приложение1).

2. Отчет студента о производственной практике.Отчет студента о практике должен содержать краткую характеристику - описание выполненных заданий с количественными и качественными показателями и приложениями.

Документы, оформленные руководителем от базы практики:

1. Отзыв (характеристика) на студента-практиканта должна содержать сведения, отражающие уровень профессиональной подготовки, личностные качества практиканта (уровень теоретической подготовки студента, умение применять теоретические знания на практике, деловые и организаторские качества практиканта, отношение к работе, активность, инициативность, дисциплинированность, профессиональную пригодность) и рекомендуемую оценку по результатам производственной практики (по желанию).

Документы, оформленные преподавателем - руководителем практики от вуза:

1. Отчет о руководстве производственной практикой включает: характеристику базы практики; сведения о числе студентов, направленных на практику, своевременности их прибытия на базу практики, об этапах прохождения и защиты практики; анализ выполнения студентами общих (групповых) и индивидуальных заданий.

2. протокол защиты производственной практики студентов;

Зачетно-экзаменационные ведомости по итогам производственной практики оформляются на типовых бланках, используемых в вузе.

4. Формы отчетности по практике:

1. дневник практики

2. индивидуальный отчет студента по итогам производственной практики

3. протокол защиты

4. отзыв (характеристика) (если имеется).

5. отчет преподавателя по итогам практики студентов

Курс

1.Перечислите составные части СБА библиотеки – базы практики.

2.Назовите формы библиографического информирования.

3.Для каких форм деятельности используются рекомендательные пособия данной библиотеки?

4.В каких направлениях деятельности библиотеки используются рекомендательные пособия?

5.Какие типы запросов преобладают в библиотеке и где они учитываются?

6.Охарактеризуйте назначение и цели аналитико-синтетической переработки информации.

7.Дайте определение понятиям «аннотация» и «аннотирование».

8.Перечислите основные требования к составлению аннотаций.

9.Какие виды аннотаций Вы знаете?

10.Назовите этапы аннотирования и соответствующие им приёмы изложения свёрнутого текста.

11.Расскажите об основных методах автоматизации аннотирования.

12.Представьте характеристику метода формализованного экстрагирования.

13.Раскройте роль реферата в информационной деятельности.

14.Назовите виды рефератов, дайте их краткую характеристику.

15.Изложите требования, предъявляемые к информативному реферату.

16.Охарактеризуйте технологические этапы процесса реферирования.

17.Раскройте структуру и особенности текста реферата.

18.Охарактеризуйте методы реферативного анализа, а также способы реферативного изложения.

19.Сформулируйте основные отличительные признаки аннотаций и рефератов.

20.Назовите сферы применения аннотаций и рефератов.

21.В чём состоит сущность обзорно-аналитической деятельности библиотеки?

22.Какие виды обзорно-аналитических материалов вы знаете, какие из них используются при обслуживании пользователей данной библиотеки?

23.В чём состоит отличие гипертекста от традиционного текста, каковы его возможности и преимущества?

4 курс

24.Основные функции менеджмента: сущность, пути реализации.

25.Методы управления библиотекой, их достоинства и недостатки.

26.Управленческие решения: определение, виды, подходы к принятию решения. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

27.Организационные структуры управления библиотекой; их характеристика, разновидности, возможности применения в современной библиотеке.

28.Централизованные и децентрализованные структуры, их значение в управлении библиотекой.

29.Делегирование полномочий: сущность, значение, перспективы применения в библиотечном менеджменте.

30.Коллективное управление библиотекой: значение, формы, методы.

31.Нормирование библиотечного труда: виды норм, их применение в библиотечной практике.

32.Библиотечная статистика: предмет, цели, задачи. Основные этапы библиотечной статистики.

33.Средние и относительные величины библиотечной статистики: определения, формулы, применение в библиотечной практике.

34.Стратегическое планирование: определение, значение, основные этапы.

35.Планирование библиотечной деятельности: сущность, значение, задачи. Виды планов.

36.Годовой план: назначение, структура, методика составления.

37.Управление персоналом библиотеки: значение, цели, задачи. Типы кадровой политики.

38.Формирование и развитие трудовых ресурсов библиотеки.

39.Методика планирования основных статистических показателей работы библиотеки.

40.

Приобретенные навыки, умения и знания можно диагностировать с помощью тестовых заданий, которые можно найти в файле «Тестовые задания по практике студентов 3 курса».

ДНЕВНИК

по ______________ практике за период

с_____________________ по__________________

Студента _______курса______ группы

_________________________________

Ф.И.О.

Направление подготовки/

Специальность __________________________

Профиль подготовки/

Специализация___________________________

Место практики__________________________

Руководитель практики от предприятия:

_______________________________________

Руководитель практики:

_______________________________________

Выполненная работа

Дата выполнения работы Краткое содержание выполненных работ Отметка руководителя практики от производства
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Приложение 2

Шаблон Отзыва

о прохождении практики

Отзыв

о прохождении __________________ практики

студента _________________________________

Ф.И.О.

В рамках прохождения _________________ практики ________________ (ФИО)занимался проблемой ___________________________________.

Были решены следующие задачи:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

В ходе прохождения ________________ практики студентом были приобретены навыки:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Замечания и рекомендации: _______________________________________________

_______________________________________________________________________

За __________________ практику студент ___________________________ заслуживает оценки _________________.

Руководитель практики

От предприятия

Должность ___________________/ _________________

Подпись Ф.И.О.

Приложение 3

Шаблон Отчета

о прохождении практики

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Факультет________________________________

Кафедра _________________________________

ОТЧЕТ

о прохождении _______________________ практики

в период с _______________ по____________________

Место прохождения практики:

_________________________________________

Выполнил:

Студент__________ учебной группы

______________________________

Ф.И.О.

Руководитель практики

_______________________________

Ф.И.О.

_____________________________________

должность, ученая степень, звание

Казань 20__

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

ФАКУЛЬТЕТ социально-гуманитарный

Наши рекомендации