Шахтный конвертор метана поз.110

Окисление катализатора

Окисление катализатора в шахтном конверторе проводится совместно с окислением катализатора трубчатой печи поз.107.

Выгрузка катализатора

Выгрузка производится через верхнюю горловину после демонтажа смесителя. Для выгрузки используется бадья и электрическая таль, закрепленная на монорельсе.

Загрузка катализатора

После очистки аппарата произвести укладку на свод корундовых шаров диаметром 70, 50,
25 мм последовательно в три слоя. С помощью бункера и тканевого рукава загрузить последовательно никелевый и алюмохромовый катализаторы. Высота свободного падения катализатора должна быть не более 0,5 м. После загрузки уложить по периметру круговые кирпичи и сверху катализатора шестигранные огнеупорные плитки.

Конвертор окиси углерода I-ой ступени поз.114

Окисление катализатора

Железохромовый катализатор конверсии окиси углерода I-ой ступени в восстановленном состоянии является сильно пирофорным. Окисление его протекает по реакции:

4Fe3O4 + O2 → 6Fe2O3 + 461 кДж/моль.

Окисление катализатора производится кислородом воздуха, дозируемого в пар. Режим окисления отличается температурой в зависимости от того, будет катализатор использоваться повторно или заменяться новым.

После остановки конвертора и продувки его азотом охладить катализатор со скоростью не более 50 °С/ч подачей пара 7. Сброс пара осуществлять на местную свечу. Охлаждение вести до значений температуры от 200 °С до 250 °С при повторном использовании или до не более 350 °С при замене катализатора.

Довести расход пара до значений от 15 до 20 т/ч и начать дозировку воздуха в пар клапаном поз.HCV153. Дозировку воздуха производить осторожно, первоначальный расход установить из расчета объемной доли кислорода в паровоздушной смеси не более 1 % в случае повторного использования и от 2 % до 3 % при замене катализатора. Увеличивать небольшими ступенями подачу воздуха, поддерживая максимальную температуру в слоях катализатора в пределах от 300 °С до 320 °С при повторном использовании и не более 500 °С при перегрузке. Температурный перепад по слоям катализатора должен быть не более 40 °С в обоих случаях.

Объемную долю кислорода в паровоздушной смеси увеличивать до 10 %, соблюдая указанные температурные ограничения и делая выдержку на каждой ступени. Окисление считать законченным при отсутствии температурного перепада по слоям катализатора и объемной доле кислорода на входе и выходе конвертора 10 %. Продолжая подачу паровоздушной смеси, охладить катализатор до температуры не более 250 °С, затем постепенно заменить пар на воздух и продолжать охлаждение катализатора до температуры не более 50 °С.

Выгрузка катализатора

Для демонтажа верхней крышки и выемки центрального стакана использовать передвижной кран грузоподъемностью 63 т. После выгрузки колец и снятия прижимных крышек с поверхности катализатора поочередно вынимать секции центральной трубы и выгружать катализатора через нижний затвор под юбку аппарата. Погрузку катализатора в автотранспорт осуществлять ленточным транспортером с ребристой лентой или автопогрузчиком.

Загрузка катализатора

Загрузку производить через верхнюю горловину с помощью бункера. Не допускается падение катализатора с высоты более 1 м.

Бункер устанавливается на центральную трубу конвертора, секции которой монтируются последовательно одна на другую перед засыпкой очередного слоя катализатора. Центральная труба загружается катализатором только на величину затворного слоя. Вертикальное положение ее фиксируется с помощью центрирующего приспособления.

Для загрузки бункера использовать передвижную площадку. После загрузки катализатора и выравнивания его поверхности установить прижимные крышки, на которые засыпать металлические кольца. Высота слоя колец не менее 200 мм.

Конвертор окиси углерода II-ой ступени поз.117

Окисление катализатора

Восстановленный катализатор низкотемпературной конверсии является сильно пирофорным. При вскрытии аппарата катализатор должен быть запассивирован, а при необходимости его выгрузки - окислен. Пассивация и окисление производится с помощью дозировки воздуха в ток циркулирующего азота.

