Температурные и другие перемещения пролетных строений в уровне д.ш.
Коэффициент линейного расширения а для сталежелезобетонных и стальных пролетных строений равен l,2xl05, для железобетонных =l,0x10-5. В общем случае, два предварительной оценки величины перемещений и выбора типа д.ш. для мостов в средней климатической зоне, перепад температур можно .Принять от +35 до -35°С. При этих условиях температурное перемещение 1 п.м. пролетного строения из стали с ортотропной или железобетонной плитой составит: = 1,2х10-5х1000х70 = 0,84мм/м, а общее перемещение с учетом временной нагрузки = 0,84х 1,2 = 1,008 = 1 мм/м.
Для железобетонного пролетного строения: = 1,0х10-5 х1000х70 = 0,7 мм/м, а общее, с учетом временной нагрузки, усадки и ползучести бетона = 0,7х 1,4 = 0,98 = 1мм/м
Полное перемещение конца пролетного строения на подвижной опорной части = х L мм, где L - длина пролета в м. При опирании на резиновые опорные части перемещение одного конца равно /2. Выбор типа д.ш. в зависимости от величины перемещения и требований водонепроницаемости, плавности проезду и бесшумности.
= 5 - 10 мм — д.ш. закрытого типа с латунным компенсатором и непрерывным асфальтобетонным покрытием толщиной не менее 70 мм;
=10 - 15 мм — д.ш. заполненного типа с латунным компенсатором и зазором 40 (60) мм, организованным в асфальтовом (цементобетонном) покрытии, заполненным полимерно-битумной или резинобитумной мастикой;
= 50 - 100 мм — д.ш. перекрытого типа с плоским скользящим металлическим листом;
= 100 - 200 мм - д.ш. перекрытого типа со скошенным скользящим металлическим листом;
= 200 - 500 им -д.ш. перекрытого типа с металлическими гребенчатыми плитами (гребенками) скользящего или консольного типа;
= 10 - 70 мм — д.ш. с одиночными резиновыми компенсаторами;
= 50 - 100 мм — и далее до 975 мм - модульные д.ш. с резиновым и компенсаторами, включающие от 2 до 15модудей (одиночных компенсаторов).
В д.ш. перекрытого типа скользящие элементы, как правило, прижимаются к окаймлению цилиндрическими или тарельчатыми пружинами с усилием от 1,5 до 2 тс на погонный метр шва, под плоским скользящим листом или гребенкой, возможна прокладка из резины. Д.ш. перекрытого типа, за исключением гребенчатых, не вполне обеспечивают плавность проезда и требование бесшумности.
Резиновые компенсаторы д.ш. специальных профилей изготавливают экструзивным способом (вылавливанием через мундштук) длиной до 30 метров из хлоридо-бензо-масло-озоно-морозостойкой резины с прочностью при разрыве R >100 кгс/см2, относительным удлинением δ > 400% и температурой хрупкости tр= - 50°С и ниже.
Д.ш. закрытого и заполненного типа, с резиновыми одиночными и модульными компенсаторами составляют группу водонепроницаемых, бесшумных (без стука) д.ш. Требование бесшумности предъявляется к д.ш., устанавливаемых на мостах и путепроводах на дорогах I и II категории и городских.
Д.ш. перекрытого типа и со скользящими листами, скользящими и консольными гребенками составляют группу
водопроницаемых д.ш., в которых отвод воды должен быть предусмотрен с помощью резиновых и металлических лотков, доступных и удобных для осмотра и очистки от песка и ила.
Элементы д.ш. рассчитывают на вертикальиую нагрузку от заднего колеса автомобиля А11 (Н30) величиной 5,5 (6) тс с динамическим коэфф. 1+μ = 2 и коэфф. надежности (перегрузки) n = 1,5 (1,4), в итоге, расчетная вертикальная нагрузка: Р = 5,5x2x1,5 = 16,5 (16,8) тс,
а расчетная горизонтальная нагрузка: N = (0,5 - 0,7) Р = 8,25 - 11,55 тс, 0,7 - при рифленой поверхности металла д.ш.