Глава I. Сущность, принципы и основные модели
Предисловие
У каждой книги есть дата ее начала и дата ее завершения. Создание книги, как постулирует Н. Пезешкиан, можно сравнить с ростом дерева. Плоды ее созревают не сразу: они, скорее всего, напоминают результат роста и созревания зерна, которое развивается благодаря благоприятным условиям окружающей среды и превращается в то, что порой приносят домой как урожай. Точно так же и данная работа имеет свою историю. С 1994 г. я преподаю курсы теории и технологии социальной работы в вузах г. Самары, участвую в ведении семинаров (включая авторские), курсов повышения квалификации для руководителей и специалистов социальных служб Самарской области и других регионов страны. Набранный опыт вхождения в новую для России профессию специалиста по социальной работе и преподавание базовых социономических дисциплин стимулировали обдумывание методологических и технологических вопросов, что и нашло отражение в данном учебном пособии.
Таким образом, это пособие – своего рода обобщение опыта социономической деятельности. Оно представляет собой попытку объединить накопленные научные достижения в области технологии социальной работы и практики ее преподавания.
Цель этого учебного пособия – представить обзор научных оснований и методов социальной работы без предпочтения какой-то определенной теоретической ориентации и таким образом дать читателю основу для дальнейшего постижения практики социальной работы. Другая цель – интегрировать фундаментальные исследования по социальной работе так, чтобы они оказались полезными настоящим и будущим практикам социальной работы.
Хотя представленный материал достаточно полон (в соответствии с образовательным стандартом в области социальной работы), я была вынуждена отбирать то, что стоит включать в текст. Данное пособие не рассматривает все проблемы практики социальной работы, ее теоретико-методологических оснований. Не включен в него и ряд тем, которые, на мой взгляд, достаточно представлены в учебной литературе.
Скорее, это пособие дает достаточно широкий взгляд на практику социономической деятельности, знакомя читателя с главными идеями этой деятельности и ее способами. В нем представлен широкий спектр исследований практиков социальной работы, стремящихся к более глубокому постижению той или иной технологической проблемы социальной работы.
Данное учебное пособие построено вокруг набора базовых тем курса “Технология социальной работы”. Темы расположены в последовательности, установленной в расчете на постепенное овладение различными методами практики социальной работы. Каждая из тем достаточно автономна. Наряду с этим в случае необходимости даются ссылки на другие темы. Когда в тексте встречаются впервые новые понятия, они выделяются курсивом и жирным шрифтом.
Я адресую это учебное пособие прежде всего будущим социономам, обучающимся сегодня в вузах страны на специальности “Социальная работа”, в надежде на то, что они не будут “шарить в темноте”, как мы когда-то, а начнут сразу с той площадки, которую, думаю, удалось загрунтовать, и быстрее и лучше нас пойдут дальше, возможно, и не оглядываясь на нас. Надеюсь, что книга станет другом, а не противником ее читателя.
Сейчас так много нюансов, касающихся различных типов клиентов социальных служб, так много разных, развивающихся подходов к практике социальной работы и так мало харизматических лидеров, чтобы использовать авторские или конкретные техники! Начинающие социономы сталкиваются с этим богатством выбора, и понятно, что вся эта информация пугает. Задача преподавания курса (или написания текста) по технологии социальной работы крайне усложнилась.
Тем не менее, в то время как все это многообразие и изменения усложнили задачу, с которой мы сталкиваемся, это также означает и приветствие новых подходов к обучению и освоению новой для России профессии “Специалист по социальной работе”.
Наверное, хорошо, что всем нам приходится больше работать, чтобы уловить всю сложность человеческой ситуации и все преимущества сделанного нами выбора. Исчезли необдуманный пыл и шовинизм прежних лет, стало больше открытости, как в рамках самого профессионального поля, так и по отношению к другим дисциплинам. Практика социальной работы стала более сложной в результате осознания того, что предоставление простых ответов не всегда полезно. Отражением этой сложности и многообразия практики социономической деятельности явилась серия учебных пособий по технологии социальной работы, вышедших в ряде регионов страны. Среди их авторов – И.А. Григорьев, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, В.Н. Келасьев, В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.И. Холостова, другие ученые.
