Системы автоматизации и управления гостиничным предприятием

Системы управления: понятие, факторы, влияющие на управление, подходы к выбору систем. В рамках оптимизации организационной структуры совершенствованию управления уделяется значительное внимание. Любая законченная структура предприятия остается мертвой схемой без обеспечения ее адекватной системой управления. Для некоторых структур достаточно применить сбалансированное управление, чтобы получить оптимизационный эффект. В подавляющем большинстве случаев реформирование системы управления и модификация применяемых технологий работы с рынком проводятся параллельно, т.к. взаимно связаны и невозможны одно без другого.

Система управления - проблемная область оптимизации, т.к. для нее существует значительное ограничение - мировоззрение высшего руководителя, которое может быть скорректировано в очень незначительной мере. Более того, подобная коррекция может стать слабым местом на этапе внедрения новых технологий, и, при малейшем сбое, привести к откату на старые позиции. Это никоим образом не означает, что руководитель неспособен к обучению. Наоборот, именно он наиболее готов и мотивирован к получению новых знаний. Однако изменение укоренившихся, проверенных на собственном опыте, представлений в короткий срок на основании авторитета консультанта невозможно.

Областью коррекции могут стать знания и представления руководителя, не подкрепленные опытом, а полученные из книг, семинаров, и т.п. источников. Здесь опыт консультанта может быть чрезвычайно полезен, т.к., при всей проработанности на бумаге методик, применение их на практике может дать неожиданный побочный эффект, вплоть до обратного желаемому.

Реальные ограничения, накладываемые на систему управления мировоззрением руководителя, выявляются консультантом в результате интервью с руководителем (построение гипотез) и персоналом предприятия (проверка) на начальном этапе работ по оптимизации оргструктуры. Последующее построение системы управления, изменение применяемых технологий и методик работы проводятся с учетом выявленных ограничений.

Тема 9. Автоматизация ресторанного бизнеса

Цель лекции:рассмотреть автоматизацию ресторанного бизнеса, основные системы управления складским учетом и зарубежные программные продукты для ресторанного бизнеса

План лекции:

1. «FIDELIO Food&Beverage» и «MICROS» — системы управления складским учетом

2. Зарубежные программные продукты для ресторанного бизнеса.

1. «FIDELIO Food&Beverage» и «MICROS» — системы управления

Складским учетом

Для автоматизации ресторанного и складского учета в гостинице используются системы «FIDELIO F&B» и «MICROS», которые могут взаимодействовать.

Система «FIDELIO F&B» позволяет:

• работать с поставщиками (заказы, поставки);

• вести учет товаров на продовольственных складах;

• вести меню, используемое в ресторанах и барах;

• составлять калькуляцию рецептов блюд;

• производить расчет банкетного меню;

• осуществлять инвентаризацию на складах гостиницы;

• на основе данных о продажах автоматически списывать товары со склада в соот-

ветствии с заведенными в систему рецептами;

• получать отчеты о работе складов.

Система «FIDELIO F&B» является программой для продуктового склада, но нет никаких ограничений для ее использования и на непродовольственных складах.

В системе есть несколько основных понятий.

Склад

Склад заводится в системе с определенным именем и номером. В системе указывается, является он основным (куда осуществляется приход от поставщиков) или складом точки продажи (с него автоматически будут списываться товары, проданные через данную точку продажи).

Товар

Товар описывается в системе как объект прихода от поставщиков. Он может принадлежать к той или иной группе товаров, входить или не входить в калькуляцию рецептов, для него определяются складские и рецептурные единицы.

Блюдо

Блюдо — объект продаж, имеет название и номер. Для каждого блюда есть рецепт приготовления. Любое блюдо, имеющее рецепт, может входить в рецепт для другого блюда как составляющая (под-рецепт).

Рецепт

Рецепт — список товаров или подрецептов с указанием количества потребления. Рецепт однозначно привязан к блюду, без блюда рецепт существовать не может. Рецепт имеет себестоимость. В рецепте для каждого товара могут быть указаны фактор потерь, склад для списания, способ приготовления блюда.

Точка продажи

Точка продажи — бар, ресторан, кафе или столовая, где будут продаваться блюда. Точке продажи может быть определен склад для списания.

Система «FIDELIO F&B» имеет интерфейсы с системами «FIDELIO FO» и «FIDELIO ENG», а также с системой «MICROS».

Наибольший интерес представляет программный интерфейс с системой «MICROS», который позволяет переносить данные о продажах блюд в систему «FIDELIO F&B».

