Iv. система текущего и итогового контроля
ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка.
Система контроля и оценки знаний разработана для специального курса «Политические технологии», адресованного студентам, обучающимся по специальности № 020300 «Социология», специализации «Связи с общественностью» социологического факультета РГГУ. Система включает формы текущего и итогового контроля:
Работа в семинарской группе (устно) – форма текущего контроля для оценки освоения литературы и источников по курсы, степени участия студента в обсуждении основных вопросов и проблем учебного курса с применением активных и интерактивных методов обучения.
На семинарском занятии предлагается обсуждение основных вопросов к семинарских занятиям, применение блиц-опросов, деловых игр, совместных командных работ по разработке стратегии избирательной кампании в конкретном регионе, и индивидуальных домашних заданий, в т.ч. проведения политического анализа «Политическая ситуация в Регионе N» (берется конкретный субъект РФ, где в данном семестре проходят выборы в региональное законодательное собрание);
Промежуточное тестирование – предполагает усвоение студентом пройденной части учебного курса, концепций и подходов политических технологий, а также степень знакомства с основами государственного и местного самоуправления и избирательного законодательства. Осуществляется в форме написания тестов и контрольных работ.
Написание реферативной работы по предложенной проблематике – форма итогового контроля. Цель – выявить умение студента самостоятельно собирать и систематизировать материал по одной из проблем курса, а также уровень и глубину её усвоения.
Для самостоятельной проверки усвоения знаний спецкурса студентам рекомендуется ориентироваться на контрольные вопросы, содержащиеся в УМК.
На основе совокупности оценок различных форм контроля определяется оценка за семестр ( по системе зачёт-незачёт): сумма баллов в пределах 60-100 соответствует оценке «зачёт». Сумма менее 60 баллов – оценке «незачёт»
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
№ | Вид контроля | Количество баллов | Форма проведения |
Промежуточный контроль | |||
1. | Работа в семинарской группе | 0-35 | аудиторная |
2. | Промежуточное тестирование | 0-20 | аудиторная |
3. | Написание контрольных работ | 0-30 | самостоятельная |
Итого: 0-80 | |||
4. | Реферат | 0-15 | самостоятельная |
Итого: 0-100 |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Теоретическая контрольная работа №1 по теме:
«Технологии политических партий»
1.Проанализируйте приведённые ниже высказывания и выделите не менее 5 наиболее существенных характеристик политических партий.
а) Партии – преступные организации по отношению к государству
Томас Гоббс, 1651 г.,
«Левиафан»
б) Политические партии – готовое оружие для подрыва власти
Джордж Вашингтон, 1796 г.
Прощальное послание американскому народу
в) Если развитие партийных систем можно рассматривать как индикатор демократизации системы в целом, то верно и обратное – утверждение институтов демократии способствует развитию партий. Поэтому то, что партии в России слабы и неэффективны, означает только одно – пока слаба и неэффективна сама российская демократия.
Грызлов Б.В., 2005 г. Кандидатская диссертация «Политические партии и российская трансформация. Теория и политическая практика»
г) Почти всё, что называется партией в любой западной демократической стране. Может быть рассмотрено таким образом…Под этим понимается свободно организованная любая группа, добивающаяся избрания правительственных должностных лиц под некоторым лозунгом. Наличие лозунга в большей степени, чем организационная структура является решающим элементом в определении
Леон Эпстайн
д) Политические партии возникают из определённой совокупности условий, противостоят определённым проблемам или трудностям политической системы и выполняют связующие функции. Которые могут включать в себя функции политической интеграции.
Вильям Чамберс
2.Чем отличаются кадровые партии от массовых партий?
3. Охарактеризуйте партийную систему в России по следующим основаниям классификации
Количество партий, борющихся за власть или влияющих на неё | Соотношение партий с различным политическим статусом | По устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений | Характер межпартийных отношений |
4.Перечислите основные цели политической партии в соответствии с ФЗ «О политических партиях»(21.07.05 № 93-ФЗ)
Теоретическая контрольная работа №2 по теме:
«Избирательные технологии»
1.Основываяcь на нормах действующего избирательного законодательства в России отметьте один из вариантов ответа «да» или «нет»
№ | Имеет ли право зарегистрированный от партии кандидат? | Да | Нет |
Совмещать выборную муниципальную должность | |||
Совмещать муниципальную службу | |||
Использовать преимущества своего должностного или служебного положения | |||
Освещать свою работу в СМИ за счёт средств избирательного фонда | |||
Участвовать в агитационных мероприятиях партии | |||
Присутствовать на заседаниях любой избирательной комиссии | |||
Заниматься благотворительностью | |||
Обращаться к физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи | |||
Использовать при проведении предвыборной агитации объекты интеллектуальной собственности иных лиц без их письменного согласия | |||
Агитировать против иных политических партий , их кандидатов | |||
Привлекать к агитационной работе несовершеннолетних граждан | |||
Иметь уполномоченных от партии агитаторов |
2.Как отграничить информационные материалы от агитационных?