Отличительная особенность данного пособия, на мой взгляд, – в многообразии тем, ряд которых заявлен впервые в курсе технологии социальной работы; в акцентации внимания читателя на технологиях, методах и техниках социономической деятельности; разведении их на понятийном и практическом уровнях. Большое внимание в учебном пособии уделено задачам и упражнениям, некоторые из которых составлены студентами и практиками социальной работы, а также теоретическим основаниям базовых методов социальной работы, принципам отбора этих методов и подводным камням, которые есть у любого способа профессиональной деятельности.
Я хорошо понимаю, что избранный подход к структуре учебного пособия, отбору способов социономической деятельности, как и их анализу, условен, таит в себе много проблем. В данной работе утверждается, что моделей практики социальной работы сегодня множество, но специалист вправе делать выбор, беря на вооружение (в зависимости от ситуации клиента, своих теоретических предпочтений и т.п.) ту или иную модель вмешательства. При этом в разделе “Частные технологии социальной работы” II части данного пособия проанализированы лишь определенные (далеко не разнообразие) способы вмешательства, используемые, например, приверженцами психосоциальной или системной модели социальной работы с одинокими людьми или кризисными семьями.
Иначе говоря, нельзя объять необъятное. Упрощение заложено в логике любой науки. Поэтому с учетом данного принципа – упрощения – при анализе общих и частных технологий, современных моделей практики социальной работы в целом внимание читателя обращено лишь на наиболее представленные в сложившейся практике способы профессиональной социономической деятельности. Разумеется, возможны и другие ориентиры. Но это будет уже другой текст.
Многие методы социальной работы, о которых рассказано в данном пособии, применимы ко всем обществам, несмотря на их особую историю и социокультурные традиции. При изложении ряда тем наблюдается явное доминирование зарубежного опыта практики социальной работы, а также обратные ситуации. В этой связи я приглашаю читателей в ходе чтения вести со мной диалог, критически оценивая применимость содержащихся в пособии теорий, принципов, методов и техник ко всем обществам, России в частности.
Это учебное пособие – результат профессиональных обсуждений проблем технологии социальной работы со многими ее теоретиками и практиками. Пользуясь случаем, выражаю свою благодарность и особую признательность моим коллегам, которые постоянно ободряли меня и вселяли уверенность в необходимости завершения и опубликования этой работы.
Моими учителями, которым я особенно обязана и благодарна, были: доктор философских наук, профессор, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию, создатель первой в СНГ Школы консультантов по управлению, зав. кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства при Правительстве РФ А.И. Пригожин и его зарубежные партнеры по Школе консультантов по управлению Р. Алони, Ф. Ван ден Берг; доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методологии социальной работы Российского государственного социального университета, главный редактор “Отечественного журнала социальной работы”, президент Общественной академии проблем социальной работы Е.И. Холостова, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии и политологии СамГУ Е.Ф. Молевич, который и сподвиг меня на освоение новой научной и учебной дисциплины «Cоциальная работа».
Без сотворчества в виде совместных “круглых столов”, научно-практических семинаров, курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов социальных служб со специалистами министерства гуманитарного и социального развития Самарской области, Центра переподготовки и повышения квалификации работников социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа, их опыта и искреннего желания помочь эта книга не была бы написана. Не была бы она создана и без сотрудничества со студентами Самарского государственного университета, Российского государственного социального университета (филиал в г. Тольятти), Самарского медицинского института “РЕАВИЗ”, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (Средневолжский филиал), особенно студентами-заочниками - практиками социальной работы, их вопросов, проблемных ситуаций, выносимых ими на наши совместные семинары и конференции.
В заключение хочу выразить свою благодарность моим родителям П.О. и Е.В. Щукиным, мужу В.Н. Кокареву и дочери Екатерине за дельные советы и терпение, которое они проявили ко мне.
