Структура основных понятий тим ст
Содержание и структура понятий ТиМ СТ исходят из ее прикладной предназначенности и потребностей профессионального мастерства тренера и имеет следующий вид (рис. 5). Ее основные понятия помимо своего научно-теоретического значения призваны активизировать и упорядочивать профессиональное (теоретико-методическое) мышление тренера [10- 13, 99].
Иерархия целевых задач - это комплекс наиболее существенных, логически соподчиненных конкретных целевых ориентиров, ранжированных в соответствии с объективно обусловленным порядком их решения в тренировке. Так, задавая величину прироста спортивного результата (главная целевая задача), тренер должен однозначно определить соответствующие требования к совершенствованию соревновательного и технико-тактического мастерства, повышению мощности работы организма, а также объективно необходимые для этого сдвиги в уровне его специальной физической подготовленности. При контроле за ходом тренировочного процесса тренер руководствуется обратной последовательностью рассуждении. Если он не обеспечит надлежащего повышения уровня специальной физической подготовленности, он не сможет решить задачи совершенствования технико-тактического мастерства и повышения мощности работы организма. В то же время без реализации
Рис. 5. Структура основных понятий теории и методологии спортивной тренировки
этого условия невозможно обеспечить необходимую надежность соревновательного мастерства. Таким образом, если какая-то из целевых задач не решена или решена недостаточно, то вероятность реализации и главной целевой задачи (прирост спортивного результата) существенно снижается.
Модельные характеристики целевых задач - это конкретные наиболее существенные показатели специальной подготовленности спортсмена, которые должны быть достигнуты в ходе тренировки и которые вместе с тем выступают в качестве критериев оценки ее эффективности. При современных знаниях и опыте модели целевых задач могут и должны быть выражены количественно, что переводит тренировочный процесс на рельсы объективного количественного контроля и управления его ходом.
Методическая концепция - это система взглядов на способ построения тренировочного процесса, выражающая общий замысел тренера в организации подготовки спортсмена. Методические концепции связаны, как правило, с именами выдающихся тренеров. Например, в прошлом были известны концепции таких тренеров, как Ф. Карлайл, Дж. Коунсилмен в плавании, А. Лидьярд, П. Черутти, В. Гершлер, В. Дьячков, И. Никифоров, В. Алексеев в легкой атлетике, К. Адам в гребле и многие другие.
Известны и научно-теоретические концепции [обзор, см. 10, 47, 87, 88, 92.]. Например:
- комплексная организация тренировки, в которой необходимые задачи решаются параллельно с помощью узконаправленных средств и методов. Затем путем т.н. интегральной тренировки, достигнутые результаты объединяются в единое целое, характерное их слаженностью и эффективностью комплексного проявления [57, 73];
- аналитико-синтетическая концепция "периодизации" тренировки, предусматривающая выстраивание отдельных микроциклов в цепочку с последующим объединением их в более крупные образования [43];
- организация годичной тренировки с относительно равномерным распределением нагрузок [92];
- "биологически обоснованная система спортивной тренировки" [67];
- "блоковая" система, включающая этап концентрации средств специальной физической подготовки с последующим использованием их долговременного отставленного тренировочного эффекта на соревновательном этапе [10, II].
Генеральная стратегическая линия тренировки - это центральная методическая идея, определяющая преимущественную направленность в организации тренировочного процесса на всех его этапах. Эта идея реализует методическую концепцию подготовки спортсмена и объединяет все ее составляющие на решение целевых задач. Она разрабатывается на основании общей методической концепции и целевых задач и предусматривает прежде всего целесообразную последовательность подготовки спортсмена к соревнованиям за счет планомерного повышения мощности работы организма на основе взаимосвязанного совершенствования его специальной физической подготовленности и технико-тактического мастерства. Эта идея и определяет решение тренера по всем вопросам организации тренировочного процесса на всех его этапах.