3.Является ли предвыборной агитацией деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за гражданина в период избирательной кампании, но до выдвижения его кандидатом?
4.Входит ли в понятие «информирование» освещение служебной деятельности депутатов Государственной Думы, Президента Российской Федерации?
5. Каковы сроки проведения предвыборной агитации через СМИ?
6. Исключите лишнее. Среди избирательных технологий выделяют следующее:
1) «нарезка» избирательных округов;
2)формирование системы избирательных комиссий;
3)регулирование политических конфликтов;
4)разработка избирательной стратегии.
Индивидуальные контрольные работы. Практические задания.
Контрольная работа № 1.
На основе методологии, разработанной Г.Л.Артемовым, подготовить макет исследования политической жизни современной России на примере одного из регионов РФ, в котором проходят выборы.
Основные показатели и индикаторы:
1. Формы участия в политической жизни: работа в органах и организациях; выборы; референдумы; обращения к органам власти, политических организаций и средств массовой информации; выступления; массовые акции.;
2. Факторы участия:
А) социальный статус;
Б) социальная траектория;
В) квалификация;
Г) образование;
Д) политическая принадлежность;
Е) опыт политического участия.
3. Характер участия:
а) политическая заинтересованность: потребность в политических знаниях и
деятельности; интерес к политическим событиям; стремление к личному участию в политической жизни;
б) политическая компетентность: информированность о событиях политической жизни; усвоение политических понятий и норм; способность самостоятельно ориентироваться в политике;
в) политическая активность: включенность в политическую деятельность; участие в политических кампаниях и массовых акциях, в работе политических партий и организаций; овладение политическими навыками;
г) политическая идентичность: приверженность политическим институтам, партиям, лидерам, ценностям, взглядам.
(см.: Артемов Г.Л. Политическая социология. СпБГУ, 2000. с.68).
Контрольная работа № 2.
Выполнение практического задания к семинару «Технологии политических партии» - Позиционирование политических партий России, выборы 2 декабря 2007 года.
Контрольная работа №3.
Составить вопросник-методичку для определения эффективности PR-кампании.
Групповая контрольная работа № 1. 1 вариант.
Практическая работа по группам.
Перед студентами ставится задача разработки стратегии и тактики избирательной кампаниипартиями по идеологическому признаку:
радикально-правой
центристской
радикально-левой.
В соответствии с предлагаемой схемой стратегии.
Стратегия - содержательная составляющая, отвечает на вопрос: Что, Какую информацию следует донести до избирателя, чтобы они проголосовали за соответствующего кандидата, Почему за нас проголосует нужное количество избирателей?
Тактика – техническая (коммуникативную) составляющая. Необходимо ответить на вопрос –как, в какой форме, какими методами и в какой временной последовательности следует эту информацию доносить, тактика объясняет, что будет делаться в рамках кампании для воплощения стратегии.
Установка кампании:техническая цель кампании, включающая планируемую явку и план по числу набранных голосов
Цель кампании: определяет то, как планируется использовать достигнутый результат
Технологический подход: основная технология. Которую планируется использовать(если такая есть)
Тактический рисунок кампании: является концентрированным выражением тактики, показывая основные технологии и распределение ресурсов во времени-«волны» кампании
План-график: графическое отображение планируемых действий и требуемых ресурсов во временном разрезе
Месседж кампании: концентрированный ориентированный на избирателей текст (до 1000 знаков), включающий основное содержание кампании
Тематический план кампании: перечень тезисов с указание роли каждого на разных этапах кампании
Групповая контрольная работа № 1. 2 вариант.
Провести анализ стратегии и тактики избирательной кампании на примере одной из парламентских партий России.
План анализа:
Стратегия.
1. Определение стратегии партии
2. Цели предвыборной кампании
3. Расчёт времени (предкампания)
4. Электорат
5. Электоральная модель
6. Доминирующий стереотип
7. Ресурсная база
Образ и имидж лидера партии
1.Образ
2.Имидж