Нина Щукина.
Самара, 2006
Практики социальной работы
Темы рефератов
1. Современные классификации моделей практики социальной работы.
2. Ситуационный анализ доминирующих в практике социальной работы моделей социономической деятельности.
3. Заключение контракта с клиентом социальной службы как теоретическая и практическая проблема.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое “модель” как научное понятие?
2. Какие классификации моделей практики социальной работы вам известны? Проанализируйте их.
3. Почему диагностическая модель популярна и в современной практике социальной работы, несмотря на ее критику, продолжающуюся на протяжении ста лет?
4. Разделяете ли вы точку зрения, согласно которой психосоциальная модель становится доминирующей в современной практике социальной работы? Аргументируйте свой ответ.
Задачи и упражнения
1. Содержание оценки проблемы клиента социальной службы, как постулируют А. Пинкус и А. Минахан, включает в себя:
1) выявление и фиксирование наличия проблемы;
2) анализ динамики социальной ситуации;
3) определение целей и мишеней действия;
4) разработку задач и стратегии;
5) стабилизацию усилий по достижению перемен.
Какая модель практики социальной работы лежит в основе данного видения содержания оценки проблемы клиента социальной службы? Аргументируйте свой ответ.
2. “Государство всеобщего благосостояния” стремится усугубить зависимое положение бедноты, чтобы проще контролировать ее поведение. Расширение круга лиц, имеющих право на пособия, имело целью ослабить общественное брожение”.
Приверженцы какой модели практики социальной работы исповедуют данную философию?
3. Допустим, что вы работаете в отделении срочной социальной помощи социальной службы. К вам обратилась за помощью пожилая женщина, муж которой умер несколько дней назад.
Какой моделью практики социальной работы воспользуетесь вы, организуя обслуживание этого клиента?
Темы рефератов
1. Современная дискуссия о понятии “технология социальной работы”.
2. Особенности деятельностного подхода к классификации технологий социальной работы.
3. Тема методов социальной работы в творчестве М.Э. Ричмонд.
4. Теория стадий изменения как научная основа технологии социальной работы.
5. Эффективность технологии социальной работы как теоретическая и практическая проблема.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий: “технология”, “социальная технология” и “технология социальной работы”, с одной стороны, и “технология социальной работы”, “метод социальной работы”, “техника социальной работы” – с другой?
2. Какая из известных вам классификаций технологий социальной работы наиболее представлена в социономической деятельности?
4. Назовите основные формы технологии социальной работы.
5. Проанализируйте технологию социальной работы как процесс.
6. Будучи специалистом (социономом) социальной службы, какими принципами руководствовались бы вы при выборе технологии социальной работы с клиентом этой организации? Аргументируйте свой ответ.
Задачи и упражнения
1. Первоначальный смысл понятия “технология”, история использования данного понятия – достаточные основания недопустимости его применения в практике социальной работы, убежден А. Меллер. Разделяете ли вы точку зрения А. Меллера? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.
2. Гр. мetodos (“метод”) в переводе на русский язык – “путь к истине”, способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Можно ли данный тезис рассматривать как определение понятия “метод”? Дайте обоснование своей точки зрения.
3. К. Манхейм в “Диагнозе нашего времени” постулировал, что социальные технологии ни хороши, ни плохи сами по себе. Все зависит от того, как используют их люди. Можно ли рассматривать данное положение как основание для утверждения о том, что неэффективных социальных технологий не бывает?
Темы рефератов
1. Оценка социальных программ как методологическая проблема социальной диагностики.
2. Технология самодиагностики в социальной работе.
3. Метафора как метод социальной диагностики.
4. Современная дискуссия о соотношении понятий “социальная диагностика“ и “оценка” в социальной работе.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково соотношение понятий “диагностика” и “социальная диагностика”?
2. Проанализируйте известные вам классификации моделей социальной диагностики. Какая из них получила наибольшее распространение в практике социальной работы?
