Надзор и обслуживание, кратко обязанности должностных лиц
1. Директор обязан обеспечить содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии и обеспечить безопасные условия их работы системой мер безопасности (п.7.4.1 ПУБЭГК), а также обеспечить снабжение ИТР и персонала правилами, инструкциями и руководящими указаниями.
2. Главный инженер выполняет обязанности лица, ответственного по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин по перечню в п.7.4.3 ПУБЭГК, включая контроль за порядком выделения и направления стреловых самоходных кранов на объекты.
3. Главный механик несет ответственность за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии по перечню в п.7.4.6, включая периодическую проверку знаний обслуживающего персонала.
Аттестация при назначении и периодическая проверка знаний главного инженера и главного механика производится в комиссии под председательством инспектора котлонадзора, один раз в три года.
Необходимо особо отметить указания п.7.4.21 и п.7.4.22, по которым следует, что работник по списку персонала, обслуживающего краны, вновь принятый на работу, перешедший из другой организации, или работник своей организации, имевший перерыв в работе по специальности более 1 года, подлежит прохождению повторной проверки знаний в комиссии мостотряда до допуска к самостоятельной работе.
Производитель работ, мастер - назначается лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами (далее по тексту ОБПРК), после проверки знания им правил и инструкций.
Первичная проверка (аттестации) и одна проверка 1 раз в три года производится с участием инспектора, последующие периодические - 1 раз в 12 месяцев в комиссии предприятия (председатель - главный инженер).
ОБПРК выполняет обязанности, указанные в п.7.4.8 правил и в инструкции ЦРБ-287, руководствуется разделом 7.5 (производство работ) ПУБЭГК с приложениями, инструкциями ЦРБ-288,ЦРБ-294 и ЦРБ-296 (для стропальщиков и крановщиков) и обязан отдавать распоряжения по службе.
В перечисленных выше документах нужно особо отметить следующие обязанности ОБПРК, а также перечень того, что он должен знать и уметь делать:
- должен знать грузовые характеристики кранов, находящихся в его ведении;
- должен назначать на работу стропалей и не допускать к обслуживанию кранов необученный и неаттестованный персонал (работник с просроченными документами или принятый на работу и имеющий документ другой организации - см.выше - считается неаттестованным);
- ни при каких условиях не должен допускать пронос груза над людьми, зная, что подача сигнала не освобождает ни его самого, ни машиниста крана от уголовной ответственности при падении груза в этом случае;
- должен лично руководить работами:
выполняемыми совместно двумя или более кранами.
при перемещении грузов, на которые не разработана схема строповки,
выполняемыми в охранной зоне ВЛ электропередачи, при выгрузке (погрузке) грузов из полувагонов;
должен указывать крановщику к стропальщикам место выгрузки, порядок и габариты складирования грузов, оставляя зазоры безопасности и проходы шириной 0,7-1,0 м;
должен показать крановщику место установки крана в охранной зоне ВЛЭП согласно наряду-допуску.
Следует знать, что в качестве стропальщиков могут допускаться монтажники и такелажники, обученные по профессиональной инструкции стропальщика и получившие удостоверения на право работы.
Для зацепки грузов, имеющих петли, бадей, ковшей, контейнеров могут быть допущены рабочие основных профессий, обученные по сокращенной программе стропальщика, после проверки знаний в комиссии предприятия.
Проверка знаний рабочих основных профессий, допущенных к управлению грузовыми машинами, управляемыми с пола, и к зацепке к ним груза должна производиться раз в три месяца.
Проект производства строительно-монтажных работ должен быть выполнен в объеме, дающем ответы на все вопросы п.7.5.20д ПУБЭГК-94.
На наиболее сложные, опасные погрузо-разгрузочные работы, включая работы с полувагонами, должны быть разработаны регламенты (технологические записки), в которых указываются меры против опрокидывания транспортных средств из-за нарушения их равновесия при погрузке и выгрузке.
Практические рекомендации производителю работ при работе с кранами
1. До зацепки максимального или предельного груза надо лично убедиться в том, что кран стоит на расчетном вылете. Для этого крюк без груза установить над расчетной точкой установки груза, затем с этим вылетом повернуть стрелу и над землей сделать замер вылета рулеткой, и сравнить с показаниями шкалы. Если вылет превышает расчетный, добиться передвижки крана; при этом не следует слепо доверять крановщику и его чересчур самоуверенным заявлениям до начала работы.
2. До первого подъема максимального или предельного груза на большую высоту или над обрывом крайне желательно проверить фактическую устойчивость крана с этим грузом. Для этого груз оторвать от земли на 15-20 см и постепенно увеличивать вылет до расчетного и далее до начала вывешивания крана (отрыва противоположных опор на 1-2 см от подушек), замерить полученный вылет. Превышение этого вылета над расчетным и есть запас устойчивости, которым вы располагаете. Знание его добавит вам и крановщику уверенности при выполнении ответственного подъема и маневра с грузом на высоте.
3. Если кран имеет сильную и слабую плоскости грузовой устойчивости, то желательно установить его так, чтобы подъем груза начинать в слабой плоскости, а последующий поворот с высоко поднятым грузом производить в сильную плоскость.
4. Наибольшая устойчивость крана соответствует положению стрелы на угол (на 1 аутригер), но надо знать, что нагрузка на этот угол (аутригер) будет максимальной.
Если кран установлен на слабом основании (конструкциях), то следует поворот с грузом производить на минимально возможном вылете, а затем, после того как стрела будет примерно посередине между двумя аутригерами, произвести увеличение вылета до расчетного. Нагрузка на 1 аутригер будет составлять 1/2 максимальной.
5. Не производить подъем груза из горизонтального в вертикальное положение за петли, установленные таким образом, что вначале происходит их изгиб из плоскости в одну сторону, а затем выравнивание - изгиб в другую - это чревато обрывом петель (проверено на практике).
6. При замене грузового или стрелового каната необходимо проследить, чтобы конец каната, устанавливаемый в клиновую втулку, был промыт от смазки и был сухим, чтобы угол клина соответствовал углу наклона втулки, после втулки следует поставить 1 жимок для страховки (случаи выдергивания каната из втулки имели место).
7. На монтаже и в других случаях при нагрузке на крюк крана близкой к номинальной, угол между стропами на однорогом крюке должен быть не более 90°.
8. Демонтируемые элементы сложной конфигурации с не вполне определенным центром тяжести строповать «на удав» с дополнительным 1,5 запасом на перегруз стропов.