Технологические процессы мойки и очистки дизеля и его деталей.
Методы и средства очистки и мойки, применяемые для удаления загрязнений деталей судовых дизелей при ремонте, можно разделить на две группы - механические и физико-химические. Выбор каждого из них для практического использования зависит от конструктивных особенностей деталей, их материалов, природы загрязнений и других технологических факторов.
Среди механических методов очистки деталей наиболее эффективной является очистка косточковой крошкой. Косточковая крошка представляет собой продукт измельчения фруктовых косточек слив, абрикосов и других фруктов. Кинетическая энергия этим частицам (диаметром 1...3 мм) сообщается пневматическими устройствами, работающими по схемам принудительной, эжекторной и верхней подачи крошки. Большим преимуществом такой очистки наряду с высокой эффективностью, являются минимальные остаточные деформации очищаемых поверхностей, пригодность ее для очистки деталей из любых материалов и хорошее качество очистки. В дизелеремонтных цехах для очистки деталей косточковой крошкой используют специальные установки.
Пневмо- и гидроабразивные способы механической очистки имеют весьма ограниченное применение в современных технологических процессах. Объясняется это тем, что при использовании, например, пневмо-абразивного способа требуется надежная защита обслуживающего персонала от воздействия абразивной пыли. Обычно применяемые аппараты обладают высоким уровнем шума, процесс очистки сопровождается выделением вредного для дыхания атомарного кислорода при соударении твердых абразивных частиц с очищаемым металлом и т.д.
Физико-химические методы очистки деталей при ремонте подразделяют на методы очистки в электролитах и органических растворах или специальных моющих жидкостях.
Сущность электролитической очистки деталей состоит в том, что очищаемую деталь помещают в раствор электролита, через который пропускают постоянный ток. В результате электролиза на очищаемой поверхностиинтенсифицируется движение жидкости под действием выделяющегося газа.
В зависимости от полярности очищаемой детали различают катодную и анодную очистки.
Обычно катодная очистка является более эффективной. Однако при этом происходит наводораживание поверхностных слоев очищаемой детали. Наводораживание ухудшает эксплуатационные свойства деталей из-за так называемой водородной хрупкости. Для устранения вредного влияния водородной хрупкости ответственные детали после катодной очистки дополнительно обрабатывают с целью обезводораживания.
В практических условиях чаще используют анодную очистку, при которой деталь является анодом.
Физико-химические методы очистки в органических растворах и специальных жидкостях являются наиболее целесообразными в специализированном ремонтном производстве, так как позволяют сравнительно просто механизировать и автоматизировать процесс очистки.
Различают две разновидности физико-химических методов очистки в растворах и моющих жидкостях: очистку погружением детали в раствор моющей жидкости и очистку струйным способом.
При очистке погружением детали располагают в специальных ваннах с моющей жидкостью, в качестве которой используют щелочные растворы и растворители. Интенсифицируют процесс очистки в этом случае дополнительным подогревом щелочных растворов до 350-370К и возбуждением моющего препарата барбатером, лопастными винтами или затопленными струями.
Струйный способ очистки осуществляют подачей раствора под давлением на очищаемую поверхность. Благодаря комплексному физико-механическому удалению загрязнений при струйном способе появляется возможность значительно сократить время очистки. В этом случае используют менее концентрированные моющие растворы.
Большое влияние на качество и производительность струйной очистки оказывают количество подаваемой жидкости и форма струи. Наиболее часто применяют плоские и конусообразные струи, получаемые профилированием насадок моющей установки. Предпочтительными являются конусообразные струи, поскольку обеспечивают максимальный охват очищаемой поверхности при достаточном давлении рабочей струи и незначительном расходе жидкости.
Технологический процесс физико-химической очистки деталей включает в себя несколько операций, основными из которых являются обезжиривание, промывка и сушка очищаемых поверхностей.
Механизацию физико-химической очистки дизелей, сборочных единиц и отдельных деталей обеспечивают в практических условиях использованием специальных моечных установок, которые проектируют и изготавливают в виде двух- или трехкамерных машин. В двухкамерных моечных установках первая камера предназначена для очистки и обезжиривания деталей, а вторая - для промывки обезжиренных и очищаемых деталей горячей водой. В трехкамерных установках третья камера предусмотрена для просушивания деталей горячим воздухом.