3. Опишите сильные и слабые стороны типичных способов социальной диагностики.
4. Какими принципами отбора моделей социальной диагностики вы готовы воспользоваться, приступая к диагнозу ситуации вашего клиента?
Задачи и упражнения
1. Ряд социономов отказываются от использования термина “диагностика” в социальной работе. Каковы их аргументы? Разделяете ли вы их точку зрения?
2. Некоторые специалисты утверждают, что вопросы – лучшая форма диагностики ситуации клиента. Другие убеждены, что умение слушать клиента – главное в диагностике его ситуации. Какую позицию занимаете вы в данном вопросе?
3. В некоторых публикациях социальная диагностика определяется как функция, в других – как технология или метод социономической деятельности. Что же такое социальная диагностика? Какова ее связь с практикой социальной работы?
4. “Диагноз надо ставить правильный, – замечает в одном из своих выступлений А.Г. Вишневский, – он должен быть основан на фактах”. Что есть факты в случае социальной диагностики?
5. Существует мнение, что диагноз – “навешивание ярлыков” на клиента, это сбывшееся предсказание. То есть способ обозначения проблемы нередко определяет ее становление и развитие. Какова ваша точка зрения в этом вопросе?
6. Известно, что около 3% обращений в Телефоны доверия – розыгрыши типа: “Мне нечего делать, решил(а) позвонить”. В чем проблема данного типа клиентов и являются ли такие абоненты клиентами Телефона доверия?
7. – Фаина Георгиевна! Что ж Вы не спрашиваете, как я живу?
– Роза, как Вы живете?
– Ой, и не спрашивайте!
Как связан данный случай из жизни Ф. Раневской с социальной диагностикой?
8. – Добрая старушка, – обращается к ней нищий, – я уже три дня ничего не ел.
– Кто же тебе не давал? – отвечает бабушка.
При анализе каких вопросов темы“Социальная диагностика”возможно использование данного анекдота? Аргументируйте свой ответ.
Тема 4. Социальная терапия
После спектакля Ф. Раневская часто смотрела на цветы, корзину с письмами, открытками и записками, полными восхищения, – подношениями поклонников ее игры – и печально замечала: “Как много любви, а в аптеку сходить некому”...
1. Понятие “социальная терапия”. Социальная и семейная терапия.
2. Теоретическая база социальной терапии.
3. Способы социальной терапии.
4. Роль соционома в процессе социальной терапии.
1. В современном обществе люди редко живут там, где родились: в окружении членов расширенной семьи, старых друзей. С разрывом таких значимых для человека связей, которые рвутся в силу самого разного рода причин: из-за разводов, смены места работы, миграции и т.п., многие, если не все, испытывают потребность присоединиться к другим людям. Как постулирует Дж. Коттлер, отсутствие клыков, мощных челюстей, неспособность быстро передвигаться и развивать значительные усилия вынуждают человека полагаться на свой ум и чувство локтя. Поэтому большая часть клиентов социальных служб, помимо проблем, которые они формулируют в виде жалоб, испытывают страдания в связи с отсутствием связей с окружающими.
В основе терапии и лежит установление отношений, удовлетворяющих потребность в присоединении к другим людям, в человеческой близости, опеке. Данное положение верно для любого вида терапии. Заметим, что в деятельности социальных служб используются разные виды терапии: структурная и стратегическая, индивидуальная и групповая, психотерапия и другие. Каково же определение терапии, самого общего понятия в анализируемом контексте? Зададимся этим вопросом вместе с В. Сатир – Колумбом семейной терапии. “Если болезнь рассматривается как следствие неадекватных методов коммуникации (под которой мы понимаем любое интерактивное поведение), то терапию стоит понимать, – пишет В. Сатир, – как попытку улучшить эти методы”[56]. Терапия – это коррекция разногласий в коммуникации и обучение более эффективным методам, приводящим к удовлетворяющим обе стороны результатам. Такой подход базируется на следующих постулатах, касающихся человеческой природы:
1) каждому человеку необходимо выживать, развиваться и находиться в значимых отношениях с другими людьми; даже люди с серьезными проблемами заинтересованы в союзе с терапевтом;
2) то, что общество называет нездоровым, безумным, глупым поведением, на самом деле является лишь попыткой страдающего человека рассказать о существовании проблемы и попросить о помощи;
3) люди ограничены только объемом своих знаний, способов понимания самих себя и своей способности “сверяться” с окружающими. Именно на основании этого можно предположить, что человек способен научиться тому, чего не знал раньше, и изменить свои способы понимания окружающего мира, если его собственные оказались неудовлетворительными[57].
