Становление первых форм теоретической науки в Древней Греции.
Основные понятия: полис, натурфилософия, метафизика, математика, теоретичность, телеологизм, детерминизм, логика, силлогизм.
Для перехода к собственно научному способу порождения знания необходима была определенная культура – античная культура с демократическим, полисным типом управления.
Особенности античного полиса, ставшего колыбелью теоретической науки:
1) Господство над религиозными, родовыми, семейными институтами (6-7 вв. до н.э.).
2) Принцип свободы и равенства среди граждан (гражданами считались только мужчины – жители данного города-полиса).
3) Демократический образ жизни требовал от граждан полисов умения ясно формулировать и убедительно аргументировать свою точку зрения по вопросам общественной жизни. Как следствие – появление логики и риторики.
Предпосылки возникновения античной культуры:
1. Выход из изоляции в результате «Великой колонизации» VIII-VI вв. до н.э., что способствовало развитию предприимчивости, изобретательности, воспитывала терпимости к иным взглядам, обычаям, культурам.
2. Отделение ремесла от сельского хозяйства, товарное производство, товарно-денежные отношения.
3. Расцвет культуры, философии (натурфилософии).
4. Использование труда рабов, высвобождение времени для занятий философией и науками.
Черты античной культуры, послужившие становлению науки:
1. Динамизм социальной жизни, отличный от застойно-патриархального круговорота жизни цивилизаций Древнего Востока.
2. Дух состязательности, конкуренции, активности, инициативы, что стимулировало инновации в различных сферах деятельности.
3. Демократизм: борьба мнений равноправных свободных индивидов на народном собрании.
4. «Вариабельность» бытия: наличие широкого спектра философских систем, конкурирующих между собой, вводящих различные концепции мироздания и различные идеалы социального устройства.
5. Уделялось большое внимание постижению истины, т.е. логике и диалектике (Платон мне друг, но истина дороже). Происходила всеобщая рационализация мышления, переход к абстрактному мышлению (например, Евклидова геометрия демонстрировала доказательность как условия получения истины).
Черты античной науки:
1. Теоретичность (источник научного знания – мышление). Для древних греков теория представляла собой мысленно-интуитивное всматривание в космос, экстатическое, мистическое созерцание, становившееся тем инструментом, который позволял заглянуть за пределы наличного мира, уловить его истинную сущность. В этом бесспорно помогали и абстрактные понятия (бытие, идея, логос и др.), активное использование которых также принадлежит грекам.
2. Автономия (самообоснование знания как цель деятельности).
3. Логическая доказательность, рациональное обоснование.
4. Созерцательно-умозрительное отношение к действительности, направленность на неизменное (в противоположность ориентации на преобразование существующего).
5. Эстетическое отношение к объекту исследования (мир воспринимается как гармоничный космос).
6. Открытость критике.
7. Демократизм.
Значимые научно-практические достижения античности:
1) Добыча металла и его обработка – накопление весьма ценных знаний о металлах и их свойствах. Использование при создании сельскохозяйственных орудий труда и оружия (мечей, наконечников стрел, копий).
2) Строительство судов – греки, как известно, были выдающимися мореплавателями, что позволяло накапливать и развивать практические знания не только о водоизмещении судов, но и формировать начала гидростатики и гидродинамики (Архимеда).
3) Создание систем орошения земель, насосов, прессов, что также позволяло накапливать знания о механических закономерностях.
4) Производство стекла в Древнем Риме.
Ученые античности: Фалес, Пифагор, Евклид, Платон, Аристотель, Демокрит, Левкипп, Архимед, Птолемей, Гиппократ, Геродот и др.
В общем и целом в Древней Греции науки не дифференциировались, наукой всех наук была философия (метафизика). Философ одновременно был и ученым (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель и др.). Они занимались изучением астрономии, географии, геометрии, метеорологии. Фалес, например, предсказал солнечное затмение и первым объяснил природу лунного света, считая, что Луна отражает свой свет от Солнца. Доказывая простейшие геометрические теоремы, он вводил и использовал дедуктивный метод.
Первой формой мышления стала античная натурфилософия, направленная на истолкование природы, взятой в ее целостности. Она привнесла собой вместо господствующего в мифологии образа «порождения» идею причинности (в дальнейшем эта идея вылилась в учение о детерминизме и стала определять науку). В рамках натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки, например, атомистическая гипотеза и наметились два направления в объяснении мира: «Многое есть единое» и «Единое есть многое». С точки зрения первого, многообразный природный мир имел в основе некую единую субстанцию и строился из первичных элементов, первокирпичиков — атомов (учение Демокрита). С точки зрения второго, единый в своей целостности универсум порождал из себя на протяжении хода развития все многообразие природных явлений. Тем самым натурфилософы поставили для всей последующей философии две важнейшие проблемы: проблему субстанции - вечной и пребывающей основы всего сущего - и проблему движущего принципа - источника всех происходящих изменений. Натурфилософия подготовила собой рождение современного естествознания, хотя ее отличительной особенностью был умозрительный характер.
