Осн. этапы развития управл. мысли в Украине.
Осн. этапы развития управл. мысли в Украине.
Условно можно выделить ряд перио дов эволюции практики и теории упр-я и упр-й мысли, имеющих свою спе цифику: 1. Упр-е на тер-и Укр с древ нейших времен до предпосылок возни кновения Киевской Руси – упр-е, как практика, появилось одновременно с прообразом некоего подобия орг-и, как осознанного объединения 2 и бо лее чел-к и к-я возникла, где обнаруже на необх-ть в коллективных действиях по достижению необх-й и желанной цели. «Первобытный менеджер»- силь ный и удачливый охотник, рыболов, воин. Общ-во в период рабовладельче ского строя начало раздел на тех, кто упр-ет и те, кем упр-ют. 2. «Повесть временных лет» - этот условный пери од охватывает историю возникнове ния предпосылок не т/о элементов нау чного упр-я на тер-и Укр на протяже нии 10 веков, включает эпоху возник новения феодализма, появление обра зования Киевской Руси. «Русская прав да» - прослеживается упр-я иерархия того времени: лучшие и худшие люди. Упр-е ф-и сводились к уст-ю дани, ее виду, что влияло на произв-ю деят-ть. Особую роль играло казачество – Запо рожская Сечь, в к-й образовалось свое образное военное и соц.поселение. 3. Деятели Сковорода и Сперанский свя зывают период с деят-тью многих тео ретиков и практиков упр-я. Так, польс ким теоретиком науки об образовании читались 1 лекции во Львовском поли техническом институте, что было 1 со бытием в этом роде не т/о в Европе. Издавались сборники переводов о нау чном М-те. 4. В 1 годы советской влас ти возобновились иссл-я в области уп р-я. 20 г.г. 2 основные концепции упр-я: орг-техническая и соц-я; 30 г.г. –20 журналов, связ-х с проблемами упр-я и орг-и произ-ва. Вклад в развитие теории и практики упр-я внесли Бухарин, Бубнов, Владимирский и др. 5. С 1985 г. и по наст.время – попытка кар динально перестроить механизм упр-я в направлении перехода к эф-м, эк-м методам хоз-я, имеющим совр.содер жание. Для Укр на со временном эта пе вопрос форм-я совр.М-та – вопрос создания нормальной, работоспособ ной, эф-й системы упр-я в гос-ве.
Интегрированные подходы в менеджменте.
1. Процессный подход закл-ся в осоз нании М-ром необх-ти интегрировать все виды упр.деят-ти в единую сов-ть логически связ-х м/у собой действий, напр-х на достижение поставленных перед орг-й целей. Для этого процесс упр-я, к-й осущ-ся в орг-и д/ен отвеча ть хар-м: непрерывность – упр-е д/б напр-но на достижение единой цели и выполнение соотв-х произв-х заданий; неравномерность – отражает неодноро дную скорость осущ-я упр.процесса на разл.его стадиях; цикличность– пос лед-ть выполнения ф-ций М-та форм-ет упр-й цикл, нарушение к-го снижа ет эф-ть; послед-ть – подчеркивает це лесообразность поддержания уст-й Фа йолем цикличности; изменчивость – необх-ть адекватного реагирования на влияние окр.среды, изменяет хар-р уп р.деят-ти; постоянство –обесп-ся инди в-й упр-й технологией, к-я форм-ся в рамках каждой орг-и и позволяет осу щ-ть упр. деят-ть без хаоса. То подход объединяет ф-ции М-та, объединяя их в единую логическую послед-ть, напр-ю на достижение орг-х целей. Преимуществом системного подхода явл-ся предст-е орг-и объекта упр-я в кач-ве абстрактной системы, элементы к-й взаимосвязаны и сп-ют достижению целей системы. Теоретиками подхода считают: Блауберга, Лоуренса, Дружинина и Ченблера, к-е в нач.20 в разра ботали теорию систем. Традиционны ми элементами хоз.системы в М-те сч-ся структура орг-и, задания перед ней, технология их осущ-я, необх-е ресур сы и П-л. Представление о взаимод-и элементов сущ-но расширилось после того, как ученые доказали, что систе ма орг-и взаимод-ет с вн.средой. Сущ-ть подхода в том, что он дает Мрам возм-ть рассм-ть орг-ю как открытую систему, функц-ю во взаимосвязи сос тавляющих ее элементов, продуктив ность работы к-й следует повышать в комплексе.Ситуационный подход да ет возм-ть М-рам в процессе принятия упр-х решений исходить не т/о из осо бенностей конкретного П, но и из во зникшей ситуации. Факторы, обусло вившие форм-е ситуационного подхо да: масштабы орг-и; рутинный х-р про изв-ва – сп-ет форм-ю упр-х техноло гий, форм-е к-х не всегда соотв-ет те ории; неопр-ть окр.среды; индив-е от личия орг-и. То подход концентриру ется на ситуационных отличиях м/у ор г-ми и подразделениями их составляю щими, заставляя М-ров адаптировать теоретические концепции и методы конкретной ситуации.