Предмет нашего внимания – терапия социальная. Заметим, что данное понятие – социальная терапия – нередко определяется как деятельность социального работника. В отличие от психотерапии, терапия социальная обозначает деятельность конкретных социальных служб, облегчающих взаимоотношения индивида, групп людей с социальной средой и помогающих справиться с социальными проблемами и конфликтами[58]. В отличие от, например, коррекции, социальная терапия направлена на более продолжительное и существенное воздействие на социальный объект с целью его социального оздоровления.
Что касается терапии семейной, то само понятие “семейная терапия” нередко используется как характеристика деятельности психотерапевтов, несмотря на то что семейная терапия применяется и в практике социальной работы. Более того, среди тех, кто внес в семейную терапию самый многочисленный и важный вклад, – социальные работники[59]. Изначально, кроме обслуживания базовых потребностей в пище, одежде, крове, социальные работники пытались облегчить эмоциональный дистресс в семьях своих клиентов и компенсировать социальные воздействия, ответственные за контраст между богатством и нищетой.
Помогающие инспектора – социальные работники посещали клиентов в их домах, чтобы определить их нужды и предложить помощь. Выйдя из офисов и войдя в дома своих клиентов, эти люди с их визитами сломали так долго господствующую искусственную модель “доктор – пациент”. (Семейные терапевты в 1990-х гг. заново открыли ценность встречи с клиентами за пределами офисов в местах их проживания.) Помогающие инспектора прямо включались в решение проблем неблагополучных браков и трудностей в воспитании детей. Работники расчетных палат предлагали социальное обслуживание не только отдельным людям, но и целым семьям.
Изучение неблагополучных семей, нуждающихся в поддержке, было важнейшим фокусом раннего обучения социальной работе. Кстати, первый курс обучения в первой школе социальной работы назывался “Уход за нуждающимися семьями в их домах”. Помогающих инспекторов обучали интервьюированию обоих родителей одновременно, чтобы составить полную и точную картину семейных проблем, причем задолго до того, как традиционные специалисты по душевному здоровью начали экспериментировать с общесемейными сессиями.
Эти социальные работники начала ХХ века хорошо осознавали то, к открытию чего психиатрия шла более 50 лет, а именно: семьи должны рассматриваться как единицы. М. Ричмонд в своем классическом труде “Социальный диагноз” предсказала терапию “целой семьи” и предостерегала против отделения ее членов от их естественного контекста. Концепция М. Ричмонд о семейной сплоченности имела поразительно современное звучание, предвосхитив последующие работы по ролевой теории, групповой динамике и, конечно же, структурной семейной теории. Согласно М. Ричмонд, степень эмоциональной связанности между членами семьи является решающей для их способности к выживанию и процветанию.
М. Ричмонд предугадала достижения, к которым пришла семейная терапия в 1980-х гг., рассматривая семьи как системы внутри систем. Она поняла, что семьи не изолированные единицы (закрытые системы), а существуют в особом контексте общества, которое интерактивно влияет на них и само подвергается влиянию из-за их функционирования (т.е. они открыты). Она графически показала эту ситуацию, использовав концентрические круги, чтобы представить различные системные уровни от личностного до культурного[60]. Но тогда возникает вопрос: откуда историческая несправедливость недооценки вклада социальных работников в становление и развитие семейной терапии? Одна из возможных причин заключается в том, что первые социальные работники были в основном женщинами, в то время как в нашей культуре доминируют голоса мужчин.
