Философские традиции исследования взаимодействия человека и техники.
Основные понятия: человек, техника, техноструктура, индустриальное общество, технический пессимизм, технический оптимизм, технофобия.
Проблема взаимосвязи человека и техники в истории философии и культуры в известном смысле традиционная. При этом обычно высказывались не только восторженные мысли о технике, ее могуществе и тех перспективах, которые она открывает людям в своем развитии, но и опасения, что техника может поработить человека (о технофобии см. Тема 5, §6.). И чем большие успехи имела техника, тем эти опасения были все более громкими. К настоящему времени философия накопила значительный теоретико-методологический потенциал, позволяющий с разных позиций оценить как историю, так и перспективы взаимовлияния человека и техники. Следует подчеркнуть, что в центре философской рефлексии техники всегда были не вещные объективированные формы человеческой деятельности, а сама эта деятельность и человек как ее субъект. Вследствие этого дифференциацию основных философских традиций анализа диспозиции «человек - техника» возможно осуществить в зависимости от того, какое место занимает в ней человек, то есть по антропологическому основанию.
Основные философские традиции исследования проблемы взаимодействия человека и техники:
1) экзистенциально-пессимистическая традиция: нацелена на обоснование отчуждения человека и техники, исследует роль общества в гуманизации техники и развитии человека:
К. Маркс (немецкий философ, экономист XIX века): обосновал растущую тенденцию технологического и организационного подчинения рабочих машинам в капиталистическом типе общества.
Н.А. Бердяев (русский философ XIX-XX века): техника покоряет не только природу, но и человека.
Техника - средство деятельности человека. Между тем часто средства жизни подменяют цель. Творение восстает против своего творца - человека, не подчиняется ему. Машина хочет, чтобы человек принял ее образ и подобие. С одной стороны, техника несет с собой комфорт и облегчает труд человека, а с другой - уничтожает индивидуализацию, разрушает красоту старого мира, делает производство вещей анонимным. Если вначале человек был рабом природы, затем рабом государства, национального единства и классов, то теперь он становится рабом техники, в которую незаметно превращается и сам человек.
К. Ясперс (немецкий философ-экзистенциалист XX века): техника открывает перед человеком новый мир. Но она имеет свои границы, определяемые тем, что техника - лишь средство господства над безжизненными, органическими силами и людьми, которые подчас смотрят на технику с ужасом. Главный смысл техники состоит в преобразовании самого человека.
О. Шпенглер (немецкий философ, культуролог XIX века): импульс к техническому прогрессу далеко не одинаков в различных культурах и цивилизациях. Созерцательная культура Древней Греции не ориентирует на преобразование мира, теория выше практики, действия, ремесла. Восточные культуры и цивилизации также не заряжены духом технического творчества. Индийская культура разрабатывала технику медитации, т. е. провоцировала на преображение субъекта, а не объекта. Проповедь недеяния в джайнизме и буддизме игнорировала интерес к научным исследованиям и техническим изобретениям. Даже китайское техническое творчество и изобретения (порох, фарфор, подзорная труба, компас, бумага и пр.), по Шпенглеру, - это результат не насилия над природой, а «выманивание у природы лаской» этих знаний. Западная культура с ее «фаустовской душой» - это проявление воли к власти над природой. Техника – это новая религия западноевропейского человека, а инженер – «жрец техники». Шпенглер рассматривает технику как фактор развития цивилизации, приводящей к гибели культуры («Закат Европы»). Он противопоставляет культуру (мир духа) цивилизации (миру техники). Т.е. цивилизация – это финальная стадия развития культуры, ее смерть.
М. Хайдеггер (немецкий философ-экзистенциалист XX века): чтобы понять технику нужно обратиться к человеку, осуществить «человеческое измерение» технического прогресса. Техника – это не инструмент для пользования и выгоды (не «постав»), это искусство, путь к раскрытию глубинной связи с бытием. Современная технонаука – тотальное «забвение бытия». Однако у человека есть еще шанс вернуться к своим истокам, но для этого необходимо отказаться от целевой детерминации (когда вещь рассматривается исключительно по ее предназначению и функции), от субъект-объектного противостояния и начать мыслить и жить со-бытийно, в диалоге и партнерстве с природой, космосом, бытием.
Г. Маркузе (немецкий и американский философ, социолог XX века):освобождающая сила технологии превращается в путы освобождения, становясь инструментализацией человека. За освобождением стоит очередное ограничение свободы, завуалированное благими целями и намерениями. Человек в техническом мире становится «одномерным», цивилизация подавляет его духовный и смысловой мир.
2) социально-гуманистическая традиция: выявляет роль социальных факторов в гуманизации техники и развитии человека:
А. Хунинг (немецкий философ техники XX века): главным в антропологии техники выступают требования сделать философию техники средством формирования и развития самосознания ученых и инженеров, рассматривать прогресс техники во взаимодействии техники с человеком. Главнейшим при этом является исследование развития самого человека.
Д. Белл (американский социолог XX века):уже не техника, аинформация и теоретическое знание - суть стратегические ресурсы нового постиндустриального общества. Современная технология открывает множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов, при этом неимоверно возрастает производство материальных благ.
А. Тоффлер (американский философ, социолог XX века): четко формулируется тезис о том, что дальнейший прогресс техники невозможен без радикальных общественных изменений, создающих условия для развития человека.
Ю. Хабермас (немецкий философ, социолог XX века):создание нового проекта науки предполагает иную, новую технику, слитую с наукой. Возникновение «онаученной техники» – результат перехода к позднекапиталистической системе, где функцию власти и идеологии берет на себя техника. В технократическом обществе классовый конфликт не столь очевиден, так как основной интерес или предмет конфликта уже не находится в экономической сфере.
3) техно-оптимистическая традиция: абсолютизирует роль техники как основы существования и развития человека.
Т. Веблен (американский социолог, экономист XX века):отмечаетведущую роль промышленного производства и технического прогресса в развитии общества. По его мнению, управление современным государством должно находиться в руках инженеров и техников, так как развивать производство в интересах общества (а в этом был пафос технократической теории Т. Веблена) смогут только они, и политическая власть им нужна для реализации именно этой цели.
Дж. Гелбрейт (американский экономист XX века): высокая и исключительно позитивная оценка научно-технических достижений человека. Отмечал глубокую трансформацию экономических и социальных структур общества под влиянием техноструктуры – обширной иерархической организации, объединяющей людей, владеющих техническим знанием, от рядовых инженеров до профессиональных управляющих и директоров в зависимости от функции управления и уровней принятия решений.
У. Ростоу (американский экономист XX века):«самоподдерживающийся рост» (рост экономики) обусловлен прогрессом производительных сил, прежде всего техники, влиянием социальной среды на их развитие (ростом потребления). Прогресс обусловлен прохождением всех этапов развития общества (от традиционного до общества массового потребления).
Резюме:тема взаимоотношения человека и техники в истории философской мысли достаточно традиционная. Так, можно выделить экзистенциально-пессимистическую традицию, представленную К. Марксом, Н. Бердяевым, М. Хайдеггером, К. Ясперсом, О. Шпенглером. В ее основе лежит проблема отчуждения человека, вызванная господством техники. Вторая традиция - социально-гуманистическая (А. Хунинг, Д. Белл, А. Тоффлер, Ю. Хабермас) - выявляет роль социальных факторов в гуманизации техники и развитии человека; в целом, рассматривает технику как позитивный фактор развития цивилизации. Третья традиция - техно-оптимистическая: абсолютизирует роль техники как основы существования и развития человека (Т. Веблен, Дж. Гилбрейт, У. Ростоу).