Понятие «Инновация», «Улучшение», «Новшество». Отличия.
Инновация – первое практическое применение нового научно-технического, организационно-экономического производственного решения.
Улучшение – (незначительные изменения, вносимые в процесс) сдвиг внутри системы, не приводящий к существенным изменениям. Не затрагивает нормальное существование системы, характеризуется относительно небольшим воздействием на динамику развития приложения.
Новшество – потенциальная инновация, новое решение, до её коммерциализации.
Понятие «Коммерциализация», «Изобретение». Фазы новшеств.
Коммерциализация – практическое использование новшества, сопровождающееся его выходом на рынок.
Изобретение – новое техническое решение.
Изобретения и новшества становятся инновацией после их коммерциализации.
Фазы:
1. Фаза открытия – период, предшествующий изобретению, стадия функциональных исследований.
2. Фаза творчества – период между открытием и изобретением.
3. Фаза воплощения – период между изобретением и началом разработки в широком масштабе.
4. Фаза разработки – время, необходимое для разработки, стадия проведения опытно-конструкторских работ.
5. Фаза цикла – технологических нововведений в конкретных областях.
6. Фаза делового цикла – цикл принятия нововведения потребителем.
Общая классификация инноваций.
Основные группы инноваций:
1. Сфера приложения (применения);
2. Характер потребности (создающие новые потребности, развивающие);
3. Предмет приложения (инновация-продукт, инновация-процесс, инновация-сервис, инновация-рынки);
4. Степень радикальности (базисные, системные, прирастающие, псевдоинновации);
5. Глубина изменений (регенерированные, первичных свойств, количественные, адаптивные);
6. Причина возникновения (стратегические, реактивные);
7. Характер воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы (архитектурные, революционные, нишесоздающие и регулярные);
8. Масштаб распространения (применение в одной или же в нескольких отрослях);
9. Роль в процессе производства (основные, дополняющие);
10. Характер связи с научным знанием (восходящие и нисходящие).
Понятия «инновация-продукт», «инновация-процесс», «инновация-сервис». Связь между ними.
Инновация-продукт – это новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме за пределы предприятия.
Инновация-процесс – техническая, производственное и управленческое усовершенствование, снижающее стоимость производства существующего продукта.
Инновация-сервис – инновация, связанная с обслуживанием процессов, использованием продуктов за пределами предприятия.
Классификация инноваций по уровню изменений. Понятия «базисные инновации», «системные инновации», «улучшающие инновации», «псевдоинновации».
Базисные инновации – инновации, возникшие на базе крупных изобретений, кладущие начало новым ранее неизвестным продуктам или процессам, основанным на новых научных принципах. Наиболее инвестируемые и удлинительные.
Системные инновации – представляют собой новые функции посредством объединения составных частей радикальных инноваций новыми способами.
Улучшающие инновации – это малые, но важные изменения продуктов, процессов или сервисов.
Псевдоинновации – внешнее изменение продуктов или процессов, не приводящих к изменению потребительских характеристик.
Классификация инноваций по влиянию на возможности фирмы. Понятие «архитектурные инновации», «революционные инновации», «нишесоздающие инновации», «регулярные инновации».
Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово-технологические и рыночные возможности фирмы. Могут сохранять или разрушать эти возможности.
Архитектурные инновации – инновации, приводящие к устареванию существующих технологий и продуктов.
Революционные инновации – приводят к устареванию продуктово-технических возможностей, но не разрушают рыночно-продуктовые связи.
Нишесоздающие инновации – сохраняют продуктово-технологические возможности, но разрушают рыночно-продуктовые связи.
Регулярные инновации – консервируют, как продуктово-технологические возможности, так и рыночные связи.