Что касается развития понятийного аппарата, то “социальная” и “семейная терапия” в практике социальной работы порой отождествляются, поскольку типичным клиентом социальных служб является семья. С самого появления профессии, как пишут М. Николс и Р. Шварц, социальных работников интересовала семья – и в качестве ключевой единицы общества, и в качестве фокуса вмешательства[61].
Если же семейная терапия и определяется на понятийном уровне в контексте практики социальной работы, то, как правило, это делается вне связи с близким понятием социальной терапии. Так, Б. Битинас семейную терапию определяет как раскрытие ролей, взаимных обязательств членов семьи, побуждение их к более адаптивному поведению[62]. Более широкое определение семейной терапии дает Д. Карпентер. Он постулирует, что соединение членов семьи в одной комнате, будь то семьи, где есть душевнобольные, или семьи, в которых нет надлежащего контроля со стороны родителей, стало определяться весьма действенным способом оказания помощи. Если семьи подбадривать, побуждая к откровенному разговору, то можно высвободить колоссальную энергию, актуализировать ресурсную базу семьи. Даже просто прося людей высказать при других членах семьи свою точку зрения на проблемы и помогая им уяснить сказанное ими, можно способствовать изменениям в их отношениях и поведении. Соответствующая деятельность и определяется ученым как семейная терапия[63]. Следовательно, существенно важным в семейной терапии является собрать членов семьи вместе и сообща обсудить их проблемы. Задача терапевта – обеспечить этот процесс. Как и при использовании других методов социальной работы, отношения между терапевтом и членами семьи ключевые, решающие[64]. Способствовать установлению положительных отношений (процесс, известный как “объединение”) – наиболее важный аспект поведения терапевта при определении результата терапии. Подчеркнем, что объединение – это не просто основание для начала терапии, но скорее процесс, требующий постоянного внимания.
В случае принятия проанализированных выше определений семейной терапии возникает вопрос об отличии данной терапии в социальной работе от соответствующей деятельности психотерапевтов, психологов. Заявления о том, что социальная работа многое заимствует у психотерапии и о том, что теоретическими основаниями социальной терапии в целом является психотерапия, также нуждаются, на наш взгляд, в уточнении. Действительно, многие из известных сегодня психотерапевтов, таких как Р. Бардхилл, Б. Картер, П. Пэпп, К. Роджерс, В. Сатир, Л. Хоффман, в прошлом занимались, и активно, практикой социальной работы[65]. В этой связи что в их наследии от социальной работы, а что от психотерапии – большой вопрос. Впрочем, и вопрос о связи теории социальной работы в целом и психотерапии остается весьма дискутируемым. Иначе говоря, на наш взгляд, речь должна идти в данном случае скорее о связи психотерапии и социальной работы, а не о психотерапии как научном основании социальной терапии.
Некоторые социономы обращают внимание на сильные и слабые стороны семейной терапии в практике социальной работы. С одной стороны, постулируют они, социономы не должны заниматься семейной терапией, ибо трудности определения границ профессионального вмешательства при использовании такого подхода превращают его во “всемирную терапию”. Ситуация усугубляется и тем, что семья вынуждена признавать себя “нуждающейся” или “неадекватной”, чтобы воспользоваться средствами, которые, как ей известно, доступны лишь определенным категориям семей[66]. Наряду с этим, как пишет Д.Г. Барнз, социальные работники должны “любить работу с семьями”. Действительно, каким образом соционом может научиться оказывать помощь семьям путем использования их собственных ресурсов? Необходимо признать, что мы являемся всего лишь несведущими незнакомцами, которые не знают, как функционирует та или иная семья и почему она функционирует так, а не иначе[67]. Социальным работникам приходится действовать как посредникам между самыми разными системами взглядов, корни которых лежат в историческом и сегодняшнем опыте конкретной семьи. В некоторых случаях решение, найденное семьей, может идти вразрез с результатом, которого ожидает социальная служба от деятельности соционома, например, воровство как решение проблемы. Одинокая мать может опираться на помощь узкого круга друзей, опекающих ее, и брать украденные вещи. Это пример действительного, а не подразумеваемого решения проблемы. Соционом, разумеется, не может основываться на прощении преступления, он обязан использовать трезвый подход, сформулировать возможные последствия альтернативных действий, указать на защитную позицию, которая явилась решающей в выборе антисоциального способа действия. Наряду с этим он может посчитать, что вопросы такого рода не входят в его компетенцию[68]. Словом, семейная терапия – важное направление социальной работы в целом.
