Основные тактико-технические характеристики отечественных сверхзвуковых истребителей-перехватчиков

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Безфорсажная / форсажная Примечания
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
Ла-190 02.1951 1225,0* ТР-3А(АЛ-5) 5200,0 *расчетные данные. Испытания прекращены вследствие низкой надежности двигателя
И-350 16.06.1951 1266,0* ТР-3А(АЛ-5) 5200,0
МиГ-19 5.01.1954 1452,0 РД-9Б 2600 / 3250  
Е-2 14.02.1955 1920,0 РД-11 3800 / 5100 Опытный истребитель
И-370 16.02.1955 1452,0 ВК-7Ф 5200,0 Опытный истребитель. Ресурс двига­теля 25 час. Испытания прекращены
Е-4 16.06.1955 1296,0 н/д. н/д. н/д. Результаты испытаний признаны неудовлетворительными
Су-7 7.09.1955 2120,0 АЛ-7Ф-1 6800 / 9600 Модифицирован из истребителя-пере­хватчика в истребитель-бомбар­дировщик
Е-50 9.01.1956 2470,0 РД-11+ ускоритель С-155 (ЖРД) 3800/5100+1300 Опытный истребитель-перехватчик Самолет потерпел аварию
МиГ-21 9.01.1956 2175,0 Р-25-300 4100 / 7100 Фронтовой истребитель-перехватчик
Су-9 26.05.1956 2120,0 АЛ-7Ф1-100У 6800 / 9600 Модифицирован из истребителя-перехватчика (С-1) в истребитель-бомбардировщик
Ла-250 16.07.1956 1600,0 АЛ-7Ф 6500 / 9500 Опытный истребитель-перехватчик;
И-7У 22.04.1957 2300,0*/1420,0 АЛ-7Ф 6420 / 9210 *расчетные данные И-7У Летные испытания прекращены
И-3У 08.1956 1960,0 ВК-3 5730 / 8440 Работы прекращены из-за частых доработок двигателя
СМ-12 04.1957 1926,0 РД3-26 н/д / 3800 Испытания прекращены    
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
П-1 10.1957 2050* АЛ-7Ф-1 6420 / 9210 *расчетные данные Летные испытания прекращены
И-75 28.04.1958 2050,0 АЛ-7Ф-1 6420 / 9210
Су-11 01.1958 2340,0 АЛ-7Ф-2 6800/ 10100 Истребитель-перехватчик;  
Е-152А 10.07.1959 3030,0 Р-11Ф-300 3880/ 5740 Летающая лаборатория, потерпел катастрофу
Е-150 8.06.1960 2890,0 Р-15-300 6840/10150 Опытный истребитель-перехватчик
Е-152 21.04.1961 2681,0 Р-15Б-300 6840 /10210 Опытный истребитель-перехватчик
Е-8 17.04.1962 2230,0 Р-21Ф-300 4700 / 7200 Опытный истребитель-перехватчик; Потерпел аварию
Су-15 30.05.1962 2230,0 АЛ-7Ф-2 6800/ 10100 Истребитель-перехватчик последу­ющие варианты компоновки преду­сматривали 2 двигателя Р-13-300
Т-58ВД 6.06.1966 2230,0 Р13-300 2марш.+ 3ПД 4070/6490+2350 Самолет-лаборатория на базе Су-15ТМ, с сокращенной длиной разбега
МиГ-21ПД 16.06.1966 н/д Р-13Ф-300+ 2ПД-РД-36-35 1маршев. +2ПД н/д Самолет с укороченной длиной разбега на базе Миг-21. Испытания прекращены
Як-28-64 5.11.1964 Менее 2138,0 Р-11Ф2-300 н/д Летные испытания прекращены
Т6-1 2.07.1967 н/д Р-27Ф2М-300 + РД-36-35 2марш +4ПД н/д. Экспериментальный самолет на базе Су-15 . 2 маршевых и 4 подъемных двигателя


Примечание: Зависимость превращается в типовую S- образную закономерности, если на ней учесть точки реактивных двигателей, которые обеспечивали кратковременное превышение скорости звука (неустойчивый результат, который достигнут на самолетах: Ла-176, Як-50, МиГ-17, И-340, МиГ-17СН).

Т а б л и ц а 1.3

Основные тактико-технические характеристики отечественных самолетов-истребителей вертикального взлета и посадки

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Безфорсажная / форсажная Примечания
Як-36 27.07.1964 900,0 Р-27-300 5300,0 Использование поворотного сопла
Як-38 2.12.1970 1010,0 Р-27В-300 РД-38 1+ 2 ПД 7000+ 6500 (двух) Использование подъемных двигателей
Як-141 9.03.1987 1800,0 Р-79В-300 +два РД-41 1+ 2ПД 9000/ 15500 +4260 Использование подъемных двигателей
F-35     Примечание: в 2006 году в США испытан самолет F-35 c двигателем F-135 c тягой 18000 кг.

Т а б л и ц а 1.4

Основные тактико-технические характеристики отечественных многофункциональных высокоманевренных самолетов-истребителей (истребителей-бомбардировщиков)

Модель самолета Первый полет Максимальная скорость, км/ч Тип двигателя Кол. двигателей Тяга, кг Безфорсажн. / форсажная Примечания
(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8)
ЯК-25 (особая точка – многофункциональный истребитель) 19.06.1952 1090,0 АМ-5А 2000,0 / - Один из первых многофункциональных истребителей-бомбардировщиков: барражирующий истребитель-перехватчик, фронтовой бомбардировщик, самолет-разведчик, высотный самолет-разведчик
Як-27 2138,0 / 1285,0 РД-9Ф 2000 / 3820 Однократная ско­рость М=1,8 зарегистри­ро­вана на предельной высоте 23500 м Проведен эксперимент по управлению направлением вектора тяги
Су-17 2.08.1966 2300,0 АЛ-21Ф-3 7800/ 11200 С изменяемой геометрией крыла
МиГ-23 10.06.1967 2500,0 Р-35-300 8550 /12700 С изменяемой геометрией крыла
МиГ-29 (особая точка) 6.10.1977 2450,0 РД-33 5040/8340 Без многофункциональных модификаций в отличие от других самолетов данного поко­ления. Управляемый вектор тяги с модифи­кации МиГ-29ОВТ с двигателем РД-133
Су-27 20.04.1981 2500,0 АЛ-31Ф 7600/ 12500 Первый проект 1977 года аннулирован Модификация – Су-37
Су-30 01.1987 2125,0 АЛ-31Ф 7600/12500 Многофункциональный истребитель
Су-33 17.08.1987 2300,0 АЛ-31К 7600 /13300 Истребитель корабельного базирования
Су-35 28.06.1988 2500,0 АЛ-31Ф 7600 /12500 Многофункциональный истребитель
Су-32 13.04.1990 АЛ-31Ф 7600/12500 Используется как истребитель-бомбардировщик и фронтовой бомбардировщик
С-37 «Беркут» 25.09.1997 2200,0 Д-30Ф6 н/д /15600 С крылом обратной стреловидности
Су-33КУБ 29.04.1999 2120,0 АЛ-31Ф-3 7670/ 12800 Учебно-тренировочный морской истребитель



Т а б л и ц а 1.5

Наши рекомендации