Потенциально опасные технологические процессы

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Сегодня, в век бурного развития промышленности, мы стали свидетелями негативного воздействия достижений человечества на окружающую среду и гибели производственного персонала, населения в различных чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями и катастрофами в техносфере.

Зоны, подверженные воздействию опасных факторов, постоянно растут. Количество населения, проживающего в районах с опасными зонами в условиях увеличения плотности производства также увеличивается.

В то же время анализ промышленных аварий и катастроф приводит к выводу, что население, подвергаясь реальной опасности, не знает о ней и может так и не узнать о случившейся аварии и ее последствиях.

Примеров достаточно. Это Кыштымская трагедия - 1957 г.; это авария на реакторе атомной подводной лодки - 1985 г., о которой общественность узнала лишь через 10 лет; это попытка скрыть масштабы Чернобыльской катастрофы; аварии на объектах ВПК - до сих пор закрытая тема.

В такой ситуации надо отдавать отчет себе в том, что всегда будет существовать категория должностных лиц, заинтересованных в сокрытии аварии или масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. В этом смысле для территориальных органов управления РСЧС сегодня существует задача выявления опасных факторов, опасных зон и источников возможных чрезвычайных ситуаций.

Опыт работы в территориальном звене управления подсказывает, что эта задача достаточно сложна. Руководство объектов промышленности всеми силами старается скрыть степень опасности своего производства.

Противоречия в деятельности территориальных и объектовых органов управления сегодня проявляются уже на этапе выявления потенциально опасных объектов в границах определенной административно-территориальной единицы, используя ведомственные документы и различного рода лазейки в нормативной базе обеспечения безопасности в промышленности, неконкретность и неоднозначность существующих формулировок и определений в этой области администрация объектов скрывает существующие опасности.

В связи с этим территориальным органам управления РСЧС следует полагаться на свой опыт и знания, вести активную работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в техносфере.

Поэтому рассматриваемый в названной теме материал предназначен для отработки методики идентификации основных опасностей в пределах границ административно-территориальной единицы (ATE).

Решение проблемы начинается с определения структуры хозяйства ATE. Лишь зная, какие из отраслей экономики используют опасные для окружающей среды, населения, рабочих и служащих технологические процессы и на каких предприятиях, - возможно определение основной линии действий по предупреждению ЧС.

ВЗРЫВООПАСНЫЕ ПАРОГАЗОВЫЕ СМЕСИ, ВЗРЫВНЫЕ ТЕРМИЧЕСКИЕ

РАЗЛОЖЕНИЯ

В парогазовой среде технологических установок взрывоопасными могут быть как индивидуальные нестабильные соединения, так и смеси горючих веществ с окислителями. Склонность к взрывному термическому разложению индивидуальных веществ и взаимодействию веществ в смесях определяются химическим строением вещества, выделяемого при химической реакции.

Типичными нестабильными соединениями, способными взрываться без участия окислителей в условиях технологических процессов, можно считать некоторые непредельные углеводороды алифатического ряда, например, ацетилен. При его взрывном разложении в отсутствие кислорода или других окислителей выделяется 8,7 МДж/кг энергии, которой достаточно для того, чтобы разогреть продукты реакции до 280 °С. Взрывной распад ацетилена под давлением 400 кПа в присутствии катализатора - оксида железа возможен при 280 °С.

Следует обратить внимание на то, что многие вещества, ранее считавшиеся достаточно стабильными соединениями, в условиях современных технологических процессов оказываются взрывоопасными. Например, этилен в реакторах полимеризации высокого давления (350-400 МПа при 280 °С) уже при 320 °С оказывается способным к взрывчатому разложению на метан и углерод, что возможно при нарушении режима экзотермического процесса полимеризации.

Техническое разложение этилена в реакторах полимеризации сопровождается быстрым нарастанием давления и температуры с последующей разгерметизацией системы и воспламенением горючих газов в атмосфере. Инициирование термического разложения этилена может произойти вследствие изменений температуры и давления, попадания с газовым потоком и накоплением повышенного количества инициирующих примесей (кислорода), превышения заданного времени пребывания его в реакционной зоне.

На производстве чаще всего взрывоопасность технологических установок, объектов и уровень возможных разрушений при авариях характеризуют энергетическим потенциалом, а также удельной объемной плотностью энерговыделения.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДСТВ, ОБЪЕКТОВ И РАБОТ, НАДЗОР ЗА КОТОРЫМИ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОРНОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО НАДЗОРА РОССИИ

В области надзора за горными производствами и работами:

Ø действующие, строящиеся и реконструируемые шахты, рудники, карьеры, разрезы, рассолопромыслы, солепромыслы, прииски, спецучастки шахтного, гидротехнического, транспортного и специального строительства, обогатительные, углебрикетные, брикетные, агломерационные, дробильно-сортировочные, золотоизвлекательные фабрики, заводы (установки), фабрики инертной пыли (подземные, открытые и специальные работы);

Ø отработанные горные выработки и естественные подземные полости, используемые для размещения в них народно-хозяйственных объектов, в части безопасности их эксплуатации;

Ø специализированные организации по монтажу и наладке горношахтного оборудования, КИПА и противоаварийной защиты;

Ø Заводы - изготовители и ремонтные предприятия, поставляющие оборудование, механизмы, аппаратуру и приборы в части соответствия продукции требованиям (правилам и нормам) безопасности.

