Особенности развития постнеклассической науки.

Основные понятия:постнеклассическая наука, синергетика, кибернетика, аксиология, системный подход, антропный принцип, глобальный эволюционизм, коэволюция.

Особенности развития постнеклассической науки. - student2.ru

Постнеклассическая наукавозникла в70-е гг. XX века. В это время возникает осознание того, что многие научные задачи невозможно решить вне комплексного подхода, без учета знаний других наук. Идет бурное развитие вычислительной техники, ЭВМ, развитие математического моделирования, микроэлектроники и нано технологий. Постнеклассическая наука усиливает, развивает те тенденции, которые заявили о себе на стадии неклассической науки. Вместе с тем, в ней четко прослеживается ориентация на человеческие, гуманистические ценности, происходит привязка науки к аксиологии, возрастает роль философского мышления в научном сообществе.

Постнеклассическую науку условно можно назвать интегральной наукой: от малого синтеза смежных дисциплин до масштабных объединений разных дисциплин и направлений научных исследований. Примерами таких новых интегральных научных направлений являются:

1) кибернетика как наука об управлении в неживых, живых, технических и социальных системах;

2) общая теория систем и синергетика как теория самоорганизации.

Существенную интегрирующую роль выполняют и такие общенаучные подходы и методы исследования как математизация научного знания, системный подход и эволюционно-синергетическая парадигма.

Предпосылки постнеклассической науки:

1.Разработка и реальное воплощение ядерного оружия, поставившие ребром аксиологическую проблематику науки (проблема социальной ответственности ученого за свои разработки).

2.Развитие цифровых технологий и компьютеризация науки вызывают, с одной стороны, соответствующие научные разработки, с другой стороны, оказывает сильнейшее воздействие как на развитие самой науки, ее методологии, так и самое широкое влияние на развитие общества.

3.Необходимость новой общенаучной парадигмы, рассматривающей в единстве живую, неживую природу и социальный мир.

4.Научные революции и новые открытия.

Специфика постнеклассической науки:

1) Представление о том, что Вселенная не стационарна, она расширяется, как следствие Большого взрыва. Между человеком и физическими параметрами Вселенной (постоянная Планка, последовательность Фибоначчи) есть непосредственная взаимосвязь (антропный принцип).

2) Мир – саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система (идея синергетики), включающая в себя другие системы, которые сопряжены и взаимно обусловлены (идея коэволюции).

3) Появление нового предмета исследования – сверхсложных человекоразмерных систем (медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии, в первую очередь, генетической инженерии, системы «человек-машина»).

4) Утверждение парадигмы целостности, согласно которой все мироздание - человек, биосфера, геосфера, космос, социум – представляют собой единую целостность, при этом человек находится не вне, а внутри изучаемого объекта.

5) В отношения связи субъекта и объекта в процессе познания актуальным становиться учитывать не только средства и способы деятельности субъекта, но и его ценностно целевые ориентации. Большое внимание в постнеклассической науке уделяется субъекту и субъектам познания (индивидуальным ученым с их ценностями, внутренним миром и коллективу ученых с их сложными коммуникациями).

6) Междисциплинарность исследования: если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания).

7) Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую).

8) Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Эта особенность современной науки привела к тому, что работа с ее новыми теориями из-за высокого уровня абстракций вводимых в них понятий превратилась в новый и своеобразный вид деятельности. В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование.

9) Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках, поскольку философия способна соединять научно-теоретический и практически-духовный способы познания.

10) Все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

11) Укрепление и все более широкое применение идеи глобального эволюционизма. Эти идеи являются реальным основанием для объединения естественных и гуманитарных наук, что создает предпосылки для становления будущей науки, объединяющей науки о природе, обществе и человеке в единую науку о человеке.

Резюме:постнеклассический тип науки возник в 70-ые гг. XX. Считается, что к переосмыслению оснований науки привели не только научные революции в сфере хранения и передачи информации, но и социальные факторы (Вторая мировая война, поставившая ребром этические вопросы об ответственности ученых). Постнеклассическая наука стала более «человекоразмерной», т.е. в ней произошел синтез с антропологией и аксиологией (ценностями). Она нацелена на создание общенаучной картины мира, объединяющей естественные, социально-гуманитарные и технические науки. Развиваясь, наука проходит этап строгого объективизма, редукционизма, элементаризма и приходит с помощью философии к пониманию сложности, вариативности бытия, к ориентации на гармоничное существование человека, природы, общества и мира техники.

Вопросы для самопроверки и обсуждения.

1. Когда зародилась наука? Какие имеются точки зрения на проблему ее возникновения?

2. Какие этапы проделала наука на пути своего окончательного оформления в науку?

3. Каковы достижение восточной преднауки? Что не позволило ей стать собственно наукой?

4. Какую роль сыграла Древняя Греция в становлении теоретической науки?

5. Чем принципиально стала отличаться античная математика от математики древневосточных цивилизаций?

6. Какие принципы науки были заложены в Древней Греции?

7. Какой вклад внесла средневековая западная и арабская наука?

8. Какие авторы, идеи и учения повлияли на окончательное оформление науки?

9. Что составляет основу классической новоевропейской науки?

10. В чем заключалась сущность ньютоновского метода?

11. Является ли классический тип науки однородным по своим принципам и идеям?

12. Что составляет основу второго этапа классической науки? Какие учения повлияли на изменение основ классической науки?

13. Какие фундаментальные научные революции привели к переходу к неклассической науке?

14. Какие идеи и принципы формируют неклассическую науку?

15. Что такое постнеклассическая наука? Чем она принципиально отличается от классической и неклассической науки?

16. Какого рода причинность лежит в основании классической, неклассической и постнеклассической науки?

Наши рекомендации