2. Многие теоретики и практики социальной работы долгое время в качестве научных оснований социальной терапии в целом, семейной в частности, рассматривали теорию открытых систем. Семья рассматривалась ими как система, находящаяся во взаимодействии с другими системами, такими как сообщество соседей, школа, работа, учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Поэтому некоторые из специалистов предпочитали использовать термин “системная терапия” вместо семейной и социальной терапии. Обычно, констатировали эти специалисты, за помощью обращаются конкретные индивиды. Но семейные терапевты считают, что их “клиентом” является вся семья в целом. Симптомы или проблемы индивида рассматриваются как свидетельство того, что семья попала в трудное положение, иначе говоря, оказалась системой, не адаптированной к стрессу ни изнутри, ни со стороны внешнего давления. Соответственно, и решение ее проблем заключается не просто в избавлении индивида от существующей проблемы, а в том, чтобы помочь всем членам семьи найти новые модели осмысления и поведения с наиболее положительными результатами для всех.
Однако такая постановка вопроса уже в 50-60-е годы ХХ века (время организации первых институтов семейной терапии) подвергалась сомнению. Так, Дж. Хейли, один из основателей института семейной терапии в Филадельфии, ставил под сомнение значимость использования теории открытых систем в процессе терапии клиента. “Теория систем имеет тенденцию оставаться теорией о данном положении вещей и уходит от вопроса об изменениях, – говорил Дж. Хейли[69]. – Вы поймете, почему муж пьет, разобравшись, что его бесит жена, и разберетесь, что она нападает на него, потому что он пьет. Но эта картина не объяснит вам, как добиться эффективной терапии. Углубитесь в теорию систем, и вы придете к выводу: личной ответственности не существует, никто не виноват”[70].
В последнее время все чаще в качестве теоретических оснований социальной терапии используется теория социального научения (далее – ТСН) А. Бандуры[71]. Подчеркнем, что труды А. Бандуры оцениваются специалистами как своего рода библия. Свидетельством растущего признания данной теории в отечественной социальной практике служит перевод базового сочинения этого ученого “Теория социального научения” на русский язык. Остановимся на анализе основных характеристик ТСН. А. Бандура убежден в том, что на поведение людей влияют разные факторы. Им учитываются такие из них, как внутриличностные (индивидуальные характеристики: знания, установки, представления, личностные особенности); межличностные (межличностное общение в малых группах: семья, друзья, соседи, сверстники), обеспечивающие социальную поддержку и обусловливающие социальные роли; наконец, популяционные (формальные и неформальные социальные связи и нормы, стандарты, действующие среди отдельных лиц, групп людей, организаций).
Ключевые понятия теории А. Бандуры – “социальное моделирование”, “социальное подкрепление” “самоэффективность”.Заметим, кстати,чтоони используются при планировании и проведении многих не только терапевтических, но и профилактических программ, о чем пойдет речь в следующем разделе данного текста.
Мотивация – одна из важнейших детерминант поведения. Мотивирующая сила физиологических потребностей очевидна. В ТСН основной акцент делается на социальном подкреплении. Социальное одобрение рассматривается как чрезвычайно сильный мотивирующий фактор, заставляющий людей терпеть даже дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведение вызовет одобрение других, значимых для них людей. Например, если подросток начинает курить, то обнаруживает, что первые ощущения неприятны: сигарета не дает ожидаемого кайфа. Однако, зная то, что такое поведение вызовет одобрение со стороны сверстников, подросток закуривает вторую, третью сигарету, приобщаясь к армии курильщиков.