Важным учением, легшим в основание классической науки, стал детерминизм – «учение о началах и способах определенности сущего». Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля о четырех причинах: формальной, материальной, действующей и целевой. Именно они определяют сущность вещи и отвечают на главный вопрос науки: почему мир такой. Долгое время представления Аристотеля о мире, основанные на детерминизме и телеологизме (учении о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом) составляли суть аристотелевской картины мира, которая сменилась лишь в XVII веке на механистическую (ньютоновскую) картину мира.
Математика признавалась в античности высшей из наук (не считая философии, которая была теоретическим основанием всех наук, по мнению Аристотеля). Она была самой разработанной и точной. Надпись у входа в Академию Платона гласила: «Не знающий геометрии, сюда да не входит!» Под знанием математическим понимались арифметика, геометрия, гармония и астрономия.
Хотя математика возникла задолго до греков (в Древнем Египте и Вавилонии), именно греческие ученые придали ей тот вид, который есть и по сей день: систематичность, связь друг с другом отдельных положений, доказательность. Как отмечает П.П. Гайденко, древневосточная математика «…носила практически-прикладной характер: с помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе или пиве и т.д., а с помощью геометрии вычисляли площади и объемы». Древние греки разделяли практическую математику (они называли ее логистикой – счетным искусством) и математику теоретическую, выраженную в системном виде «Началах» Евклида.
Специфика греческой математики:
1) Синтез математического и философского знания: рассмотрение числа, как начала, объясняющего природу сущего (пифагореизм). Математическим объектам (числам и их отношениям) придается метафизический смысл.
2) Открытие идеальности как важнейшей особенности числа (Платон). Число, точка, линия как основополагающие конструкты математики (арифметики и геометрии) – это идеальные образования, вводящие человека в сферу истинного (идеального) бытия. Согласно Платону, математика служит подготовкой мышления к постижению истинного бытия, которое осуществляется с помощью науки – диалектики, стоящей выше математики.
3) «Негативное» отношение к иррациональному и дробным числам. В отличие от египетской и вавилонской математики в греческой науке мало использовались не целые числа; кроме того, считается, что и геометризация математики в античности была связана с необходимостью придания вида иррациональному.
4) Рождение «Начал» Евклида (определений, аксиом, постулатов) как предпосылочного знания, из которого выводятся все другие знания.
В Древней Греции возникла и логика как главный инструмент познания. Совокупность логических сочинений Аристотеля называется «Органо» (орудие) и в нем были сформулированы 3 основных закона формальной логики, которыми мы пользуемся до сих пор.
1. Закон Тождества: ≪А есть А≫.
2. Закон Исключенного противоречия; ≪А не есть не А≫.
3. Закон Исключенного третьего: ≪Истинно или А или не А, третьего не
дано≫.
Аристотель разработал ядро логики силлогистику – первую в истории модель дедуктивных рассуждений. Силлогизм – это вывод одного из другого. Это цепочка посылок, на основании которых мы делаем выводы. Аристотелевская логика повлияла на весь дальнейший процесс развития не только знания, но и образования. Уже в античности она была введена в школьную программу, а в дальнейшем делается предметом зубрежки, становится школьным или схоластическим знанием.
Резюме: Древняя Греция стала родиной современной науки, породив первые формы теоретического мышления. За счет свободы, состязательности и духа демократизма в VI-IV вв. до н.э. здесь сложился минимум современной научности: рациональность, доказательность, использование идеальных объектов, неутилитарность знания. Философия стала наукой всех наук, и в ее лоне сформировались первые науки (математика, физика, логика, астрономия). Рассматривая античное теоретическое знание, также не правомерно говорить о многообразии наук, тем не менее, основы многих из них были заложены именно тогда. Античная наука еще не была дисциплинарной, носила математико-механический характер, характеризовалась стремлением к целостному осмыслению природы, попытками отделения науки от философии, вычленением особых областей и методов как первых форм теоретической науки. В ней почти отсутствовало экспериментальное знание, поскольку оно считалось надругательством над изначально совершенным и прекрасным космосом. Рождение науки в Древней Греции повлияло на весь ход дальнейшей истории. Другие культуры не начинали науку с начала, а заимствовали ее из Древней Греции.