Все механизированные моечные установки разделяют на машины тупикового и конвейерного типа.
Особое место среди методов очистки деталей от загрязнений занимает ультразвуковой метод. В основе этого метода лежит явление кавитации, сопровождающееся сложным комплексом физических, химических, электрических и гидродинамических явлений. Ультразвуковой метод является универсальным процессом интенсификации очистки деталей в жидких моющих составах. При ультразвуковой очистке в моющей жидкости с помощью магнитострикционных и пьезоэлектрических преобразователей возбуждают колебания ультразвуковой частоты (20-30 кГц) и за счет высокой объемной плотности энергии создают общие и местные гидродинамические потоки. Эти потоки при определенных давлениях приводят к появлению кавитации. При разрыве пузырьков возникают ударные волны и кумулятивные струи, которые, воздействуя на очищаемую поверхность, приводят к микро- и макроразрушениям загрязнений.
Состав моющих жидкостей устанавливают в каждом конкретном случае в зависимости от материалов детали и от условий их эксплуатации.
По природе своего образования все загрязнения, подлежащие обязательному удалению при ремонте, разделяют на следующие три группы:
1) продукты высокотемпературных превращений масел, топлив, рабочих жидкостей и т.д. (нагароотложения, лаковые отложение, смолы и осадки);
2) деструктированные (старые) лакокрасочные и другие неметаллические покрытия;
3) консервирующие покрытия и материалы.
Нагароотложения по своей структуре могут быть плотными, рыхлыми и пластинчатыми. Они образуются на деталях дизелей (головках поршня, клапанах и т.д.), работающих при высоких температурах, ухудшают надежность работы цилиндропоршневой группы, а при достижении больших толщин приводят к необходимости ремонта. Нагарообразования отличаются высокой механической прочностью и хорошей адгезией к поверхности детали. Поэтому их относят к наиболее трудно удаляемым загрязнениям. Химико-механические свойства нагароотложений определяются сортом топлива и масла, а также условиями их образования.
Лаковые отложения представляют собой результат совместного взаимодействия кислорода воздуха, высоких температур и катализации металла. Они образуются в виде тонкой и прочной пленки с гладкой поверхностью. Лаковые отложения проявляются наиболее интенсивно при высоких, но недостаточных для сгорания масла температурах на таких деталях, как коленчатые валы, поршни (пригорание поршневых колец в канавках поршня), картеры и др. По химическому составу лаковые отложения отличаются от нагарообразований добавками масел и оксикислот.
Смолистые отложения образуются вследствие окисления полимеризации ненасыщенных углеводородов. Они являются характерными загрязнениями топливной системы дизелей. Внешне смолистые отложения представляют легкоплавкие вещества от темно-коричневого до черного цвета.
Осадки в виде густой липкой массы серо-коричневого или черного цвета состоят в основном из масел и воды с присадками асфальтенов, кар-бенов, а также незначительного количества золы, сажи и пыли. Осадки создают чаще всего чисто механические препятствия нормальной работе масляной и топливной системам дизелей. Так как их адгезия к металлическим поверхностям относительно невелика, то удаление загрязнений в виде осадков обычно затруднений не вызывает.
На выбор компонентов моющих жидкостей наибольшее влияние оказывает вид загрязнения и природа их образования.
В общем случае к моющим жидкостям, предназначенным для удаления загрязнений с металлических поверхностей, предъявляют следующие требования:
максимальной моющей способности по отношению к конкретному виду загрязнения;
минимального разрушающего действия на очищаемую поверхность и токсического воздействия на человека;
возможно большей разницы в плотностях моющей жидкости и загрязнения;
пожарной безопасности.
Физическая сущность механизма эффективного моющего действия жидкости на загрязнение состоит в том, что очищающая жидкость всегда образует на границе с металлом некоторый краевой угол, постоянный для данного химического состава ее. В том случае, когда этот краевой угол оказывается меньше краевого угла, образуемого загрязнением, очищающая жидкость проникает сквозь пленку загрязнения непосредственно к поверхности металла и, нарушая адгезию, отделяет частицы отложений. Уменьшению краевого угла моющей жидкости способствует применение поверхностно-активных веществ (ПАВ). Эти вещества значительно снижают свободную межфазовую энергию на границе раствора и загрязнения, проникают в масляную пленку, разрушают ее с образованием комплексных соединений и за счет этого создают благоприятные условия для вытеснения масляной пленки обезжиривающим раствором. Одновременно благодаря химическому взаимодействию жидкие загрязнения переходят в раствор моющего препарата с образованием эмульсий и суспензий.
