Тема 1. Установочная конференция по практике
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»
______________ М.Э. Чесновский
«_____» ________________ 2011 г.
Регистрационный № УД-______/п.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
для специальности:
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Л.А. Силюк,доцент кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социально-медицинских дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № 14 от 27.04.2011 г.)
Заведующий кафедрой | |||
З.Р. Железнякова | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Учебно-методической комиссией социально-педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № 9 от 17.05.2011 г.)
Председатель | |||
Г.Н. Казаручик | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Научно-методическим советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № ____ от ___________ 20__ г.)
Председатель | |||
С.Г. Рачевский | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная (социально-технологическая) практика является логическим продолжением учебной (ознакомительной, педагогической, социально-педагогической) и производственной (социально-культурной) практик.
Практика предусматривает: углубленное изучение системы специализированной социальной помощи и поддержки населению; освоение студентами должностных функций помощника специалиста социальной работы (помощника заведующего отделом); разработку и реализацию программ по оказанию социальной помощи конкретным клиентам; отработку общих и частных технологий социальной работы.
Прохождению практики предшествует изучение учебных курсов «Методология и методы исследования в социальной работе», «Теория социальной работы», «Методы и технологии социальной работы», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе», «Социальная работа в сообществах», «Профессиональное взаимодействие в социальной работе» и др., которые раскрывают направления, содержание, технологии социальной работы с различными категориями населения.
Цели практики:
– закрепить в производственных условиях знания и умения, полученные в процессе теоретического обучения;
– отработать профессиональные умения и навыки в ходе применения общих и частных технологий социальной работы;
– создать условия для личностного и профессионального развития студентов – будущих специалистов по социальной работе.
Задачи практики:
– апробировать, закрепить и развить теоретические знания в области технологии социальной работы;
– изучить систему специализированной социальной помощи и поддержки различным категориям населения;
– развить навыки самостоятельного научного анализа социальных факторов, обусловивших социальное неблагополучие различных категорий граждан;
– совершенствовать профессиональные умения и навыки по разработке социальных программ сопровождения клиентов в системе социального учреждения/организации;
– сформировать опыт профессионального взаимодействия и общения с клиентами, коллегами;
– научиться вырабатывать и принимать простейшие организационно-управленческие решения в рамках освоенной профессиональной роли;
– сформировать навыки самостоятельного анализа состояния социальной среды, проблемного поля клиента, диагностической, реабилитационной, профилактической, консультационной деятельности учреждения/организации.
Требования к профессиональным знаниям и умениям студента.
После прохождения практики студент должен:
знать:
• нормативно-правовые документы в области социального обслуживания населения;
• основные направления и специфику деятельности социального учреждения, в котором проводится практика;
• типологию и особенности клиентов социального учреждения;
• виды социального инструментария, используемого в деятельности социального учреждения;
• функциональные обязанности специалистов социальной работы в учреждении;
• особенности межведомственного сотрудничества в целях решения проблем клиентов.
уметь:
• наблюдать, анализировать информацию о деятельности социального учреждения;
• составлять индивидуальный план работы на период практики, планировать свою деятельность;
• собирать информацию о клиентах, проводить диагностирование и интерпретировать полученные результаты;
• осуществлять первичный прием клиента (под наблюдением супервизора);
• оказывать социальные услуги населению (социально-бытовые, социально-педагогические, консультационные и др.);
• составлять социальный паспорт микрорайона;
• работать с письмами и заявлениями клиентов;
• соблюдать этические нормы, регламентирующие взаимодействие специалиста социальной работы с клиентами и коллегами по работе;
• анализировать собственную деятельность во время практики;
• вести дневниковые записи.
Производственная (социально-технологическая) практика в соответствии с учебным планом проводится на IV курсе дневного отделения (7 семестр) в течение четырех недель
Этапы практики:
1 этап – подготовительный. Включает:
– участие студента в установочной конференции по практике;
– изучение программы производственной (социально-технологической) практики, учебной литературы с учетом специфики деятельности социального учреждения, темы курсовой работы и будущего дипломного исследования;
– проведение установочного совещания на объекте практики, закрепление студента за супервизором;
– знакомство с деятельностью социального учреждения;
– изучение документов, специфики социальной работы в учреждении, разработку индивидуального плана работы на период практики;
– оформление дневника по практике.