Осн. этапы ЖЦ орг-ции.
Амер.ученые Кимберли, Майерс изу чая действия объективных законов на ф-ние орг-и пришли к выводу, что орг -и в процессе ф-ния проходят несколь ко этапов. В ЖЦ выделяют этапы: 1. рождение, основание – для основания орг-и необх-мо благоприятное сочета ние факторов: наличие своб.ресурсов; благопр.закон-ная политика; полит.ста бильность; культура потребления в об щ-ве. Т.о. рождение орг-и происходит в тесной взаимосвязи с усл-ми окр.сре ды. Рождение орг-и – процесс созда ния функц-го организма, к-й на «вхо де» получает ресурсы из вн.среды и обесп-ет полож.рез-т необх-й для удов л-я потребностей чел-ка и общ-ва; 2. преобразование – орг-и приспосабли ваются к окр.среде, приобретая отлич. черты, хар-е для данного вида бизне са. Вступая в цикл естеств.отбора мно гие из них погибают из-за несп-ти най ти или создать рын.нишу в среде свое го окружения.Если орг-я прошла естес тв.отбор, она вступает в конкур.борь бу за сущ-е, для защиты своих пози ций в окр.среде применяются подхо ды: обесп-е преимуществ роста; усиле ние конкурентосп-ти путем рац-ции опер.системы; создание в окр.среде зо ны б/п путем закл-я долгоср.догово ров с предст-ми окр.среды; создание возм-ей для гибкого реагирования пу тем ↑ квалиф-ции упр.П-ла. Приобре тая необх-е навыки для выживания в своей конк-ой среде орг-я начинает пе редавать компетенцию след.поколени ям его участников; 3. отмирание – процесс начинается с сущ-го или абсо л. ↓ ресурсной базы орг-и в теч.конкр. периода времени, согласно закона са мосохранения орг-и, ↓ ресурсного по тенциала связано с влиянием разруша ющего возд-я окр.среды. Изучая пери од отмирания амер.ученые выделили 5 стадий этапа: ослепление – необх-ма достоверная инфо; бездействие – при нимать надлежащие меры; ошибочное действие – меры д/б решительными и эф-ми; кризис – эф-я реорг-я (смена формы собств-ти, изменение номенк латуры товаров и др.); распад, банкрот ство. ТО, ЖЦ орг-и – эволюционно-сложившиеся и факт.устоявшиеся пос лед-ти объективно неизбежных преоб разований на протяжении всего перио да сущ-я орг-и.
Класс-ция орг-ций.
Орг-я – сов-ть людей или групп, деят-ть к-х объединена для достижения об щей цели на основе опр.правил и про цедур, разделения труда и обяз-ей. Клас-ция орг-й – система соподчинен ных понятий, к-я исп-ся для уст-я свя зей м/у разл.орг-ми. В М-те класс-ю орг-й проводят на основе признаков: 1. по кол-ву целей: простые (1 цель); сложные (комплекс взаимосвяз-х це лей); 2. по величине: мелкие, средние, крупные. Так, для пром-ти и строите льства малой считается орг-я до 200 чел-к; др.видов произв-й деят-ти – до 50. 3. по способу и цели создания: фо рмальные (орг-и, имеющие регламен тированные цели, формализованные правила, ст руктуру и связи, все орг-и бизнеса, гос.власти, м/н институты); неформальные (орг-и, работающие без четко уст-х целей, правил и структур, относят: семью, дружеские связи и др. неформальные отношения; 4. по юр. статусу: юр-е / неюр-е лица. Юр.лицо – объединение физ.лиц и капиталов, к-е наделены принадлежащими правами и обяз-ми и несут имущественную от вет-ть; 5. по хар-ру адаптации к пере менам: механистические (бюрократи ческие); органистические; 6. по хар-ру ПД: промышленные, торговые, страхо вые, фин-е, инжиниринговые (разрабо тка и внедрение инноваций); аудиторс кие, консалтинговые.