Социальные исследования показали, что позитивное подкрепление, поощрение более эффективно, чем наказание, при формировании новых сложных форм поведения. Наказание же действенно в случаях стимулирования уже сформировавшегося поведения. Наказание может вызвать дополнительную реакцию, например тревогу, которая может мешать научению. Однако в некоторых случаях наказание бывает необходимо в целях устранения приобретенных ранее форм поведения.
Моделирование – универсальная процедура, которая применяется для формирования определенных ценностей, установок, взглядов, образа мыслей и поведения в рамках любой культуры. Социальное моделирование означает процесс научения в результате наблюдения и подражания, при котором наблюдатели пытаются воспроизводить определенные мысли и поведение ролевых моделей.
Главная функция наблюдения – обучение благодаря приобретению знаний и умений, новых форм поведения с помощью ролевых моделей. Другая функция моделирования – усиление намерения изменить свое поведение или стать более уверенным в себе благодаря усвоению нового поведения. Тем самым, передавая определенные социальные нормы и демонстрируя, как и что нужно делать, моделирование повышает самоэффективность человека.
В качестве ролевых моделей могут выступать разные люди, включая популярных актеров и актрис. Однако практика показала, что наиболее эффективно приглашение в программы в качестве ролевых моделей представителей популяции, например подростков, если объектом вмешательства выступают подростки, женщин – в случае осуществления программ, направленных на женщин и т.п. Сильное влияние ролевая модель может оказать в том случае, когда наблюдатель замечает сходство между моделью и собой. Поэтому для подростков их сверстники – влиятельные ролевые модели в повседневном и социальном научении.
Ролевые модели проходят своего рода курсы подготовки к участию в программе, где обучаются искусству общения, работе с общественностью и другим способам участия в процессе осуществления программы. Разумеется, любая модель может вызвать совершенно неоднозначный отклик у разных людей. Любой человек обладает определенной внутренней свободой и способностью далеко не все принимать на веру. Он не просто репродуцирует даже активно навязываемые ему образцы, а деятельностно осваивает их, вырабатывая к ним свое смысловое отношение. В этой связи крайне важно не только обратить внимание на значимость подготовки ролевых моделей, но и учесть, что сила воздействия ролевых моделей определяется такими факторами, как их привлекательность, воспринимаемая как социальная компетентность и вызывающая доверие. Люди, появляющиеся, например, на телеэкране как символы желаемых качеств (власть, сексуальная привлекательность, мужественность, женственность), могут оказывать сильное влияние на поведение других людей.
Неординарный подход к теоретическим основаниям терапии представлен в работах Т. Заца. Как постулировал он в свое время, теория – это нечто такое, что можно изложить на бумаге: в статье, монографии[72]. Этот практик психотерапии скептически относился к потенциалу научных теорий: “Когда искажает истину пациент, – писал он, – мы говорим об иллюзиях[73]. – Когда искажают истину психиатры, мы называем их обман “теориями”[74]. Заметим, что этот известнейший практик психотерапии отдавал преимущество слову, своего рода лингвистическим трюкам в процессе обслуживания находящихся в трудной жизненной ситуации людей, красноречию специалиста. “Поэзия, политика, психиатрия – все сводится к языку, к древней истине, которую мы, на свою беду, забыли: управляя словами – управляем людьми, – постулировал Т. Зац. – Личное горе и общественные волнения, агрессивность и страдания неизбежны. Но это не болезни. Причисляя все это к болезням, мы отступаем от нашей ответственности и от нашей свободы”[75].
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что семейные терапевты призваны отличаться прежде всего красноречием и ценностными ориентациями. И, на наш взгляд, данное положение, высказываемое неоднократно не только Т. Зацем, но и Д. Комбсом, Д. Фридман, Дж. Хейли, другими специалистами,