Ремонт гребных винтов. Статическая и динамическая балансировки.

Для горячей правки лопасть стального винта подогревают до 850-9000 С. После этого винт конусным отверстием устанавливают на оправку и нижней поверхностью погнутую лопасть прижимают к сменной плите, имеющей уклон, соответствующий шаговой поверхности лопасти. В месте изгиба к лопасти подводят Шток гидродомкрата, который прижимая лопасть к плите, выпрямляет ее. При незначительном изгибе лопасть тем же при способлением выпрямляют без нагрева. После правки производят отжиг путем нагрева и охлаждения вместе с печью или в сухой яме. Для медленного охлаждения лопасть или лучше весь винт покрывают просушенным песком. Бронзовые винты правят после предвари:гельного нагрева изогнутых лопастей дО З500 С. Кавитационные разрушения у корня лопасти глубиной до 0,4. ее толщины заваривают, а при больших значениях винт заменяют. Трещины в тех же местах (не более двух) и мелкие трещины у кромок лопастей заваривают. Отломанную часть лопасти или целую стальную лопасть приваривают по составленному технологическому процессу. Внутреннюю конусную поверхность ступицы гребного винта пригоняют по конусу гребного вала на стенде. Для механизации этого процесса создано гидравлическое устройство. Гребной вал, конусная поверхность которого покрыта пригоночной краской, опускают в отверстие винта, установленного в горизонтальном положении. Окрашенные места ступицы винта снимают шабером до тех пор, пока конусная поверхность винта не покроется пятнами с точностью не менее одного пятна на 1 см2. Для получения одинаковой конусности гребного вала и гребного винта последний растачивают по универсальному раздвижному аблону и контршаблону, снятому с конуса гребного – вала переносным приспособлением с механическим приводом. После пригонки конусов пригоняют· шпоночные пазы. Если отсутствует универсальный раздвижной шаблон, то с конуса гребного вала снимают плоский калибр-шаблон. С данного шаблона снимают контршаблон такой же толщины (2-3 мм), по которому растачивают конус ступицы гребного винта, если остался необходимый запас на конус гребного вала. После расточки пригоняют шабрением конус ступицы по конусу гребного вала до появления равномерно распределенных пятен по поверхности конуса винта (3-4 пятна на 1 см2 ). Боковые поверхности шпонки пригоняют по пазу вала – напряженная посадка и по пазу ступицы винта - скользящая поcaдкa. После пригонки конусов винта и гребного вала следует их законсервировать до сборки. Ремонт винтов со съемными лопастями состоит в их замене. После удаления цемента и колпачковых гаек снимают лопасть. Для пригонки на краску фланца новой лопасти и центрирующего пояска по ступице удаляют шпильки крепления лопасти. После пригонки вворачивают шпильки на место и насаживают новую лопасть. Эллиптичные отверстия на фланце позволяют лопасть развернуть так, чтобы ее шаг по сравнению с другими лопастями был в пределах нормы. После этого между шпилькой и стенкой отверстия во фланце лопасти загоняют сухари. Затем наворачивают и закрепляют кЬлпачковые гайки, армируют отожженной мягкой проволокой и заливают цементом пространство между гайками и фланцами, придав поверхности плавную обтекаемость. Во время ремонта винтов регулируемого шага (ВРШ) производят работы по проверке герметичности корпуса, замене резиновых прокладок, переборке механических передач, измерению зазоров и износов в зацеплении зубчатых пар. Проверяют правильность согласования управляющих и исполнительных органов, легкость в перекладке лопастей и время разворота с переднего на задний ход, и наоборот. При износе цилиндр сервомотора восстанавливают путем заливки баббитом центробежным методом с последующей расточкой. Изношенные кольца поршня заменяют, изношенные золотниковые втулки развертывают. При этом золотники заменяют новыми или старые восстанавливают пористым хромированием и притирают их по втулке. Новые кулисные камни пришабривают по ползуну. Цапфы и дисковые эксцентрики при износе более допустимого заменяют с последующей пригонкой к сопрягаемым деталям. Окончательная доводка всей системы после ремонта представляет трудоемкую операцию, поэтому целесообразно испытывать ВРШ на стенде. Окончательное испытаниеВРШ производят после установки его на место. При проверке качества ремонта подвешенный винт обстукивают молотком – чистый звук свидетельствует об отсутствии трещин. Проверяют геометрию винта: шаг, диаметр, форму и уклон лопастеЙ. Шаг винта проверяют шагомером по 5-6 радиусам, разница в шаге лопастей не должна быть более 0,5%. Разномассовость между штатными и запасными лопастями не должна превышать 1,5%. Для увеличения поверхностной прочности лопастей пластическим деформированием применяют дробеструйную обработку гребных винтов. Эту операцию необходимо выполнять после любой ремонтной, связанной с термообработкой, нaгpeBOM и механической обработкой поверхностного слоя. После упрочнения поверхности винт шлифуют. На судоремонтных заводах шлифование и полирование лопастей производят разными марками электрических и пневматических машинок с частотой вращения от 2000 до 9000 об/мин. При процессе шлифования возникает вибрация и шум выше допустимых





норм. Ленморни:ипроектом совместно с ЛВИМУ разработано устройство, полностью механизирующее процессы шлифовки И полировки лопастей винтов после ремонта или вновь изготовленных. Сущность приспособления состоит в том, что лопасти винта погружаются в ванну, наполненную шлифовочной (полировочной) массой. Ванна, вращаясь, шлифует (полирует) лопасти. Этим приспособлением достигается необходимая шероховатость поверхности. В процессе изготовления и ремонта гребные винты подвергают балансировке, используя для этого специальные станки.

Статическая балансировка. Статическая балансировка прово­дится на стендах с ножевыми нлн роликовыми опорами. Баланси­ровка может состоять только на одной операции или двух.

До балансировки ротор очищают. Проверяют радиальное биение шеек ротора. Допустимое значение — не более 0,02 им. При различ­ных диаметрах шеек нала наменьшую из и ил надевается втулка. Стенд устанавливают так. чтобы ось вала располагалась горизон­тально, что проверяется по уровню.

Первая операция балансировки заключается в уравновешивании ротора до состояния, в котором при легком прокручивании ротор будет останавливаться в любом произвольном положении.

Балансировка по первой операции выполняется в следующем по­рядке.

Легкими толчками прокручивают ротор после его остановки отмечается «тяжелый» радиус (внизу). Положение «тяжелого» радиуса уточняется несколькими пробами; далее на противополож­ный «легкий» радиус подбирается груз, уравновешивающий «тяже­лую» сторону. Для проверки качества балансировки «тяжелый» ради­ус устанавливают в горизонтальное положение. Ротор при этом не должен прокручиваться. Если затем при легких толчках ротор оста­навливается в произвольном положении, то балансировка считает­ся законченной. Определяется место удаления металла или по­становки постоянного груза.

Наши рекомендации