Внешняя среда орг-ции.
Вн. среда – сов-ть переменных, к-е находятся за границами орг-и и не явл -ся сферой воздействия со стороны М-ра. Данная сов-ть делится на 2 груп пы: факторы прямого и косвенного во зд-я. Факторы прямого возд-я– те си лы вн.среды, к-е активно м/т возд-ть на функц-е орг-и (конкуренты; постав щики, потребители, посредники и др.) Базовые факторы прямого возд-я: пот ребитель – осн.сила, возд-я на орг-ю произ-ва и обусл-щая прибыль орг-и в усл-х рын.эк-ки. Орг-я не имеет влия ния на клиента (зап рещено законом), но оказывает влияние на форм-е куль туры потребления в общ-ве; поставщи ки – фактические владельцы источни ков ресурсов, необх-х орг-и для осущ-я ее деят-ти (материалы, оборудова ние, капитал и др.; инвесторы – все физ-е / юр-е лица, осущ-е прямые ин вестиции в развитие конкр.орг-и, к-я берет на себя ответ-ть выплачивать ди виденды; гос-во – каждая орг-я имеет опр-й прав.статус, к-й обусл-ет возм-ти ее хоз.деят-ти и уровень налогооб ложения; гос.органы обесп-ют прину дительное выполнение законов в рам ках компетенции; конкуренты – хоз.су бъекты, занимающиеся анал-м видом деят-ти на том же рынке. Факторы ко свенного возд-я:силы формирующие перспективы развития орг-и, тек.тенде нции хоз.деят-ти, проблемы и конъюн ктуру. Их влияние замедлено во време ни и проявляется с опозданием: 1. в состоянии эк-ки – хар-ет общий урове нь развития нац.эк-ки, возд-ет на ст-ть ресурсов, к-е исп-ся в произв-ве и уро вень платежесп-ти населения; 2. урове нь техн.развития – возд-е на эф-ть про из-ва и сбыта, скорость морального износа оборудования и конечного про дукта и обусл-ет ожидания потреб-ей; 3. социо-культурные – жизненные цен ности и традиции общ-ва, прав.этика ведения бизнеса, распр-е коррупции; 4. пол-е – действие закона, гарантии прав и свобод граждан, пол-я стабиль ность, хар-р соц.льгот, таможенная по шлина, гос.регул-е цен.Хар-ки факто ров:1. взаимозав-ть всех факторов окр.среды; 2.сложность вн.среды под разумевает б.кол-во факторов, к-е не обх-мо учитывать при форм-и упр-го решения; 3. подвижность факторов вн. среды – скорость происходящих в ней изменений; 4. неопр-ть, связ-я с огра ниченностью доступной инфо.
Внутр. среда орг-ции.
Внутр.среда зависит от внешней, пред ставляя собой ее орг-ю составляю щую. Любая орг-я для своей деят-ти получает ресурсы из вн.среды и пред лагает ей ее рез-ты. Внутр.среда форм -ся под влиянием факторов:1. цели орг-и–конкр.конечное состояние / ожи даемый рез-т деят-ти орг-и; 2. структу ра орг-и – логические взаимоотноше ния уровней упр-я и функц-х облас тей, по строенные в форме позволяю щей эф-но достигать целей упр-я; 3. задания – виды работ, к-е необх-мо вы полнить в опр-е время, опр-м образом. Делят на 3 группы: работа с людьми, предметом, инфо; 4. технология – спо соб трансформирования сырья в проду кты и услуги, ожидаемые рынком. Де лят: мелкосерийное; массовое и непре рывное произв-во; 5. раб-ки (П-л) – ве дущий фактор внутр.среды орг-и, роль к-го обусл-на квалификацией, обосно ванием,одаренностью,моралью людей, принятую в орг-ю для работы; 6. ресу рсы – вспом-е , прир-е, матер-е ценнос ти, необх-е для создания товаров (ус луг) на основе опр.технологии. Виды: труд-е, матер-е (сырье, полуфабрика ты, материалы, комплектующие), фин. ресурсы – собств-е, кредитные, инвест -е; информ-е – Марк-вый анализ, биз нес-план, тек.и итоговая отчетность; энергетические–горюче-смазочные ма териалы, уголь. Все внутр.переменные взаимосвязаны, изменение 1 фактора влечет изменение в оставшихся. Внут р.среда орг-и форм-ся под возд-м вн-й, оказывая влияние на происходящие в орг-и процессе.