Для пассивации после остановки и продувки конвертора подключить его к системе циркуляции азота и охладить со скоростью не более 50 °С/ч до значений от 40 °С до 50 °С на максимальной производительности азотодувки. Сделать выдержку в течение 4 часов для выравнивания температуры по слоям катализатора. Осторожно начать дозировку воздуха клапаном поз.HCV153 и постепенно довести объемную долю кислорода на входе в аппарат до значений от 0,1 % до 0,2 %. После выравнивания концентраций кислорода на входе и выходе плавно увеличить объемную долю кислорода на входе до значений от 1,0 % до 1,2 %, при этом температурный перепад по слоям должен быть не более 20 °С.

После выравнивания концентраций кислорода на входе и выходе сделать выдержку в течение трех, четырех часов, затем постепенно увеличить объемную долю кислорода на входе до 5 %. После достижения равенства концентраций кислорода на входе и выходе и выдержки в течение трех, четырех часов процесс пассивации считается законченным. Температура в слоях катализатора при пассивации должна быть не более 65 °С. В случае превышения ее, а также при остановке азотодувки дозировку воздуха немедленно прекратить.

Окисление катализатора производится аналогично при более высоких температурах. Охлаждение катализатора циркуляционным азотом вести до значений от 100 °С до 120 °С, после чего начать дозировку воздуха и довести объемную долю кислорода на входе в конвертор до 1 %. После выравнивания температур по слоям катализатора и концентраций кислорода на входе и выходе постепенно увеличить объемную долю кислорода на входе до 10 %. При достижении равенства концентраций кислорода на входе и выходе уменьшить температуру в конверторе, одновременно увеличивая концентрацию кислорода на входе. После охлаждения катализатора до температуры не более 50 °С и продувки его воздухом окисление считается законченным. Температура в слоях катализатора при окислении должна быть не более 230 °С.

Окисление катализатора при его перегрузке можно осуществлять паровоздушной смесью. Для этого после остановки и продувки конвертора подать в него пар 7 с расходом от 10 до 15 т/ч со сбросом на местную свечу. Установить температуру пара не более 220 °С и давление в конверторе не более 0,3 МПа. Осторожно начать дозировку воздуха, установив первоначальный расход из расчета объемной доли кислорода в паровоздушной смеси от 0,1 % до 0,2 %. Постепенно увеличивать подачу воздуха, поддерживая температуру катализатора не более 265 °С. При достижении объемной доли кислорода 10 % и при равенстве концентраций на входе и выходе конвертора начать уменьшение расхода пара. После полной замены пара на воздух и охлаждения до температуры не более 50 °С катализатор считается окисленным.

Выгрузка катализатора

Перед выгрузкой удалить прижимные решетки, кольца Рашига и сетки через верхние люки корзин. Выгрузку осуществлять через штуцеры для выгрузки или нижние боковые люки корзин. Катализатор подавать самотеком по брезентовому рукаву в бадьи или в кузов автомашин.

Загрузка катализатора

Загрузку производить через верхние люки корзин с помощью бункера, воронки и тканевого рукава. В каждую корзину на высоту 3 200 мм загрузить свежий катализатор, далее на высоту 1 000 мм - отработанный катализатор и, затем, на высоту 500 мм - поглотитель каталитических ядов. Поглотитель, при его отсутствии, может заменяться отработанным катализатором. Высота свободного падения катализатора - не более 0,5 м.

После окончания загрузки поверхность катализатора выравнивается, на нее укладывается сетка, кольца Рашига и устанавливаются прижимные решетки. Высота слоя колец – не менее 250 мм.

Метанатор поз.501

Окисление катализатора.

Восстановленные катализаторы метанирования являются сильно пирофорными. Окисление их протекает по реакции:

Ni + 0,5 O2 → NiO + Q

При вскрытии аппаарата катализатор должен быть запассивирован, а при выгрузке его - окислен. Пассивация и окисление производятся посредством дозировки воздуха в ток циркулирующего азота и отличаются температурным режимом.

