В чем суть процесса тренировки в спорте
Прежде чем говорить о ТиМ СТ как научной дисциплине прикладного характера, необходимо хорошо представить физическую сущность тренировочного процесса в спорте, установить причинные факторы, механизмы и закономерности становления спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки, четко сформулировать принципиальные требования к содержанию и организации тренировочного процесса, иначе говоря, представить, как ТиМ СТ должна работать и что обеспечивать.
Данные отечественной [6, 18, 35,58,64, 81, 82] и зарубежной [4-86, 89, 90] физиологии и собственные многолетние исследования [10, 11,91,94-101] свидетельствуют о том, что рост спортивного мастерства связан преимущественно с двумя факторами (рис. I): повышением моторного потенциала спортсмена (Р) и его умением эффективно использовать этот потенциал в тренировке и соревнованиях (Т). И поскольку с ростом мастерства (S) спортсмен все полнее реализует свои растущие возможности (о чем свидетельствует неуклонное приближение кривой Т к графику Р), то естественно, что его дальнейший прогресс все в большей мере обеспечивается преимущественно их повышением [10, 11,94-97].
Рис. 1. Тенденции в повышении моторного потенциала (Р) и умения его эффективно использовать (Т) с ростом мастерства (S) спортсмена. R -динамика прироста силы тренирующих воздействий на организм.
Таким образом, неуклонное повышение моторного потенциала и совершенствование способнос-ти к целенаправленному и эффективному его исполь-зованию представляются как ведущий инвариант тренировочного процесса, а степень полноты использования моторных возможностей - как один из критериев его эффективности [10, 48, 69]. Все другие многочисленные и важные задачи и состав
ляющие тренировочного процесса являются условиями и факторами, способствующими реализации его ведущего инварианта. В частности, один из таких факторов - повышение силы тренирующих воздействий на организм (см. рис. 1), описываемое экспоненциально возрастающей кривой (R). Это означает, что повышение моторного потенциала организма (Р) по мере роста спортивного результата (S) требует все возрастающего прироста силы тренирующих воздействий (R).
Следующая схема (рис. 2) демонстрирует, что моторный потенциал спортсмена и умение эффективно его использовать преимущественно определяют, так сказать, "выходную" мощность (в физическом смысле) работы организма в специфических условиях конкретной спортивной деятельности и в итоге - спортивный результат. Его прогресс - следствие повышения "выходной" мощности работы организма, что в тренировке практически обеспечивается совершенствованием соревновательного мастерства, а также технико-тактической, психологической и специальной физической подготовкой спортсмена. Причем следует обратить внимание, что последняя лежит в основе схемы и является фактором, преимущественно обеспечивающим прирост силы тренирующих воздействий на организм, необходимый для повышения его моторного потенциала и создания благоприятных условий для решения задач технико-тактической подготовки с ростом спортивного результата [ 11,99,100].
Рис. 2. Факторы, преимущественно определяющие и лимитирующие спортивный результат
Рис. 3. Схема, иллюстрирующая связь теории и методологии спортивной тренировки с практикой спорта (объяснение в тексте)
Теперь перейдем к следующей схеме (рис. 3), содержащей кривую, характеризующую мощность работы организма спортсмена (N) в условиях спортивной деятельности в зависимости от ее продолжительности (t). Каждому виду спорта соответствует конкретная точка на этой кривой. Чем выше требуемая мощ-ность (например, тяжелая атлетика), тем ближе к нача-лукоординат расположена эта точка, и, наоборот, чем длительнее работа (например, стайерские дистанции), тем ниже мощность работы, тем дальше от начала координат находится соответствующая точка.
Таким образом, подготовка организма к работе в том или ином режиме мощности и является одной из главных целевых задач тренировки. Причем при современных научных достижениях в области спорта все эргометрические, биомеханические и физиологические характеристики соответствующего режима работы организма определяются довольно легко [10, 12,19,57,64, 81, 82,84-86,90, 105].
Какой должна быть ТиМ СТ
Теперь задается вопрос ТиМ СТ: каковы должны быть состав и организация средств и методов по всем разделам тренировки, чтобы повысить "выходную" мощность работы организма в конкретном спортивном упражнении? Вот здесь и проверяется как научная, так и практическая ценность теории ТиМ СТ. Если она по своему содержанию адекватна сути и потребностям спортивной практики, то тренер найдет в ней достаточные основания к ответу на интересующие его вопросы, в том числе: каковы должны быть методическая концепция подготовки спортсмена, генеральная стратегическая линия и программа его тренировки (см. рис. 2) в том конкретном режиме мощности работы организма, который присущ данному виду спорта и данному уровню мастерства спортсмена. Ниже я вернусь к этим понятиям, а сейчас обратимся к следующей схеме (рис. 4), которая развивает идею, представленную на предыдущей иллюстрации, и конкретизирует требования к содержанию ТиМ СТ, но теперь уже с учетом необходимости знания физиологии мышечной деятельности.
Рис. 4. Схема, иллюстрирующая роль биологического знания для теории и методологии спортивной тренировки
Схема подчеркивает, что ТиМ СТ может предложить объективные и существенные основания к выбору тренирующих воздействий и их организации лишь исходя как из представлений о моторной специфике конкретного вида спорта, так и из знания функциональных и адаптационных возможностей организма. Только в этом случае она может дать надежные рекомендации для совершенствования функции и структуры физиологических систем организма, а также для соответствующего совершенствования технического мастерства, необходимого для изменения его внешних взаимодействий в условиях конкретной спортивной деятельности [10-13,94-97, 99]. Причем, исходя из особенностей адаптационного процесса, она должна прежде всего классифицировать и разделить все известные в спортивной практике средства и методы тренировки на две основные группы: интенсивные (для интенсификации функций организма) и экстенсивные (для активизации морфологических перестроек в организме) и предложить методические рекомендации к их использованию в системе тренировки [13,14,99,106,107].