Класс-ция целей орг-ции.
Цели –конкретизация миссии орг-и в форме доступной для упр-я процессом их реал-и. Требования к выделению целей:четкие врем.рамки, на к-е уст-ся цели; конкр.содержание и реальная достижимость; непротиворечивость и согласованность с др.целями, ресурса ми, выделенными для их достижения; адресность (кто, когда, где) и возм-ть контроля в ходе реал-и цели. Класс-ция целей:1. по периоду времени: ст рат-е – уст-ся на длит.период – 3-10 лет; такт-е – до 3 лет, осущ-ся конкре тизация план.заданий, получающих ко л-е и кач-е измерение; опер-е – детали зация страт-х и такт-х целей до уровня задач, к-е д/ы решать конкр.исп-ли в своей повседневной работе не б.года; 2. по содержанию: эк-е – отражаются в план-х, фин-х показателях; соц-е – интересы руков-ва орг-и и раб-ков в отношении др/др; орг-е – структурные изменения, необх-е для достижения эк -х целей; научно-техн-е – преобразова ния в сфере технологий, применяемых в орг-и; 3. по значимости: особоприо ритетные – обесп-ют реал-ю миссии; приоритетные – стабильность работы орг-и; остальные – требуют регулярно го контроля руков-ва;4.по повторяемо сти: постоянные, периодически-повто ряющиеся, новые; 5. по отношению к деловой среде: внутренние; цели орг-и в отношении ее дел.среды; 6. по струк т.подразделениям орг-и: орг-и в це лом; цели структ.подразделений; функ ц-х подразделений; 7. по стадии ЖЦ: цели создания; преобразований; завер шающие. Дерево целей –методика построения упорядоченной иерархии целей орг-и, для чего осущ-ся послед-е распр-е гл.цели на подцели: 1. общая цель, находящаяся на вершине д/а со держать описание конкр.рез-та; 2. реа л-я целей каждого послед.уровня явл-ся необх-м и достаточным усл-м для достижения целей предыд.уровня; 3. при формулировке целей любого уров ня необх-мо описывать желаемый рез-т; 4. подцели каждого уровня д/б неза в-мы друг от друга; 5. фундамент д/ы составлять задачи, отражающие фор мулировку работ, к-е м/б выполнены в опр-е время уст-м способом.
Класс-ция ОСУ.
Орг.структура управления (ОСУ) - 1 из ключевых понятий М-та, тесно связ -е с целями, ф-ми, процессом упр-я, работой М-ров и распр-ем м/у ними полномочий; сов-ть упр-х звеньев, ра спол-х в строгой соподчиненности и обесп-щих взаимосвязь м/у упр-щей и упр-мой системами.Клас-ция ОСУ : 1. линейные - 1из простейших ОСУ, хар-ся тем, что во главе каждого стру кт.подразделения находится руков-ль – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осущ-й единолич ное руков-во подчиненными ему раб -ми и сосредотачивающий в своих ру ках все ф-и упр-я; 2.функциональные –осущ-ся сов-тью подразделений, спе циализированных на выполнении кон кр.видов работ,необх-х для принятия решений в системе линейного упр-я.При функциональной структуре на иб.полно раскрываются возм-ти разде ления труда: каждый имеет свои зада чи, права и обяз-ти, несет ответ-ть; 3. комбинированные: линейно-штабные; линейно-функциональные; рациональ ная бюрократия (бюрократические и дивизиональные: потребительская, тер -ная, продуктовая); адаптивные (мат ричные, проектные, программно-целе вые, координационные); конгламерат ные. То, многолетний опыт примене ния тех или др.типов ОСУ СО показы вает, что ни 1 из известных структур не м/б признана самой лучшей и уни версальной – у каждой есть достоинст ва и недостатки; ОСУ для конкр.П имеет специфическую форму, в к-й сочетаются элементы нескольких ти пов структур.
Клас-я видов контроля.