После остановки метанатора продувку его азотом вести до уменьшения температуры катализатора во всем объеме менее 280 °С. После этого подключить метанатор к системе циркуляции азота и доохладить его до температуры от 40 °С до 60 °С. Отрегулировать азотодувку поз.404 на максимальную производительность и начать дозировку воздуза клапанами поз.HCV504, 505. Подачу воздуха производить осторожно. Постепенно довести объемную долю кислорода на входе в аппарат до значений от 0,2 %до 0,3 %. После выравнивания концентраций кислорода на входе и выходе метанатора и отсутствии увеличения температуры в слоях катализатора постепенно увеличивать объемную долю кислорода на входе до 3 %, контролируя температуру по слоям. Температура при пассивации катализатора должна быть в пределах от 60 °С до 80 °С, а при окислении - 120 °С. При превышении указанных температур, а также в случае остановки азотодувки подачу воздуха немедленно прекратить до охлаждения катализатора до температуры в диапазоне от 40 °С до 60 °С.

При отсутствии разогрева катализатора и равенстве концентраций кислорода на входе и выходе отключить метанатор от системы циркуляции азота. Продуть катализатор воздухом, охладив его до температуры не более 50 °С. Если катализатор необходимо выгрузить, предварительно окисленный в токе азота катализатор обработать паром, а затем продуть и охладить воздухом.

Выгрузка катализатора

Катализатор выгружать с помощью установки пневмовыгрузки через верхний люк или через нижний боковой люк по брезентовому рукаву в автотранспорт.

Загрузка катализатора

Загрузку производить через верхний люк с помощью бадьи и тканевого рукава. Высота свободного падения катализатора должна быть не более 0,5 м.

По окончании загрузки катализатор разровнять и установить газораспределительную решетку.

Колонна синтеза поз.601

Загрузка катализатора

Для загрузки в колону синтеза должен быть подготовлен катализатор марок КМ-1 со следующей разбивкой по фракциям:

№ полки Марка катализатора Фракция, мм Количество
м3 т
КМ 1 от 1,5 до 3,0 37,5
от 3 до 6 0,1 0,3
от 6 до 10 0,6 1,7
КМ 1 от 1,5 до 3,0 32,1 89,9

Для сокращения продолжительности процесса восстановления на I и II полки следует загружать восстановленный катализатор марки КМ-1 соответствующих фракций.

Вскрытие барабанов с невосстановленным катализатором производить непосредственно перед загрузкой в колонну. Барабаны с восстановленным катализатором вскрыть за неделю до срока загрузки на двое суток. Если температура в барабанах повысится, закрыть их и через сутки повторить операцию.

Подготовить колонну к загрузке, тщательно очистив насадку вакуумной установкой и уплотнив места прохода термопар, холодных байпасов и центральной трубы сеткой. Закрыть брезентом зазор между корпусом колонны и катализаторной коробкой во избежание попадания в него катализатора и посторонних предметов.

Загрузку производить с помощью бадьи с шибером и брезентового рукава или шланга. Во время загрузки равномерно рассыпать катализатор по площади полок, не подвергать насадку эксцентричной нагрузке. Не допускать образования пустот или односторонней нагрузки в местах прохода термопар и холодных байпасов. Не допускать падения катализатора с высоты более 0,6 м. После загрузки каждого метра выравнивать поверхность катализатора.

Загрузку восстановленного катализатора производить особо осторожно. В случае его разогрева работающие должны немедленно покинуть колонну. Катализатор должен быть продут азотом до уменьшения температуры. После продувки воздухом и при отсутствии роста температур возобновить загрузку.

Во время загрузки фиксировать вес, объем и фракционный состав катализатора. По окончании загрузки исключить доступ воздуха в колонну и продуть катализатор азотом.


Наши рекомендации