После проведения ночного аудита в системе «MICROS» данные о проданных блюдах в ресторанах и барах копируются в систему «FIDELIO F&B». Далее, используя функцию автоматического списания, пользователь запускает программу для расчета потребления. Товары, входящие в рецепты к проданным блюдам автоматически списываются со складов в количестве, указанном в рецепте и в соответствии с количеством продаж.

Данные о продажах, потреблении товаров с детализацией по точкам продажи и складам можно получить из отчетов системы «FIDELIO F&B».

В системе предусмотрено наличие программного интерфейса с бухгалтерскими программами, в которые переносятся данные:

о приходе товаров на склад;

• о возврате товаров поставщику;

• о передаче товаров в производство;

• о возврате товаров из производства;

• o списании испорченных товаров;

• о списании себестоимости проданных блюд.

Система MICROS как программа является программной частью программно-

аппаратного комплекса, производимого американской фирмой «MICROS», которая купила компанию «FIDELIO».

Система «MICROS» предназначена для автоматизации управления процессами реализации товаров и услуг и состоит из аппаратной (кассовые аппараты) и программной (программа) частей.

Кассовый комплекс представляет собой портативные компьютеры (кассовые аппараты (IBM-совместимые), ролл- и слип-принтеры). Клавиатура в зависимости от версии системы может подключаться отдельно или экран служит активной клавиатурой — на экране отображаются функциональные кнопки и служебная информация. Нажимая на кнопки на экране, пользователь активизирует те или иные функции.

Программная часть комплекса работает под операционной системой «UNIX» (ее разновидность «SCO»), которая является одновременно и сетевой оболочкой. Так как в большинстве случаев все остальные программные приложения, используемые в гостинице (бухгалтерские системы, гостиничные системы, например «FIDELIO FO», и пр.), работают под операционной системой «MS DOS», то для системы «MICROS» требуется свой сервер.

Через центральный терминал системы вводится следующая информация:

• определяются точки продажи;

• настраиваются меню пользователей;

• заводятся пользователи системы;

• идентифицируются все кассовые терминалы;

• определяются объекты продаж (блюда, услуги и т.д.);

• определяются цены на них;

• определяются периоды продаж (например, завтрак, обед, ужин);

• определяются различные виды налогов с продаж;

• данные по продажам проходят через основной терминал

• (сервер), где они могут анализироваться;

• система представляет большое количество отчетов на основе данных о продажах.

Разграничение доступа во всех системах достигается путем идентификации пользователя и списка разрешенных ему операций. Каждый пользователь прикрепляется к какой-то группе, для которой определены права в системе.

Вход в систему возможен следующими способами:

• для системных администраторов и настройщиков — традиционный способ (ввод персонального имени и пароля); для непосредственно пользователей системы (барменов, официантов, кассиров) — идентификация путем считывания кода с персональной карточки, которую они перед началом работы в системе проводят через специальную щель в кассовом аппарате. Система «MICROS» позволяет принимать следующие виды оплаты:

• наличные;

• кредитные карты (система считывает вид карты, номер, фамилию владельца, а при наличии соответствующего интерфейса автоматически через процессинговый центр списывает нужную сумму со счета клиента);

• отнесение суммы счета на счет номера клиента в гостинице (если в гостинице установлена система «FIDELIO FO» и работает интерфейс между этими системами).

Как и в системе «FIDELIO FO», в системе «MICROS» перевод даты (закрытие операционного дня) проводится путем осуществления специальных процедур. Для начала ночного аудита в системе «MICROS» необходимо, чтобы закрылись все кассы (кассиры сверили наличие денег у них и по системе, распечатали свои отчеты по смене и т.д.).

Во время ночного аудита печатаются отчеты о прошедшем дне (отчеты о проданных блюдах, о видах оплат, выручке и пр.). Кроме того, если есть интерфейс с системой «FIDELIO F&B», то готовятся данные о продажах для автоматического списания ингредиентов проданных блюд в соответствии с заведенными рецептами.

К основным достоинствам систем «FIDELIO» и «MICROS» относятся следующие:

• возможность интегрирования многих отдельных участков в глобальный комплекс;

• наличие версий программ на русском языке;

• широкая функциональность данных систем;

• удобство и быстрота работы для пользователей;

• удобство и быстрота обслуживания клиентов, наглядность и различные формы выставленных им счетов;

• конфиденциальность информации.

Таких достоинств нет ни у одной системы, представленной на российском рынке.

Наши рекомендации