Контроль –вид упр.деят-ти, с помо щью к-го руков-во орг-и опр-ет наско лько правильны его упр.решения и не обх-ть осущ-я опр.корректив. Изуче ние лит-ных источников позволяет класс-ть ф-цию контроля по призна кам: содержанию, функц-м подсисте мам, периодичности, уровню центра лизации упр-я. 1. в зав-ти от ОСУ П функц-е области:финансы, затраты, произв-во, П-л, М-нг, сбыт, техн.исп равность; 2. по периодам К:страт-й – ставит задачу оценки и регул-я деят-ти П с позиции выполнения им дол госр.планов и регул-я отношений с вн. средой, сч-ся наиб.сложным, т.к. зави сит от вн.среды; такт-й – осущ-ся как в целом по орг-и, так и по ее ключ.под разделениям,охватывая показатели, от ражающие состояние внутр.среды: ре сурсы, структуру, корпор.культуру. Гл.задача: своевр.выявление от станда ртов отклонений и целевых установок, осущ-е коррект-х мер; оперативный – контроль выполнения работ и мето дов, исп-х для произв-ва товаров и ус луг, выполнение всех видов процессов в орг-и. Имеет 3 подвида: предварте льный – осущ-ся до факт-го начала ра бот по всем видам ресурсов, необх-х для произв.деят-ти, направлен на мах соотв-е входящих ресурсов заплан-м рез-м; текущий – осущ-ся по ходу вы полнения всех этапов и процедур, ос новных и вспом-х процессов, прохо дящих в орг-и, позволяет своевр.уст-ть причины возникших осложнений и мин-ть возможные потери; закл-ный –контроль кач-ва товаров и услуг, полу ч-х путем сравнения с принятыми ста ндартами – обесп-ет руково-во инфо для план-я этих видов работ в буду щем; По уровню централизации упр -я:централ-й – признаки: наличие спе ц.контрольных служб, исп-е строгих правил, инструкций, нормативов, зак рытость инфо о рез-х К; децентрал-й – основывается на соц.нормах, тради циях, корпор.культуре, концентрация внимания на самоК и К внутри подра зделения, к-й осущ-ся на основах соц. взаимод-я, прозрачность инфо о це лях, способах и сроках проведения К, обесп-е 2-стор.влияния на процесс К. ТО, критерии класс-ции видов К гово рят о непоср-й взаимосвязи ф-ций пла н-я и К, зав-ти видов упр-й деят-ти от применяемого способа К-го возд-я.
Стили руководства.
Типовые стили руководства- модели, где собраны опр.черты стиля. Различа ют 3 типовых индив-х стиля руков-ва: 1.Авторитарный: преимущественное исп-е командных методов упр-я, орие нтация на задачу или на себя, центра лизация полномочий, подавление ини циативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей во ли, минимальное информ-е, малая гла сность, предпочтение наказаниям, уст ранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, не выдержанность. 2.Демократический: упор на соц-псих-е и эк-е моменты уп р-я, ориентация на чел-ка, делегирова ние полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нра вственность, широкая гласность, пол ное информ-е, предпочтение поощре ниям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелатель ность, вежливость. 3.Пассивный – хар -е черты - бессистемность в методах, ориентировка на себя, не исп-е полно мочий, самотек в орг-и дел, бесконт рольность подчиненных, уход от ПР, исп-е коллегиальности для уклонения от ответ-ти, бессистемность стимул-я, безразличие к критике, отсутствие за боты о персонале.
Теории лидерства (ТЛ).
Лидерство (Л)- процесс влияния на индивидуумов / групп лиц для дости жения поставл.целей. Общепринятые ТЛ: Теория лидерских черт– осн-е внимание уделяется не личным кач-м, а навыкам связ-м с работой. Группо вая теория лидерства –основывают ся на идеях соц.психологии.Для достижения групповых целей д/н сущ-ть полож-й обмен м/у лидером и его послед-ми.Ситуационная ТЛ–охваты вает стиль лидерства в благопр.ситуа ции. Ситуация благоприятна для Лиде ра если высоки показатели: взаимод-е м/у лидером и членами группы; степе нь структурирования задачи; позицио нная власть лидера, опр-мая его фор мальными полномочиями. ТЛ «путь - цель» - пытается объяснить влияние, к-е оказ-ет поведение лидера на моти вацию его подчиненных, их удовле-ть и деят-ть;.Теории харизматического лидера - предсказывает, что харизма тический лидер, оказ-я возд-е на своих подчинённых, м/т добиться от них де ят-ти, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его мис сии. Теория преобразующего лидерст ва. Опр-е харизматических хар-к Лиде ров м/т оказаться особенно важным в усл-х преобразования традиц.спосо бов реал-и лидерства в орг-и для ада птации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений стал объектом изучения харизматического лидерства..Теории соц.научения – поз волила сформу-ть общую концептуаль ную основу для описания орг.поведе ния, она м/т помочь в создании непре рывного взаимод-я м/у лидером, окру жением и поведением. Заменители лидерства - делают лидера не просто не нужным, но даже лишним, а также нейтрализаторы, к-е не позволяют ли деру исп-ть опр.формы поведения или нейтрализуют его.