2 этап – деятельноcтный. Он направлен на выполнение функциональных обязанностей и индивидуальных производственных заданий, предложенных программой. Все задания распределены по темам и представляют собой «гибкую систему», которая позволяет их максимально адаптировать с учетом возможностей и особенностей социального учреждения/организации. Логика выполнения заданий по каждой теме предусматривает:
– изучение технологий социальной работы, используемых в деятельности учреждения (специалиста);
– наблюдение процедуры осуществления технологии социальной работы;
– разработку программы и подбор инструментария для реализации технологии социальной работы с учетом потребностей клиентов социального учреждения;
– непосредственное осуществление действий, операций, процедур технологического процесса;
– рефлексию собственного опыта деятельности;
– выполнение учебно-исследовательских заданий в соответствии с планом, разработанным совместно с руководителем курсовой работы;
– участие студента в мероприятиях, проводимых по плану социального учреждения;
– выполнение поручений руководителя учреждения (супервизора) с учетом реальных потребностей;
– взаимопосещение других баз практики студентов, совместное сотрудничество, обмен опытом в плане решения общих задач;
– встречи и беседы с супервизором, руководителем практики, предоставление им текущих отчетов;
– ежедневное оформление дневника практики.
3 этап – итоговый. На этом этапе:
– студент анализирует выполнение основной функциональной роли на практике (все материалы отражаются в дневнике практики);
– студент составляет письменный отчет о выполнении программы практики (подписывается студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утверждается руководителем организации);
– студент сдает дифференцированный зачет руководителю практики от кафедры
– проводится итоговая конференция, на которой студенты представляют творческие отчеты, демонстрируют методические разработки, кино- фотоматериалы, подготовленные в процессе практики, готовят тематические выступления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Базы практики
Выбор базы практики студентами определяется с учетом их учебных, научных интересов, темы курсовой работы и будущей дипломной работы, а также возможностей учреждения создать условия для реализации программы практики.
1. Территориальный центр социального обслуживания населения.
2. Центр социальной помощи семье и детям.
3. Отделение занятости населения.
4. Социальный приют.
5. SOS-Детская деревня.
6. Республиканский детский реабилитационный центр.
7. Детский дом/школа-интернат.
8. Дом ветеранов.
9. Центр временного (дневного, ночного) пребывания и социального обслуживания.
10.Общественное объединение (организация, учреждение, фонд и т.д.).
Отчетная документация по практике:
По окончании любой практики студент сдает на кафедру следующую документацию:
№ п/п | Документ | Кто выполняет |
1. | Дневник прохождения практики | Отражается выполнение программы практики. Ведется в течение всего периода практики под контролем руководителя практики от организации |
2. | Письменный отчет о выполнении программы практики | Анализируется вся выполненная работа. Подписывается: - студентом, - непосредственным руководителем практики от организации, - утверждается руководителем (заместителем руководителя) организации |
3. | Отзыв руководителя практики от организации о работе студента | Оформляет в письменном виде непосредственный руководитель практики от базы практики |
Основная литература:
1. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др. ; под ред. Н.Ф. Басова. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2007. – 288 с.
2. Басов, Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста : учеб. пособие / Н.Ф Басов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 346 с.
3. Глоссарий социальной работы. Автор-составитель Е.И. Холостова. – М. : Дашков и Кº, 2006. – 220 с.
4. Кананоя, А. Основы социальной работы / А. Кананоя. – Петрозаводск : TACIS, 1999.
5. Козлов, А.А. Социальная работа за рубежом. Состояние, тенденции, перспективы / А.А. Козлов. – М., 1998.
6. Кравченко, А.И. Социальная работа : учеб. пособие / А.И. Кравченко. – М. : ТК Велби, Проспект, 2008. – 416 с.
7. Кунгурова, Н.И. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Минск : МФЦП, 2007. – 448 с.
8. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы : учеб. пособие / П.Д. Павленок. – 7-е изд., доп. – М. : Дашков и К°, 2007. – 476 с.
9. Положение о практике студентов, курсантов, слушателей (в ред. постановления Совмина от 04.08.2011 № 1049).
10. Социальная работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д : Феникс, 1999.
11. Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
12. Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
13. Фирсов, М.В. Технология социальной работы : учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М. : Академический Проект, 2007. – 432 с.
14. Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе / Е.И. Холостова. – 2-е изд. – М. : Дашков и К°, 2008. – 296 с.
15. Яцемирская, Р.С. Социальная геронтология (лекции) : учебное пособие для вузов / Р.С. Яцемирская. – М. : Академический Проект, 2006. – 320 с.
Дополнительная литература:
1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. – М., 1996.
2. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер / пер. с нем. – М. : Педагогика, 1991.
