Способы чистовой отделки зубчатых колес

Отделочные виды обработки зубчатых колес подразделяют на способы обработки со снятием стружки – шевингование, шлифование, притирка и обра­ботку без снятия стружки – обкатывание.

Шевингование

Шевингованием (от англ. глагола to shave – брить) называется процесс чистовой отделки зубьев незакаленного зубчатого колеса, заключающийся в снятии (соскабливании) очень мелких волособразных стружек, благодаря чему исправляются профиль эвольвенты, ошибки шага, экцентриситет начальной ок­ружности. Шевингование производится круглым шевером, шевер-рейкой, ше-

вер-червяком.

Способы чистовой отделки зубчатых колес - student2.ru

Рис.14.11. Шевер 121


Способы чистовой отделки зубчатых колес - student2.ru

Рис.14.12. Схема шевингования

Шевер представляет собой режущее зубчатое колесо с прорезанными на боковых сторонах каждого зуба канавками, образующими режущие кромки. Шевер для обработки прямозубых колес имеет наклон зубьев до 15°, а для об­работки косозубых колес применяют прямозубые шевера.

Шевингование производят на специальном станке. Шевер 4, установлен­ный под углом к оси обрабатываемого колеса 5, получает принудительное вра­щение, вызывая вращение обрабатываемого колеса, свободно установленного в центрах на оправке 6. Столу 8 сообщают продольную подачу, а в конце хода – продольную (вертикальную) подачу.

Шлифование

Шлифование зубьев производят методом копирования и методом обкат­ки. Станки, работающие по методу копирования, производят шлифование фа­сонным кругом, профиль которого соответствует впадине зубьев, аналогично дисковой модульной фрезе. Круг шлифует две стороны двух соседних зубьев.

При шлифовании по методу имеет место значительный износ круга. По сравнению с методом обкатки, этот метод дает меньшую точность.

Способы чистовой отделки зубчатых колес - student2.ru

а б

Рис.14.13. Схемы шлифования зубчатых колес а – метод обкатки; б – метод копирования

Метод обкатки менее производителен, но дает большую точность. Шли­фование методом обкатки заключается в том, что в процессе шлифования вос­производится зубчатое зацепление пары рейка – зубчатое колесо, в котором ин­струментом является рейка. Шлифование производится двумя кругами 1, рас­положенными под углом друг к другу и образующими профиль зуба вообра­жаемой рейки 2, находящейся в зацеплении с заготовкой 3. Круги или заготовка совершают возвратно-поступательное движение перпендикулярно оси заготов­ки. Кроме того, шлифуемое колесо имеет возвратно-поступательное движение вдоль своей оси, что обеспечивает шлифование зуба по всей длине.

Обкатывание и притирка

Обкатывание незакаленных зубчатых колес производят в масляной среде без абразивного порошка в паре с одним или несколькими закаленными коле­сами-эталонами, изготовленными с высокой точностью. В результате давления зубьев колес-эталонов на поверхности обрабатываемых зубьев сглаживаются неровности на обрабатываемых поверхностях. Профиль и шаг зубьев при этом не исправляется. Обкатывание применяют для колес невысокой точности вме­сто термообработки.

Притирку зубьев зубчатых колес производят после их термообработки на специальных станках с чугунными зубчатыми колесами-притирами. Притиры смазывают смесью мелкого абразивного порошка с маслом.

Наши рекомендации