В области надзора за использованием и охраной недр, проведением маркшейдерских и геологических работ:

Ø действующие, строящиеся, реконструируемые, проектируемые и законсервированные предприятия по добыче полезных ископаемых и подведомственные геологоразведочные организации, объекты горно-технической рекультивации;

Ø предприятия и организации по добыче и использованию в лечебных и хозяйственных целях гидроминеральных ресурсов;

Ø маркшейдерские и геологические работы;

Ø производства и объекты по использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В области надзора в нефтегазодобывающей промышленности (включая магистральный трубопроводный транспорт) и геологоразведке:

Ø проектирование и строительство разведочных и эксплуатационных скважин на нефть, газ. термальные воды, на подземных хранилищах газа, проектирование и строительство нефтяных шахт. Все виды технологических систем для производства буровых работ.

Ø проектирование, обустройство и разработка нефтяных, газовых, газоконденсатных и геотермальных месторождений, подземных хранилищ газа и нефтяных шахт. Эксплуатация объектов добычи нефти, газа, конденсата и воды, подземного хранения газа и др.;

Ø проектирование, строительство и эксплуатация магистральных газо-, нефте-, и продуктопроводов;

Ø проектирование, строительство и эксплуатация газоперерабатывающих и гелиевых заводов, установок комплексной подготовки нефти и газа, насосных и компрессорных станций, резервуарных парков, нефтегазодобывающих комплексов на шельфе морей;

Ø полевые геофизические работы;

Ø военизированные противофонтанные и газоспасательные формирования.

В области надзора за взрывными работами:

Ø предприятия и организации, применяющие взрывчатые материалы для взрывных работ;

Ø пункты по изготовлению простейших взрывчатых веществ и пункты по подготовке промышленных взрывчатых веществ;

Ø заводы - изготовители и ремонтные предприятия, поставляющие оборудование, приборы и машины, используемые при производстве взрывных работ;

Ø научно-исследовательские институты и лаборатории, использующие ВВ.

В области газового надзора.

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Сегодня, в век бурного развития промышленности, мы стали свидетелями негативного воздействия достижений человечества на окружающую среду и гибели производственного персонала, населения в различных чрезвычайных ситуациях, связанных с авариями и катастрофами в техносфере.

Зоны, подверженные воздействию опасных факторов, постоянно растут. Количество населения, проживающего в районах с опасными зонами в условиях увеличения плотности производства также увеличивается.

В то же время анализ промышленных аварий и катастроф приводит к выводу, что население, подвергаясь реальной опасности, не знает о ней и может так и не узнать о случившейся аварии и ее последствиях.

Примеров достаточно. Это Кыштымская трагедия - 1957 г.; это авария на реакторе атомной подводной лодки - 1985 г., о которой общественность узнала лишь через 10 лет; это попытка скрыть масштабы Чернобыльской катастрофы; аварии на объектах ВПК - до сих пор закрытая тема.

В такой ситуации надо отдавать отчет себе в том, что всегда будет существовать категория должностных лиц, заинтересованных в сокрытии аварии или масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. В этом смысле для территориальных органов управления РСЧС сегодня существует задача выявления опасных факторов, опасных зон и источников возможных чрезвычайных ситуаций.

Опыт работы в территориальном звене управления подсказывает, что эта задача достаточно сложна. Руководство объектов промышленности всеми силами старается скрыть степень опасности своего производства.

Противоречия в деятельности территориальных и объектовых органов управления сегодня проявляются уже на этапе выявления потенциально опасных объектов в границах определенной административно-территориальной единицы, используя ведомственные документы и различного рода лазейки в нормативной базе обеспечения безопасности в промышленности, неконкретность и неоднозначность существующих формулировок и определений в этой области администрация объектов скрывает существующие опасности.

В связи с этим территориальным органам управления РСЧС следует полагаться на свой опыт и знания, вести активную работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций в техносфере.

Поэтому рассматриваемый в названной теме материал предназначен для отработки методики идентификации основных опасностей в пределах границ административно-территориальной единицы (ATE).

Решение проблемы начинается с определения структуры хозяйства ATE. Лишь зная, какие из отраслей экономики используют опасные для окружающей среды, населения, рабочих и служащих технологические процессы и на каких предприятиях, - возможно определение основной линии действий по предупреждению ЧС.

Наши рекомендации