Место и роль техники в системе культуры.
Основные понятия: техника, технэ, артефакт, агротехника, изобретательская деятельность, конструирование, инженерное проектирование, машина, механизм, инженерное сооружение, научно-техническая революция, биологизация производства, машинная техника.
Понятие «техника» древнее по происхождению, чем понятие «наука». В основе своей техника включает в себя умения, навыки, опыт, а также предметы, средства и способы, с помощью которых они приобретаются и проявляются. Содержание понятия «техника» изменялось и дополнялось в историческом времени, получало разнообразное воплощение в социальном пространстве.
Техника претерпела сложную и разностороннюю эволюцию, что отразилось на существовании большого количества ее определений:
1. Техника как искусство, мастерство, умение, ремесло (греческое значение слова «технэ»).
2. Техника как совокупность знаний, приемов и правил выполнения чего-либо.
3. Техника как деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека, которая ведет к переменам в материальном мире.
4. Техника как совокупность орудий и машин.
5. Техника как совокупность средств труда в широком смысле, то есть все материальные условия, необходимые для того, чтобы процесс производства мог вообще совершаться.
6. Техника как система действий, посредством которой человек стремится достичь осуществления «внеприродной» программы, то есть осуществления самого себя.
7. Техника как совокупность приемов и правил выполнения чего-либо.
8. Техника как совокупность материальных объектов, производимых обществом.
9. Техника как совокупность материальных средств целесообразной деятельности людей.
10. Техника как система искусственных органов деятельности человека.
11. Техника как собрание механических роботов для выполнения нужной человечеству работы.
12. Техника как совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества.
Техника возникла вместе с «человеком умелым» (homo habelis) и долгое время развивалась независимо от научного знания и науки. В древности техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с практикой подражания природе, магическим действием и мифологическим мировосприятием. Прогресс техники (от простейших орудий до сложнейших машин и компьютерной техники), сначала постепенный, а затем лавинообразный, не мог происходить без взаимосвязи с эволюцией научного знания и без превращения науки в культурообразующий фактор развития человечества. В общем и целом можно сказать, что историческое развитие техники связано с переходом от канонической традиционной культуры к проектной культуре.
Периоды развития техники:
1. Первобытная эпоха охватывает огромный промежуток исторического времени от появления на земле человека до возникновения первых государственных образований (от 2,6 млн. лет назад до 4 тыс. до н.э.).
Наиболее важные события:
1) Возникновение мышления и речи.
2) Освоение огня.
3) Появление и технико-технологическое совершенствование присваивающих видов хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, бортничество).
4) Переход к производящим видам (земледелие, скотоводство) в результате неолитической революции.
5) Развитие форм организации человеческого общества (первобытное человеческое стадо, община, род, племя, семья, брак).
6) Зарождение и распространение первых идеологических представлений (ранние формы религии, миф, магия).
7) Начало художественной деятельности (наскальная живопись, ювелирные изделия).
Специфика техники и системы знаний в первобытную эпоху:
1.Познание окружающего мира и его техническое освоение были синкретично включены в жизнедеятельность древних людей.
2. Архаические практики (охота, захоронение, лечение, изготовление жилища и одежды, общение с духами и душами) послужили контекстом, в котором формировалась древняя техника и технология.
3. Человек открыл и научился использовать в своей деятельности различные природные эффекты, создав тем самым первую технику (орудия труда, оружие, одежда, дом, печь и т.д.).
4. Произошло соединение в одной деятельности разных операций, относящихся до этого к другим деятельностям, и схватывание (осознание) самой "логики" деятельности, т.е. уяснение и запоминание типа и последовательности операций, составляющих определенную деятельность. Архаический человек создавал тексты (песни, рассказы), в которых описывалась деятельность, приводящая к нужному результату. В этих текстах помимо описания операций и их последовательности значительное место отводилось рассказу о том, как нужно влиять на души, чтобы они помогали человеку. Сегодня мы эти фрагменты текста относим к древней магии, хотя магия не то слово, которое здесь необходимо использовать. В представлении о магии есть оттенок тайны и сверхъестественных сил. Для архаического же человека души (духи), вероятно, ничего таинственного и сверхъестественного не заключали. Таким образом, основным способом трансляции технического опыта в архаической культуре являлась устная традиция, запоминание, ну и, конечно, подражание.