Формы власти руков-ля.
Власть –к-лповедение человека, стре мящегося изменить поведение, отно шение и чувства др.человека через просьбу, угрозу, приказ. Для того, что влияние было результативным, руков-ль использовал власть. Власть – возм-ть влиять на поведение др.людей. Об ладать властью – значит, уметь оказы вать влияние на людей, целенаправлен но изменяя поведение и отношение чел-ка или группы людей. Формы власти: утилитарная – воздействие посредством сильных мотивов; закон ная – исполните ль верит, что влияю щий имеет право отдавать указания, а его долг – строго их выполнять; объе диненная – власть группы. Вариации власти: власть, основанная на принуж дении; на вознаграждении. Типы вла сти: экспертная – эксперт в обл.зна ний; законная – чел.свыше поставлен ный; власть примера – харизматичес кая.
Осн. типы произв. систем.
Вся сов-ть формальный орг-й сосре доточена в 4 осн.секторах произв-ва. Произв.сектор – сов-ть отраслей про изв-ва однородных по содержанию те хнол.цикла. В нар.хоз-ве страны выде ляют произв.секторы: 1. отрасли пер вичного цикла – занимаются добычей сырья, включают П и орг-и сельского и лесного хоз-в, рыбное хоз-во, добы вающие отрасли, гидро-, гелио-, ветро электростанции; 2. вторичного цикла – П и орг-и обрабатывающей промы шл-ти (легкая, пищевая, химическая – т.е. с исп-ем технологий); 3. третич ного цикла – П и орг-и, оказ-щие услу ги, необх-е для норм.жизнедеят-ти пе рвых 2 отраслей (банки, страх.компа нии, образовательные учреждения, то рговля, П сферы культуры и спорта, отдыха и развлечения); 4. сектор – информ.технологии.
Осн. этапы развития управл. мысли в Украине.
Условно можно выделить ряд перио дов эволюции практики и теории упр-я и упр-й мысли, имеющих свою спе цифику: 1. Упр-е на тер-и Укр с древ нейших времен до предпосылок возни кновения Киевской Руси – упр-е, как практика, появилось одновременно с прообразом некоего подобия орг-и, как осознанного объединения 2 и бо лее чел-к и к-я возникла, где обнаруже на необх-ть в коллективных действиях по достижению необх-й и желанной цели. «Первобытный менеджер»- силь ный и удачливый охотник, рыболов, воин. Общ-во в период рабовладельче ского строя начало раздел на тех, кто упр-ет и те, кем упр-ют. 2. «Повесть временных лет» - этот условный пери од охватывает историю возникнове ния предпосылок не т/о элементов нау чного упр-я на тер-и Укр на протяже нии 10 веков, включает эпоху возник новения феодализма, появление обра зования Киевской Руси. «Русская прав да» - прослеживается упр-я иерархия того времени: лучшие и худшие люди. Упр-е ф-и сводились к уст-ю дани, ее виду, что влияло на произв-ю деят-ть. Особую роль играло казачество – Запо рожская Сечь, в к-й образовалось свое образное военное и соц.поселение. 3. Деятели Сковорода и Сперанский свя зывают период с деят-тью многих тео ретиков и практиков упр-я. Так, польс ким теоретиком науки об образовании читались 1 лекции во Львовском поли техническом институте, что было 1 со бытием в этом роде не т/о в Европе. Издавались сборники переводов о нау чном М-те. 4. В 1 годы советской влас ти возобновились иссл-я в области уп р-я. 20 г.г. 2 основные концепции упр-я: орг-техническая и соц-я; 30 г.г. –20 журналов, связ-х с проблемами упр-я и орг-и произ-ва. Вклад в развитие теории и практики упр-я внесли Бухарин, Бубнов, Владимирский и др. 5. С 1985 г. и по наст.время – попытка кар динально перестроить механизм упр-я в направлении перехода к эф-м, эк-м методам хоз-я, имеющим совр.содер жание. Для Укр на со временном эта пе вопрос форм-я совр.М-та – вопрос создания нормальной, работоспособ ной, эф-й системы упр-я в гос-ве.