Все ПАВ в моющих растворах обычно используют совместно со щелочными солями - каустической содой (NaOH), нитрофосфатом натрия (Na4P2O7), триполифосфатом натрия (Na5P7O10) и др. Получаемые при этом составы обладают хорошими эмульгирующими свойствами и способствуют переходу грубодисперсной фазы загрязнений в коллоидный раствор.
29.Единая система технологической подготовки производства.
Технологическая подготовка производства призвана обеспечить при заданной программе, в конкретных условиях завода-строителя минимальную трудоемкость и себестоимость постройки судна при высоком качестве выполнения работ.
В системе Минречфлота РСФСР технологическую подготовку производства проводят в конструкторском бюро (ЦКБ) и на заводе-строителе в три этапа.
Напервомэтапе ЦКБ в процессе создания технического проекта судна разрабатывает:
а) принципиальный технологический процесс постройки судна, который содержит описание принятого метода выполнения основных работ по постройке судна: изготовления деталей; сборки и сварки узлов, плоскостных и объемных секций, блоков-секций, стапельной сборки корпуса и надстроек; изготовления деревянных конструкций; изготовления и монтажа трубопроводов и систем; монтажа главных, вспомогательных и палубных механизмов, устройств и электрорадиооборудования. В принципиальный технологический процесс включают также перечень основной технологической оснастки, необходимой для постройки судна.
Принципиальный технологический процесс постройки предусматривает выполнение операций в определенной последовательности:
по корпусным работам: правка и очистка металла, разметка, резка, правка и гибка деталей, сборка и сварка узлов, секций и блоков, насыщение секций и блоков, стапельная сборка и сварка корпуса и надстройки, правка корпуса и надстройки, испытание на непроницаемость корпусных конструкций;
по механо-монтажным работам: изготовление деталей монтажных звеньев (клиньев, прокладок, специальных болтов и пр.), расконсервация механизмов, агрегатирование механизмов, установка механизмов на фундаменты, обработка полок фундаментов, центровка механизмов, сверление и развертывание отверстий в фундаментах, подрезка отверстий под головки болтов, крепление механизмов, расточка кронштейнов и мортир, установка и центровка валопровода, развертывание отверстий во фланцах, крепление фланцев валов, установка и крепление гребных винтов, расточка петель ахтерштевня, установка и крепление баллера и пера руля, установка деталей соединения с рулевой машиной и др.;
по трубопроводным работам: изготовление шаблонов, резка заготовок труб, гибка труб, вырезка отверстий в трубах под отростки, обработка концов отростков, изготовление деталей соединений труб и их сборка, очистка, оцинковка и гидравлические испытания труб, изоляция труб, изготовление деталей крепления труб (подвесок, прокладок и пр.), расконсервация и притирка арматуры, установка труб и арматуры и их крепление, гидравлические испытания систем, изоляция соединений труб;
по электромонтажным работам: изготовление каркасов распределительных щитов, установка и крепление в них электроарматуры и приборов и монтаж соединительных проводов, заготовка кабелей, изготовление панелей и скоб для их подвески, расконсервация электро- и радиооборудования, монтаж электро- и радиооборудования, установка и присоединение распределительных щитов, укладка и крепление кабельных трасс, монтаж электроосвещения в бытовых и служебных помещениях;
по изоляционным работам: заготовка изоляционных материалов (раскрой рулонных материалов, распиловка плитовых материалов и т. д.), установка и крепление изоляции (приклейка, сшивка, намотка и т. д.);
по деревообделочным работам: заготовка деталей (обрешетника для крепления изоляции и щитов отделки помещений, плинтусов и раскладок закрытия стыков щитов, настила палуб, привальных брусьев и пр.), изготовление мебели, установка и крепление всех этих деталей и изделий;
по малярным работам: окраска корпуса и надстройки, трубопроводов, изоляции, мебели, отделки помещений, цементировка, настилка и приклейка линолеума, установка кафеля и др.;
б) проектные нормы расхода материалов на постройку судна, в которые включают пояснительную записку, чертежи общего вида, расположения оборудования, растяжки наружной обшивки; техническую характеристику; расчет чистой массы материалов, полуфабрикатов, изделий и оборудования с разбивкой по группам весовой нагрузки;
