Учебная программа трудового обучения в начальных классах , ее методический анализ .
Учебная программа трудового обучения в начальных классах , ее методический анализ .
В настоящее время учебных программ по технологии ровно столько так называемых учебно-методических комплексов разных авторов. В состав каждого учебно-методического комплекса входит учебник по предмету, рабочая тетрадь и методические указания для учителя.
Программа Н.А.Цирулик «Технология» . цель своего курса «автор определяет как общее развитие включающее совокупность физического развития и психического развития ребенка.Автор особо выделяет значение процесса изготовления каждой вещи, включающего восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием,двигательными ощущениями; анализ и синтез ,поиск вариантов достижения цели. Программа включает широкий спектр используемых бумажных , текстильных и природных материалов,а также такие виды худ. Техники как лепку, аппликации, мозайку, худ.складывание, плетение, шитье и вышивание.
Программа Лутцевой декларирует как основное отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучние» формирование основ гуманизации и гуманитаризации технологического образования.
Программа Т.М.Геронимус «школа мастеров» основной целью ставит формир.у школьников жизненой позиции, которая может быть определена словами «я сам». Для этого обучение должно быть построено так, чтобы ребенок получал удовольствие не только от успешной работы, но и от преодоления трудностей. В качестве метод. Оснований в программе предлагается часть обширной технико-технологической информации переносить из уроков-практикумов в уроки-опыты, киноуроки и уроки- экскурсии.
Урок труда, их особенности, структура.
Урок-организационная форма при которой учитель в течении точно установленного времени руководит в специально определенном месте коллективно позн.деять.постоянойгруп.учащихся.
Любой урок при всем разнообразии методов,способов,форм поведения его должен обеспечит выполнение всего или какой-то части комплекса програмныхзнаний.Особенность уроков тех. Заключается в том что програм. умение уч.приобретают в процессе выполнения практических работ. Структура урока. Структура урока тех. определяется в зависимости от его цели, темы выбранного объекта, содержание урока, уровня подготовки детей, учебно-материальной базы школы, от творчества учителя. В натуральном случае учитель должен выбрать, решать поставленные перед уч-ся учебновоспит задачи и какую-то часть программных знаний умений и навыков. Давнную структуру можно разделить на 4 группы: 1) организация урока
2) изложение нового материала. 3) практическая работа(75% от всего урока по времени). 4) анализ и оценка работ .. При оценки учитываются следующие критерии . Точность обработки, нормы времени, правильность выполнения, правила наблюдения человека,оформление, практическая направленность.
Подготовка учителя к уроку труда. Планы конспекты уроков труда.
Примерный план урока
Название темы урока, изделие,задачи, цели :обучающие, развивающие, воспитательные; оборудование, наглядность.
План: организационный момент, беседа-3-4 мин; показ образца (анализ)-2 мин; сообщение темы-2-3 мин; организация рабочего места-1 мин; планирование трудовых операций-3 мин; изготовления изделия-5,6 мин; оформление изделия( творческая работа)-5 мин; итог урока-3,5 мин;
Общие педагогические требования к проведению урока.
Практическая направленность,научность изложения учебного материала и доступность, соотношения теории и практики, характер воспитательного воздействия на уроке, взаимосвязь изучаемого с ранее рассмотренным материалом, умение владеть классом, сотрудничество учителя с учащимися, качество речи.
Требования по составлению содержания урока
Правильно определить тему, выбрать объект, сформулировать цели урока, четко ставить перед учачимися задачи урока, изучить трудовые интересы операции по изготовлению изделия, использовать принципы научности, связи теории с практикой, продумать грамотно введения урока по объяснению новых терминологий.
Наглядные методы
2 большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
иллюстраций показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций, демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
В ходе наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления ), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций.
Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Использование учебного телевидения. Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструирование более дешевых видеомагнитофонов, которыестанут доступными каждой школе скажем при описании проблемно-поисковых методов.
Связь уроков трудового обучения с другими предметами.(Т,Д)
Трудовое обучение можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Во время т.д перед учащимися возникают проблемы, требуют основательных знаний в разных наук.. Наряду с введением новых элементов учителю следует укреплять связи уроков труда с уроками математики, русского языка и природоведения.
Связи уроков труда и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных, измерительных и графических умений; ознакомления учащихся на уроках труда с геометрическим материалом, мерами длины, объема и веса; изготовления на уроке труда наглядных пособий для уроков математики; составления и решения задач на материале уроков труда.
С одной стороны, труд дает учащимся возможность применять теоретические знания на практике, а с другой - способствует более глубокому изучению основ наук.
12. Перспективное, тематическое планирование уроков трудового обучения в нач.кл.
При разработке календарных планов по каждому классу учитель должен опираться на основные требования реформы общеобразовательной и профессиональной школы, в которых сказано, что, для совершенствования содержания образования необходимо:
- предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи учебных дисциплин, обеспечить необходимое отражение в них новых достижений науки и практики;
- коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую направленность содержания образования; больше уделять внимания практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, создавая тем самым основу для трудового обучения и профессиональной ориентации молодежи;
- по каждому предмету и классу определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися.
В методическом отношении возможны различные варианты планирования уроков трудового обучения, но при этом внимание учителя должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков начать продвижение детей в овладении целым комплексом программных знаний и умений, имеющим первоначальное политехническое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на каждом этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требований программы трудового обучения.
учебная программа трудового обучения в начальных классах , ее методический анализ .
В настоящее время учебных программ по технологии ровно столько так называемых учебно-методических комплексов разных авторов. В состав каждого учебно-методического комплекса входит учебник по предмету, рабочая тетрадь и методические указания для учителя.
Программа Н.А.Цирулик «Технология» . цель своего курса «автор определяет как общее развитие включающее совокупность физического развития и психического развития ребенка.Автор особо выделяет значение процесса изготовления каждой вещи, включающего восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием,двигательными ощущениями; анализ и синтез ,поиск вариантов достижения цели. Программа включает широкий спектр используемых бумажных , текстильных и природных материалов,а также такие виды худ. Техники как лепку, аппликации, мозайку, худ.складывание, плетение, шитье и вышивание.
Программа Лутцевой декларирует как основное отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучние» формирование основ гуманизации и гуманитаризации технологического образования.
Программа Т.М.Геронимус «школа мастеров» основной целью ставит формир.у школьников жизненой позиции, которая может быть определена словами «я сам». Для этого обучение должно быть построено так, чтобы ребенок получал удовольствие не только от успешной работы, но и от преодоления трудностей. В качестве метод. Оснований в программе предлагается часть обширной технико-технологической информации переносить из уроков-практикумов в уроки-опыты, киноуроки и уроки- экскурсии.