Этические проблемы науки и техники и проблема регулирования научных исследований.
Основные понятия:этика науки, плагиат, этическое регулирование науки, этический кометет.
В каждой науке существуют свои этические проблемы, обусловленные противоречиями научно-технического прогресса и духовно-нравственным развитием человека. Однако все этические проблемы можно сгруппировать в следующие виды.
Виды этических проблем:
1. Этические проблемы физики: создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Угроза перед ядерным апокалипсисом привела мировое сообщество физиков и общественных деятелей к тому, что в 1960-е гг. был заключен международный договор о запрещении ядерных испытаний на земле, в воздухе и под водой. Данная проблема обнаружила острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Поэтому этическое обоснованиедолжно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.
2. Этические проблемы биологии: на стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Некоторые из них вызваны отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. Модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.
3. Этические проблемы генетики: обсуждаемыми стали вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто были основанием для проявления расизма и геноцида. Возникшая в середине XX века генная инженерияпредоставляет возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его, что считается позитивным при лечении ряда наследственных болезней. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями, и результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям. Не менее острыми являются проблемы, обусловленные увеличением технизации медициныи появлением принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. В настоящее время вырабатываются основные критерии, допускающие экспериментирование на человеке. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его физическому и психическому здоровью. Актуальной должна стать практика этической экспертизы в медицине. Острой проблемой современности является технология клонирования (человека), которая ставит ряд этических вопросов о самоидентификации данного человека, его родственных, социальных связей и пр.
4. Этические проблемы техники: создание искусственного интеллекта, нейронета, роботов. Возникают опасения, что применение некоторых технологий может исказить само понятие ответственности и даже деморализовать человека. В адрес компьютерной техники выдвигаются обвинения в том, что она, постоянно отстраняя нас от ответственности, перепоручая все экспертам, воплощает в себе торжество зла, ибо если все делается за нас, если мы более ни за что не несем ответственности, то нас уже нельзя считать людьми. Однако, по мнению философа Митчема, мощь техники не только не уменьшила персональной ответственности человека, но и привела к расширению самого поля ответственности.
5. Проблемы этики ученого: проблема авторства научных открытий,плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции за совершение подобных актов. Одной из самых распространенных нарушений этики ученого является плагиат - использование чужого интеллектуального продукта таким образом, что он выдается за собственный. Согласно стандартным правилам цитирования, если текст воспроизводится дословно, это должно быть показано явным образом использованием кавычек или выделением абзаца, с тем чтобы не ввести в заблуждение читателей и чтобы они знали, кому принадлежат эти слова. Плагиат неприемлем по ряду причин:
1) он вводит в заблуждение публику относительно происхождения научных результатов, рисунков, текстов, идей и их авторов, а потому представляет собой обман;
2) вводя в заблуждение, плагиат ведет к несправедливому распределению признанных научных заслуг и потенциально оказывает воздействие на академическую карьеру и мешает в получении финансовой поддержки исследований;
3) когда объектом плагиата являются результаты, это оказывается одновременно и научным мошенничеством в форме фабрикации, поскольку, плагиируя результаты, авторы подразумевают, что именно они произвели эти результаты;
4) когда результат получен путем плагиата, это ведет к появлению избыточной публикации и создает впечатление, что проведено больше независимых исследований, чем это было на самом деле.
6. Проблемы манипуляции над человеческой психикой:воздействие на человеческий мозг, когда некоторые структуры мозга способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека.
Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки, будут способствовать обеспечению качества моральности современной науки.