5. Техническая деятельность человека осознавалась не в рациональных формах сознания, а в анимистической модальности. Когда архаический человек подмечал эффект какого-нибудь своего действия (удара камня, действия рычага, режущие или колющие эффекты), он объяснял этот эффект тем, что подобное действие благоприятно воздействует на души. В этом смысле все древние технологии были магическими и сакральными, т.е. способными влиять на души тех существ, которые помогают человеку.
6. Древние технологии возникли из нужды и наблюдения. Это так, с одной существенной поправкой: нужда понимается анимистически, т.е. как возможность, предоставляемая душами, наблюдение, осмысленное анимистически, т.е. открытие действия, эффективного с точки зрения влияния на души.
Итак, то, что с современной точки зрения выглядит как настоящая древняя технология, для архаического человека – способ побуждения и воздействия на души сакральных существ.
2. Эпоха древних цивилизаций(Древний Египет, шумеро-вавилонская цивилизация, Древняя Индия, Древний Китай)(с 4 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э.).
Эпоха характеризуется:
1) образованием первых теократических и деспотических государств в результате сложившихся институтов власти и бюрократии, системы рабовладения, религиозных традиций;
2) освоением ирригационного земледелия (прежде всего в рамках дворцовых и храмовых хозяйств);
3) строительством городов;
4) развитием ремесел и торговли; появлением письменности, письменных законов и светских школ и т.д. Древние цивилизации при всей неравномерности и специфичности развития имели общие черты в познавательной деятельности, прежде всего в формировании естественнонаучных представлений и технологий, связанных с нуждами хозяйственной деятельности;
5) изменением в технологиях: технология становится простой, точной и эффективной, она позволяет связать одни деятельности с другими, осуществить эффективный контроль, организовать большие массивы деятельности.
Техника понимается как действия богов (бог Солнца отвечает за дневной свет и тепло, Иштар, богиня луны – за ночное освещение, боги города – за городской порядок, бог кирпичей (был и такой бог в Шумере) отвечает за то, чтобы кирпичи имели правильную форму и быстро сохли).
3. Античная эпоха датируется IX в. до н.э. – V в. н.э. Географическими пределами эпохи были территории древнегреческого (IX – I вв. до н.э.) и древнеримского государств (VIII в. до н.э. – середина V в. н.э.), а также стран и народов, находившихся под их влиянием.
Особенности античного понимания техники:
1. Античное "технэ" – это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками (и военная техника, и игрушки, и модели, и изделия ремесленников и даже произведения художников).
2. Историческое развитие техники и технологий эпохи оценивается как новый уровень в организации труда, в применении новых материалов для изготовления более сложных орудий труда, в совершенствовании различных операций в ремесленном производстве и строительстве, в распространении технических механизмов и приспособлений, в развитии оружия и т.д.
3. В основе технологического мышления лежат рациональные формы (а не религиозно-мифологические верования).
4. Развитие наук о равномерном движении, небе, душе, музыке, государстве, плавающих телах и прочих процессах и явлениях позволило античным техникам подменить ряд новых природных эффектов и продвинуть вперед технику и технологию в соответствующих областях – строительстве военных машин и кораблей, создании астрономических приборов и музыкальных инструментов, моделировании движений небесных сфер и планет, изобретении механических и водяных игрушек, искусстве управления государством и т.п.
5. Античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов. Античные философы сравнивали процесс производства вещей по аналогии с их естественным возникновением в природе.
4. Эпоха средневековья (V в. - XIV в.).