3. Воспитание и развитие детей в детском доме. – М., 1996.
4. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.
5. Дыскин, А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан / А.А. Дыскин, Э.И. Танюхина. – М., 1999.
6. Лабиринты одиночества / пер. с англ., сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М. : Прогресс, 1989.
7. Прихожин, А.М. Дети без семьи / А.М. Прихожин, Н.Н. Толстых. – М., 1990.
8. Прихожин, А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе / А.М. Прихожин. – М., 2000.
9. Пухальская, Б.М. Старость: популярный справочник / Б.М. Пухальская / пер. с польск. – М., 1996.
10. Смирнова, Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты / Е. Р. Смирнова. – Саратов, 1996.
11. Социальная работа: отечественная и зарубежная: в 2 т. – М., Тула, 1993.
12. Социальная работа с пожилыми / ред. сост. Т.Е. Демидова. – М., 1995.
13. Щеглова, С.Н. Социология детства / С.Н. Щеглова. – М. : Институт молодежи, 1996.
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»
______________ М.Э. Чесновский
«_____» ________________ 2011 г.
Регистрационный № УД-______/п.
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
для специальности:
1-86 01 01-01 Социальная работа (социально-педагогическая деятельность)
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
Л.А. Силюк,доцент кафедры социально-медицинских дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социально-медицинских дисциплин учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № 14 от 27.04.2011 г.)
Заведующий кафедрой | |||
З.Р. Железнякова | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Учебно-методической комиссией социально-педагогического факультета учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № 9 от 17.05.2011 г.)
Председатель | |||
Г.Н. Казаручик | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
Научно-методическим советом учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»
(протокол № ____ от ___________ 20__ г.)
Председатель | |||
С.Г. Рачевский | |||
(подпись) (И.О.Фамилия) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Производственная (социально-технологическая) практика является логическим продолжением учебной (ознакомительной, педагогической, социально-педагогической) и производственной (социально-культурной) практик.
Практика предусматривает: углубленное изучение системы специализированной социальной помощи и поддержки населению; освоение студентами должностных функций помощника специалиста социальной работы (помощника заведующего отделом); разработку и реализацию программ по оказанию социальной помощи конкретным клиентам; отработку общих и частных технологий социальной работы.
Прохождению практики предшествует изучение учебных курсов «Методология и методы исследования в социальной работе», «Теория социальной работы», «Методы и технологии социальной работы», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе», «Социальная работа в сообществах», «Профессиональное взаимодействие в социальной работе» и др., которые раскрывают направления, содержание, технологии социальной работы с различными категориями населения.
Цели практики:
– закрепить в производственных условиях знания и умения, полученные в процессе теоретического обучения;
– отработать профессиональные умения и навыки в ходе применения общих и частных технологий социальной работы;
– создать условия для личностного и профессионального развития студентов – будущих специалистов по социальной работе.
Задачи практики:
– апробировать, закрепить и развить теоретические знания в области технологии социальной работы;
– изучить систему специализированной социальной помощи и поддержки различным категориям населения;
– развить навыки самостоятельного научного анализа социальных факторов, обусловивших социальное неблагополучие различных категорий граждан;
– совершенствовать профессиональные умения и навыки по разработке социальных программ сопровождения клиентов в системе социального учреждения/организации;
– сформировать опыт профессионального взаимодействия и общения с клиентами, коллегами;
– научиться вырабатывать и принимать простейшие организационно-управленческие решения в рамках освоенной профессиональной роли;
– сформировать навыки самостоятельного анализа состояния социальной среды, проблемного поля клиента, диагностической, реабилитационной, профилактической, консультационной деятельности учреждения/организации.
Требования к профессиональным знаниям и умениям студента.
После прохождения практики студент должен:
знать:
• нормативно-правовые документы в области социального обслуживания населения;
• основные направления и специфику деятельности социального учреждения, в котором проводится практика;
• типологию и особенности клиентов социального учреждения;
• виды социального инструментария, используемого в деятельности социального учреждения;
• функциональные обязанности специалистов социальной работы в учреждении;
• особенности межведомственного сотрудничества в целях решения проблем клиентов.
уметь:
• наблюдать, анализировать информацию о деятельности социального учреждения;
• составлять индивидуальный план работы на период практики, планировать свою деятельность;
• собирать информацию о клиентах, проводить диагностирование и интерпретировать полученные результаты;
• осуществлять первичный прием клиента (под наблюдением супервизора);
• оказывать социальные услуги населению (социально-бытовые, социально-педагогические, консультационные и др.);
• составлять социальный паспорт микрорайона;
• работать с письмами и заявлениями клиентов;
• соблюдать этические нормы, регламентирующие взаимодействие специалиста социальной работы с клиентами и коллегами по работе;
• анализировать собственную деятельность во время практики;
• вести дневниковые записи.