Генеральная стратегическая линия может быть выражена, например, тенденцией повышения дистанционной скорости или мощности усилий в соревновательном упражнении в течение годичного цикла (рис. 6). Преломляясь через общую методическую концепцию, главная задача проецируется на все его этапы (условно 1 -4), отражаясь в них в виде руководящей идеи к организации их содержания. Причем планируемый уровень скорости или мощности на каждом этапе выступает в качестве соответствующей целевой задачи (промежуточной по отношению к главной), определяющей его содержание и организацию [11,99,108,109].
Рис. 6. Пример выражения генеральной стратегической линии тренировки
Этапы годичного цикла
Организация тренировочного процесса включает в себя весь объем знаний, относящихся к технологии построения тренировки (принципиальные установки, методические рекомендации, правила и модели форм построения тренировки), исходит из принципов тренировки и целевых задач подготовки спортсмена и предусматривает целесообразное (системное) использование всего комплекса тренировочных нагрузок, т.е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсменов.
Организация тренировочного процесса предусматривает решение двух главных задач [10-13]:
а) системного использования всех привлекаемых средств и методов тренировки (что относится как к общей системе нагрузок, так и к нагрузкам одной преимущественной направленности);
б) оптимизации содержания тренировочной нагрузки в конкретных организационно-временных формах построения тренировочного процесса.
Здесь важно подчеркнуть, что тренировочная нагрузка не может существовать и рассматриваться вне конкретного времени, а ее упорядочение осуществляться без учета реальных сроков. Время выступает как один из важнейших рычагов регулирования тренирующих воздействий на организм, определяющих как оптимальную продолжительность, так и целесообразный режим их циклической повторяемости. Следовательно, время и способ упорядочивания тренировочных нагрузок являются основными и взаимовлияющими параметрами форм организации тренировочного процесса. С одной стороны интересы решения целевых задач подготовки спортсмена требуют определенного времени для реализации объективно необходимого объема нагрузки и рациональной организации всего содержания тренировки. С другой стороны, если принять во внимание реальные условия и календарь соревнований, время выступает как лимитирующий фактор по отношению к способу его упорядочения и в определенной мере влияет на его выбор. Таким образом, понятие формы организации тренировки занимает центральное место в системе представлений о технологии программирования тренировки. В умении найти в реальной ситуации рациональную форму ее организации и реализовать ее в конкретной программе и проявляется профессиональное мастерство тренера [10, 11].
В качестве организационно-временных выделяются шесть основных форм построения тренировки (рис. 5): годичный цикл, большой адаптационный цикл (БАЦ), микроцикл (МЦ), тренировочный день, тренировочное занятие и тренировочный сеанс [подробно см. 10 -13]. Две из них - тренировочный день и тренировочный сеанс - требуют пояснения.
Тренировочный день - это, по существу, еще мало изученная (хотя и давно применяемая в практике) форма организации тренировочного процесса, предусматривающая проведение 2 - 3 тренировочных занятий в течение дня. Ее содержание и организация определяются на основании преимущественной тренирующей направленности нагрузки предыдущего дня и нагрузки, планируемой на следующий день.
Тренировочный сеанс - это единовременное объединение средств тренировки (как правило, одной преимущественной направленности) на основе такого воздействия срочных реакций организма, которое превращает повторное выполнение соответствующей мышечной работы в монолитную и конкретно целенаправленную порцию тренирующих воздействий. Тренировочный сеанс может быть частью тренировочного занятия или отдельным занятием тренировочного дня.
В современной ТиМ СТ это чрезвычайно важная форма организации тренировочного процесса. Ее выделение диктуется прежде всего задачей обеспечения оптимально сильного тренирующего воздействия на организм относительно небольшой по объему нагрузкой с минимальными затратами времени и энергии спортсмена, а также требованиями к методической культуре тренировки (дозировка упражнений, регламентация их смены или чередования, продолжительность пауз и характер отдыха между повторной работой).
Принципы контроля и коррекции тренировочного процесса как одно из главных условий реализации концепции его программирования изложены в [5, 10, 19,61,62,74,94-97, 108, НО].