сводные проектные нормы расхода материалов; перечень контрагентских поставок. По проектным нормам планируют необходимое количество материалов на постройку головных судов;
в) предварительную ведомость заказа листового и профильного металла, которая представляет собой специфицированную заявку на листовой и профильный металл с указанием габаритных размеров и массы по каждому типоразмеру;
г) предварительную ведомость отливок, поковок и штамповок, которая включает основные данные о габаритах, размерах, массе и марке материала на крупные (свыше 50 кг) отливки, поковки и штамповки подлежащие заказу на других предприятиях;
д) сметно-финансовый расчет на постройку судна, который устанавливает трудоемкость и стоимость (по укрупненным показателям) всех работ попостройке судна, включая стоимость проектной, технологической и нормативной документации, а также стоимость технологической оснастки.
Навторомэтапе, как правило, ЦКБ, а иногда завод-строитель при рабочем проектировании головного судна разрабатывает:
а) организационно-технологическую схему постройки судна, которая включает планировку участков предварительной и стапельной сборки судна и его спуска на воду;
б) предварительный перечень технологических комплектов, который устанавливает разбивку всего объема работ по постройке судна на планово-учетные единицы технологические комплекты. Общее количество комплектов работ по постройке речного или озерного судна обычно не превышает 100—150.
При разбивке работ на технологические комплекты исходят из следующих положений:
работы в комплекте должны соответствовать принятой технологической схеме постройки, независимо от того, к каким конструктивным разделам или группам они относятся;
комплект должен содержать работы, которые могут быть выполнены без разрыва во времени и независимо от работ других комплектов;
работы, входящие в комплект, как правило, должен выполнять один цех;
продолжительность работ каждого цеха по комплекту не должна превышать срока, принятого на заводе;
в) предварительный укрупненный технологический график постройки судна, который устанавливает последовательность выполнения работ, их продолжительность и общий цикл постройки судна.
г) чертежи технологической оснастки в соответствии с перечнем,согласованным в принципиальном технологическом процессе. К ним относят чертежи кондукторов для сборки и сварки сложных узлов (насадки, кронштейна гребного вала, руля, рамок поперечного набора и пр.), чертежи постелей для сборки и сварки секций, чертежи стапеля для сборки и сварки корпуса и надстроек, чертежи специальной оснастки для монтажа движительно-рулевого комплекса и др.;
д) ведомость заказа материалов на изготовление оснастки. Ведомость составляют по рабочим чертежам оснастки и уточняют предварительные данные, заложенные в сметно-финансовый расчет;
е) проектно-специфицированные нормы расхода материалов. Нормы разрабатывают по рабочим чертежам. Они являются уточнением ранее выпущенных проектных норм расхода материалов. В проектно-специфицированные нормы включают те же документы, что и в проектные нормы, а отличаются они тем, что сводные нормы в них специфициро-
ваны по всем типоразмерам материалов.
По проектно-специфицированным нормам планируют материалы при мелкосерийной постройке судов (при годовой программе не более 5 единиц).
Натретьемэтапе при корректировке документации на серийную постройку судна разрабатывают технологическую документацию, объем которой устанавливает завод-строитель в зависимости от типа и размерений судна, размера серии, степени подготовки производственных рабочих и инженерно-технического персонала и пр.
Типовой перечень технологической и нормативной документации-на серийную постройку судов включает: перечень технологических комплектов; ведомости — узлов и секций, отливок и поковок, комп-лектовочно-маршрутные, технолого-нормировочные; карты—раскроя листового металла, отливок и поковок; технологические процессы и инструкции на сборку и сварку узлов, секций, блоков, стапельную» сборку и сварку корпуса, монтаж главных двигателей, специфицированные нормы расхода материалов и др.