Технология организации флешмоба.
Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob: flash – вспышка, миг, мгновение; mob – толпа, переводится дословно как «вспышка толпы», «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, выполняют заранее оговоренные действия, в течение пяти минут и затем расходится[11].
Сбор участников флешмоба осуществляется посредством информирования в сети Интернет. Организатор должен создать «группу» в социальной сети или сайт, на котором он будет информировать участников.
Процесс формирования терминологии и классификации флешмоба еще не закончен. Флешмобы начали появляться после того, как в октябре 2002 года вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (сеть Интернет, сотовые телефоны) для самоорганизации. Понятие «умных толп» (смартмоб) стало основополагающим в дальнейшем развитии флешмобов. В июне 2003 года Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с трудами Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций (www.flocksmart.com).
Самые известные в Курганской области флешмобы: «Сожми меня» (экологической направленности) и «Арбат в мыльных пузырях» (досуговая направленность).
У организаторов флешмобов существуют свои сайты, где размещены сценарии флешмобов, которые можно использовать для организации работы в образовательных учреждениях (приложение №1).
Флешмобы могут преследовать различные цели:
- развлечение;
- стремление к свободе от общественных стереотипов поведения;
- желание произвести впечатление на окружающих;
- попытка самоутверждения (испытать себя);
- желание получить острые ощущения;
- ощущение причастности к общему делу;
- получение эмоциональной подзарядки;
- приобретение новых друзей.
Можно рассматривать такое понятие как «социальный флешмоб», цель которого привлечь внимание к социальной проблеме (пропаганда здорового образа жизни, экологического движения и т.д.), или выразить солидарность с людьми, попавшими в трудную ситуацию.
Цели организаторов и участников достигаются за счет массовости и зрелищности мероприятия.
Основные принципы флешмоба:
- спонтанность в широком смысле;
- отсутствие централизованного руководства, избранного командира;
- отсутствие каких-либо политических, финансовых или рекламных целей;
- участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;
- отказ от освещения флешмоба в СМИ перед мероприятием.
Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, у которых он вызывает смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.
Подготовка флешмоба.
Предварительно сценарий обсуждается неделями, а место проведения определяется за 2 дня до акции, что может вызвать изменения в сценарии флешмоба.
При проведении флешмоба очень важен фактор времени, т.к. акция длится, как правило, 5-10 минут. Поэтому участникам важно собраться вовремя.
Организаторы и участники флешмоба не должны выдавать себя разговорами, действиями, чтобы не пропал эффект внезапности.
Проведение флешмоба.
Движения или действия мобберов должны выполняться синхронно, точно по сценарию, так как от этого зависит общее впечатление, производимое мобом на окружающих.
На вопрос «что здесь происходит?» участники отвечают заранее оговоренной в сценарии фразой.
После проведения флешмоба участники быстро расходятся: флешмоб должен закончиться так же внезапно, как и начался.
Фото- и видеосъемку нужно вести скрыто. Должна быть создана специальная группа мобберов, которая ведет съемку.
Правила участников флешмоба:
- уважай людей в форме и их работу;
- имей при себе удостоверение личности;
- будь трезвым и вменяемым;
- не создавай конфликты и не втягивайся в открытые противостояния;
- не переступай грань закона и морали.
В настоящее время само слово «флешмоб» стало нарицательным, и им начали называть любую акцию, в которой участвует некоторое количество человек.
Единственное, что объединяет большинство акций – это стремление сделать что-нибудь вместе.
Если придерживаться всех правил флешмоба, то педагоги не могут провести классический флешмоб, а могут организовывать только акции, так как должны отвечать за здоровье и жизнь участников мероприятия, предупреждать правоохранительные органы о предстоящем мероприятии.