Проблема возраста и периодизации истории науки.
Основные понятия:генезис,наука, преднаука, миф, Логос, натурфилософия.
На проблему исторического возраста науки имеется несколько точек зрения. Все они обладают рядом сильных и слабых позиций, все они уязвимы, и в рамках каждого из предложенных подходов наука приобретает специфические черты и характеристики, окрашенные конкретными историческими ориентациями датирующего ее рождение времени.
Точки зрения на проблему происхождения науки и ее периодизации:
1) Наука возникла в доисторические времена с появлением у древних людей самых первых, простейших знаний о мире и формированием более или менее продуманных навыков приспособления к окружающей природе. Исходя из такого понимания, ее возникновение можно связывать с возникновением человека разумного и первыми опытами открытий и изобретений. Чаще всего такая позиция отстаивается представителями антропологически ориентированной философии науки и теми учеными, которые занимаются изучением архаических культур и мышления древнего человека.
2) Наука возникла в античности, что обусловлено открытием понятийного, теоретического мышления. Считается, что античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В античности большое внимание уделялось и постижению и развертыванию истины, т.е. логике и диалектике.
Явные сдвиги были связаны со всеобщей рационализацией мышления.
3) Наука возникла в позднем европейском Средневековье (XII–XIV вв.) как продукт расцвета средневековой учености и связывается с возникновением средневековых университетов в XIII веке. Развитие представлений о возможности и необходимости эксперимента, логические штудии средневековых схоластов, исследования оксфордских магистров в области динамики и кинематики - все это служит основанием для суждения о возникновении науки в позднем средневековье в особом статусе.
4) Наука в собственном смысле этого слова зародилась в Европе в XVI–XVII вв. в период, называемый «великой научной революцией». В этот период стали систематически применять действительно научный подход, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и опытом (синтез математики и эксперимента). Эта концепция является, пожалуй, самой распространенной в вопросе о происхождении науки, поскольку именно в таком виде многие науки сохраняются и в современности.
5) Наука стала возможной с возникновением основных научных учреждений Европы — Академий наук, а также с реформой европейских университетов, одним из основных содержаний которой была реализация требования соединения преподавания и исследования, образования и науки. Временные рамки этого периода возникновения науки - конец XVII - начало XIX веков. Такого рода трактовка проблемы возникновения науки может быть связана с исследованиями в области социологии науки, а также теми теориями философии науки, в которых отдается предпочтение экстерналистскому подходу к рассмотрению феномена науки. Этот подход признает определяющими в развитии науки социальные и другие внешние для научной теории факторы.
Представляется вполне разумным рассматривать формирование науки как долгий исторический процесс, который начался в глубокой древности и завершился к XVI–XVII вв. Именно с XVII в. начинается наука в собственном смысле слова.
Процесс вызревания научно-технического сознания связан с серией концептуальных (смысловых) революций, обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу, от логоса к преднауке, от преднауки к науке.
Этапы перехода к науке:
1. Переход от мифа к логосу:связан с мировоззренческимпереходом от мифа к логосу (философско-теоретическому мировоззрению), от ассоциативного мышления к рационалистической логике. Термин «логос» трактуется многозначно: как всеобщий закон, основа мира, мировой разум и слово. Как слово о сущем логос противопоставлялся не только вымыслу мифа, но и видимости чувственного восприятия вещей. Личностно-образная форма мифа заменяется безличностно-понятийной формой философии. Олицетворение в мифе уступает место абстракции. На место множества человекообразных богов в основу всего ставится единое «естество» — вечная и многообразная природа. И если в мифологии действительность воображалась, в натурфилософии (первой форме философии природы) она начинает пониматься. От мифа к логосу - так обозначалось то направление пути, которое выбрала античная мысль, осваивая универсум.
2. Переход от логоса к преднауке- начальному этапу становления научного знания в рамках цивилизаций Древнего Востока (Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая).Подробнее см. Тема 2, §2.
3. Переход от преднауки к науке:связан с применением научного метода (синтезом эксперимента и математического метода), формированием научного естествознания.
Особенности, сформировавшие современный облик науки:
1) Исследование предметных связей мира.
2) Исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний.
3) Формирование особого типа знания – теории, позволяющей получить эмпирические зависимости из теоретических постулатов.
4) Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности самой по себе, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов.
5) Прямое или косвенное обоснование теоретической системы практикой, что дает достоверное знание (метод выдвижения гипотетических моделей с их последующим обоснованием опытом).
6) Формирование научного метода - эксперимента.
Именно эти особенности стали основополагающими для формирования науки в собственном смысле слова. Это не означало, что наука застыла в тех очертаниях, которые ей придали новоевропейские ученые. На протяжении четырех столетий она прошла три этапа своего развития: от науки классической к неклассической и постнеклассической.
Резюме:наука– это относительно молодое достижение человечества, возникшее в XVII веке, когда сложился и стал применяться научный метод познания, основанный на синтезе эксперимента и математики. Другие версии возникновения науки, отсчитывающие ее начало с Древнего мира (Древних цивилизаций, античности) или же с эпохи Средневековья можно рассматривать как подготовительные этапы одной цепи: от мифа к логосу, а дальше к преднауке и науке в собственном смысле слова (классической науке). Если в античности сформировались первые формы теоретического знания, то уже в преднауке обнаруживаются практические способы получения знаний (расчет площади поля и пр.). Генезис науки как важнейшей формы культуры продолжается и по сей день. Философы и теоретики говорят о формировании нового типа науки в будущем.