Производственная (социально-технологическая) практика в соответствии с учебным планом проводится на IV курсе дневного отделения (7 семестр) в течение четырех недель
Этапы практики:
1 этап – подготовительный. Включает:
– участие студента в установочной конференции по практике;
– изучение программы производственной (социально-технологической) практики, учебной литературы с учетом специфики деятельности социального учреждения, темы курсовой работы и будущего дипломного исследования;
– проведение установочного совещания на объекте практики, закрепление студента за супервизором;
– знакомство с деятельностью социального учреждения;
– изучение документов, специфики социальной работы в учреждении, разработку индивидуального плана работы на период практики;
– оформление дневника по практике.
2 этап – деятельноcтный. Он направлен на выполнение функциональных обязанностей и индивидуальных производственных заданий, предложенных программой. Все задания распределены по темам и представляют собой «гибкую систему», которая позволяет их максимально адаптировать с учетом возможностей и особенностей социального учреждения/организации. Логика выполнения заданий по каждой теме предусматривает:
– изучение технологий социальной работы, используемых в деятельности учреждения (специалиста);
– наблюдение процедуры осуществления технологии социальной работы;
– разработку программы и подбор инструментария для реализации технологии социальной работы с учетом потребностей клиентов социального учреждения;
– непосредственное осуществление действий, операций, процедур технологического процесса;
– рефлексию собственного опыта деятельности;
– выполнение учебно-исследовательских заданий в соответствии с планом, разработанным совместно с руководителем курсовой работы;
– участие студента в мероприятиях, проводимых по плану социального учреждения;
– выполнение поручений руководителя учреждения (супервизора) с учетом реальных потребностей;
– взаимопосещение других баз практики студентов, совместное сотрудничество, обмен опытом в плане решения общих задач;
– встречи и беседы с супервизором, руководителем практики, предоставление им текущих отчетов;
– ежедневное оформление дневника практики.
3 этап – итоговый. На этом этапе:
– студент анализирует выполнение основной функциональной роли на практике (все материалы отражаются в дневнике практики);
– студент составляет письменный отчет о выполнении программы практики (подписывается студентом, непосредственным руководителем практики от организации и утверждается руководителем организации);
– студент сдает дифференцированный зачет руководителю практики от кафедры
– проводится итоговая конференция, на которой студенты представляют творческие отчеты, демонстрируют методические разработки, кино- фотоматериалы, подготовленные в процессе практики, готовят тематические выступления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Тема 1. Установочная конференция по практике
Задание 1. Примите участие в конференции, изучите программу производственной (социально-технологический) практики, познакомьтесь с местом ее проведения, супервизором. В дневнике практики зафиксируйте основные сведения о социальном учреждении.
Задание 2. Определите с научным руководителем план-задание по сбору материалов для курсовой работы.
Тема 2. Адаптация студента-практиканта в системе социального учреждения
Задание 3. Познакомьтесь с Положением, основными документами, регламентирующими деятельность социального учреждения, его целью, основными задачами, организационной структурой, обязанностями специалистов, функции которых предстоит выполнять в ходе практики, системой управления и финансирования.
В дневниковых записях опишите:
• цель, задачи учреждения, его структуру, кадровый потенциал;
• структуру управления учреждением, основные должностные инструкции и функциональные обязанности специалиста социальной работы,
• систему финансирования учреждения, смету расходов по статьям бюджета.
Задание 4. Изучите специфику социального учреждения: объекты социальной работы, содержание, ведущие направления деятельности, технологии, используемые в профессиональной деятельности (на организационно-управленческом уровне ив системе работы с клиентами).
В дневниковых записях представьте технологии социальной работы, их типологию. Осуществите экспертную оценку состояния материальной базы социального учреждения, обратив внимание на:
• месторасположение социального учреждения/организации, его доступность для клиентов;
• планировку помещений, их внутреннее состояние, расположение структурных подразделений, оснащенность мебелью, оргтехникой, связью и т.д.;
• дизайн помещения, особенности интерьера;
• наличие информационного обеспечения, систематизированных материалов по основным направлениям деятельности и т.д.
Задание 5. Составьте индивидуальный план собственной деятельности на период практики.