Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Безфорсажная / форсажная Примечания
Як-36 27.07.1964 900,0 Р-27-300 5300,0 Использование поворотного сопла
Як-38 2.12.1970 1010,0 Р-27В-300 РД-38 1+ 2 ПД 7000+ 6500 (двух) Использование подъемных двигателей
Як-141 9.03.1987 1800,0 Р-79В-300 +два РД-41 1+ 2ПД 9000/ 15500 +4260 Использование подъемных двигателей
            Примечание: в 2006 году в США испытан самолет F-35 c двигателем F-135 c тягой 18000 кг.

Т а б л и ц а 1.3

Основные тактико-технические характеристики отечественных многофункциональных высокоманевренных самолетов-истребителей (истребителей-бомбардировщиков)

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Безфорсажн. / форсажная Примечания
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
ЯК-25   19.06.1952 1090,0 АМ-5А 2000,0 / - Один из первых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков: барражирующий истребитель-перехватчик, фронтовой бомбардировщик, самолет-разведчик, высотный самолет-разведчик
Як-27 2138,0 / 1285,0 РД-9Ф 2000 / 3820 Однократная ско­рость М=1,8 зарегистри­ро­вана на предельной высоте 23500 м Проведен эксперимент по управлению направлением вектора тяги
Ту-128 18.03.1961 1910,0 АЛ-7Ф-2 6800 /10100 Истребитель на базе бомбардировщика
Су-17 2.08.1966 2300,0 АЛ-21Ф-3 7800/ 11200 С изменяемой геометрией крыла
МиГ-23 10.06.1967 2500,0 Р-35-300 8550 /12700 С изменяемой геометрией крыла
МиГ-29   6.10.1977 2450,0 РД-33 5040/8340 Управляемый вектор тяги с модифи­кации МиГ-29ОВТ с двигателем РД-133
Су-27 20.04.1981 2500,0 АЛ-31Ф 7600/ 12500 Первый проект 1977 года аннулирован Модификация – Су-37
Су-30 01.1987 2125,0 АЛ-31Ф 7600/12500 Многофункциональный истребитель
Су-33 17.08.1987 2300,0 АЛ-31К 7600 /13300 Истребитель корабельного базирования
Су-35 28.06.1988 2500,0 АЛ-31Ф 7600 /12500 Многофункциональный истребитель
Су-32 13.04.1990 АЛ-31Ф 7600/12500 Используется как истребитель-бомбардировщик
С-37 «Беркут» 25.09.1997 2200,0 Д-30Ф6 н/д /15600 С крылом обратной стреловидности
Су-33КУБ 29.04.1999 2120,0 АЛ-31Ф-3 7670/ 12800 Учебно-тренировочный морской истребитель

Обобщая рассмотренные данные по сверхзвуковым самолетам -истребителям и тенденциям развития авиационных реактивных двигателей для этого типа изделий рекомендуется построить обобщенные графики развития авиационных двигателей (табл. 1.6), из которых можно сделать вывод об изменении конкурентных преимуществ высокоманевренных и многофункциональных самолетов-истребителей данного поколения (истребителей-бомбардировщиков, способных нести высокоточное оружие) в сопоставлении с зарубежными аналогами, рис..

Т а б л и ц а 1.6

Уравнения регрессии развития авиационных двигателей для сверхзвуковых самолетов-истребителей различных поколений

Поколение самолетов-истребителей Зависимость развития реактивных двигателей для данного поколения самолетов (Р- тяга двигателя, кг) Критерий согласия, R2
Дозвуковые самолеты-истребители    
Сверхзвуковые истребители-перехватчики    
Самолеты-истребители вертикального взлета и посадки    
Многофункциональные, высокоманевренные ис­требители (истре­би­те­ли-бомбардировщики)    

Примечание: Данные для дозвуковых самолетов-истребителей – справочные.

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки - student2.ru

а) самолет пятого поколения F-22

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки - student2.ru

б) самолеты пятого поколения на базе F-35

Рис. 1.1 (Приложение). Самолеты пятого поколения ВВС и ВМС США

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки - student2.ru

а)

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки - student2.ru б)

Рис.1.2 (Приложение) Самолет пятого поколения МиГ

[ а)–Проект 1.44 б)–МиГ-35]

Для развития двигателей пятого поколения, которые устанавливают на новейшие самолеты истребители (высотные и дальние истребители-перехватчики, высокоманевренные и многофункциональные фронтовые истребители и истребители-бомбардировщики, самолеты палубной авиации, укороченного и вертикального взлета) при выполнении лабораторного занятия, студенты могут также сделать выводы о применение новейших (высоких и критических) технологий производства современных авиационных двигателей (рис.1.3.Приложения) в следующих направлениях[1]:

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки - student2.ru

а)

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки - student2.ru

б)

Рис.1.3 Приложение. Авиационный двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 для самолета F-22 Raptor.

1) изготовления корпусов вентиляторов из композиционных материалов, выполненных в виде одной детали, которая не требует механической обработки;

2) изготовления конструкций типа «блиск» с регулируемым положением лопаток вентилятора и компрессора высокого давления;

3) применения щеточных уплотнений;

4) использования камер сгорания с «плавающими стенками» из сплавов на основе кобальта, стойкого к окислению;

5) производства охлаждаемых турбин высокого и низкого давления с противоположным вращением роторов, лопатками из монокристал­лического сплава с термозащитными покрытиями и системой охлаждения, с дисками увеличенной трещиностойкости и работоспособными при температуре более 7050С;

6) создания форсажных камер из несгораемого титанового сплава;

7) изготовления плоского интегрированного с планером самолета сопла с отклонением менее чем за 1 сек. вектора тяги на ±20%, створки такого реактивного сопла изготовлены на основе керамики;

8) создания высокорезервированной интегрированной системы управления двигателем и самолетом по параметрам вектора тяги, расхода топлива, поворота лопаток вентилятора и компрессора с технической диагностикой состояния двигателя для обеспечения предсказания ресурса конструкции;

9) использования систем смазки, работающих при высоких температурах без охлаждения и т.п.

Важно при обосновании выводов отметить, что базовые технологии изготовления изделий авиационной техники отличает комплексная увязка не только технологических процессов основного, но и вспомогательного про­изводства. Так, например, базовые технологические процессы постановки на производство новой техники на основе бесплазовой увязки деталей и технологической оснастки летательных аппаратов[2] обеспечивают на основе разработки автоматизи­рованных систем технологической подготовки производства и математического моделирования объектов и процессов производства не только многократное снижение погрешностей изготовления ( формблоков с 0,8 до 0,26,мм; пуансонов с 2,2 до 0,26 мм; рубильников с 2,0 до 0,7 мм.) в сравнении с плазово-шаблонным методом, но и широкое применение станков с ЧПУ путем разработки управляющих программ на основе аналитических методов задания обводов самолетов, использования координатографов и других высокоавтомати­зированных средств технологической подготовки производства. В авиадвигателестроении такими базовыми технологическими процессами, в которых в концентрированной и комплексной формах обеспечиваются:

- параметры качества изделия (например, по названным выше в табл.1.3. показателям π*к и Т*г);

- критерии эффективности технологической подготовки производства техники новых поколений на основе разработки новых технологических процессов, как основного, так и вспомогательного производства,

являются лопатки газотурбинного двигателя.

[1] Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных двигателей/под ред. В.А.Скибина и В.И.Солонина. –М.:ЦИАМ. 2004.-424с.

[2] Современные технологии авиастроения / под ред. А.Г.Братухина, Ю.Л.Иванова. –М.: машиностроение, 1999. -832 с.

Наши рекомендации