Технологическая карта «Научно-педагогической практика»

Студент____________________________________________________________

Факультет ____________________________________________________________

Направление050400.68 Психолого-педагогическое образование

Профиль / Магистерская программа«Педагогика и психология воспитания»

___________________________________________________

Курс____________________________________________________________

Группа____________________________________________________________

Наименование дисциплины / курса
Количество зачетных единиц / кредитов  
Виды учебной деятельности студентов Форма отчетности Баллы (максимум) Сроки сдачи Получен-ный балл Подпись преподавателя
Текущая аттестация
 
Интеллектуально-аналитическая Рецензирование РУП Обзор учебно-методической литературы Обзор книжных новинок и периодических изданий  
Научно-методическая Разработка отдельных разделов РУП Подбор содержания, средств, методов для проведения различных форм учебных занятий Учебно-методические рекомендации.
Коммуникативно-рефлексивная Участие в профессиональных дискуссиях на методологических семинарах и методических объединениях кафедры. Презентация отчета практики
Контрольно-оценочная Анализ проведенных магистрантом учебных занятий. Итоговый отчет по практике.
Учебно - педагогическая Проведение учебных занятий ( лекции, семинарско-практические)
Всего в ходе текущей аттестации:
Итого по дисциплине:
                 

Технологическая карта выдана

«____» _____________ 20___ г.

Преподаватель:

Студент __________________________________/______________________

ФИО студента Подпись

Технологическая карта преподавателя

Технологическая карта дисциплины «Научно-педагогическая практика»

Преподаватель (-и)старший преподаватель кафедры психологииМохова Ю.А.

(уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О)

Уровень / ступень

образования с указанием

шифра, названия050400.68 Психолого-педагогическое образование

Направления

И профиля,

Магистерской программы

«Педагогика и психология воспитания»

Наименование

дисциплины / курса«Научно-педагогическая практика» ________

Количество зачетных

Единиц / кредитов

Код формируемой компетенции Виды учебной деятельности студентов Продукт текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Баллы (максимум)
Текущая аттестация
       
ПКНМ 8 ПКНМ 10 Интеллектуально-аналитическая Рецензирование РУП Обзор учебно-методической литературы Обзор книжных новинок и периодических изданий   Внеаудиторная, аудиторная
ОК 3 ОПК 9 ПКНМ 7 ПКНМ 2 ПКНМ 5 Научно-методическая Разработка отдельных разделов РУП Подбор содержания, средств, методов для проведения различных форм учебных занятий Учебно-методические рекомендации. Аудиторная, внеаудиторная
ОК 4 ОК 7 ОК 8 ОК 10 ОПК 9 ПКНМ 4 ПКНМ 3 ПКНМ 6 Коммуникативно-рефлексивная Участие в профессиональных дискуссиях на методологических семинарах и методических объединениях кафедры. Презентация отчета практики аудиторная
ПКНМ 9 Контрольно-оценочная Анализ проведенных магистрантом учебных занятий. Итоговый отчет по практике. Внеаудиторная, аудиторная
ОК 8, ОК 10, ПКНН 4, 5. Учебно - педагогическая Проведение учебных занятий ( лекции, семинарско-практические) Аудиторная
Всего в ходе текущей аттестации:
Итого по дисциплине:

Карта баз практик



Место проведения практики (маршруты практики) Реквизиты и сроки действия договоров (номер, сроки действия; организация, с которой заключён договор)
   
   

4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» в программе практик предусмотрено использование таких образовательных технологий, как технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, компьютеризированного обучения, а также в соответствии с п. 7.3. и п. 7.12 реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм, которые предлагаем использовать на индивидуальных и групповых консультационных занятиях, а так же при проведении установочной и итоговой конференциях.

В основу проведения практики возможно положить модель развивающего обучения, способствующая становлению научно-педагогической деятельности магистра. В качестве одного из ведущих методов можно использовать развивающий диалог как метод проблемно-постановочного обучения. Исследование психологических и педагогических проблем в диалоге, поиск точек их противоречия, их вскрытие позволяют разрешить ее.

Указанные технологии в сочетании с активными и интерактивными формами взаимодействия магистранта и научного руководителя способствуют решению задачи формирования и развития исследовательских, профессиональных умений и навыков как основы профессиональной компетентности.

Руководитель практики обязаны провести установочную и итоговую конференции, где рекомендуется использование информационных технологий, мультимедийных проекторов для презентации материалов. Если необходимо, руководители могут организовывать и промежуточную конференцию.

Преподавателю рекомендуется провести коллоквиум, в рамках которого магистранты смогут показать свой уровень знаний по курсу « Методика преподавания психологии», а также по курсу «Психология и педагогика высшей школы». При этом, преподавателю необходимо сделать акцент на особенностях организации и методике преподавания психологии на различных видах учебных занятиях, показать роль и место использования интерактивных методов обучения, а также сделать акцент на специфике предмета «Психология», в рамках преподавания которого, преподавателю необходимо постоянно показывать, как получаемые знания соотносятся с реальной жизнью слушателей и как их возможно применить.

Знакомство с нормативными документами, структурой УМК и РУП необходимо организовать в коллективной форме, а все последующие виды деятельности студента (подготовка к лекционным и семинарским занятиям и прочее) рекомендуется сопровождать в индивидуальной форме.

В рамках научно-педагогической практики предусмотрены встречи магистрантов на разных этапах исследования с профессорско-преподавательским составом кафедры, а также посещение магистрами лекций и семинаров, проводимых профессорско-преподавательским составом.

5. Методические рекомендации (материалы) для студента. Методическое сопровождение и обеспечение практики.

В первые дни практики магистр должен составить индивидуальный план практики, который он обязан согласовать с руководителем практики.

На протяжении всей практики магистр ведет дневник практики, в котором ежедневно отмечает выполненные им виды деятельности и потраченные на это часы.

Выходя на практики, магистры должны самостоятельно изучить теоретический материал по курсу «Методика преподавания психологии». Рекомендуется при подготовке использовать следующие источники:

1. Карандашев, Виктор Николаевич. Методика преподавания психологии : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / В. Н. Карандашев. - СПб. : Питер , 2007, 2009. - 249 с.

2. Ляудис, Валентина Яковлевна. Методика преподавания психологии : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по напр. и спец. психологии / В. Я. Ляудис. - 5-е изд. - СПб. : Питер , 2007. - 192 с.

3. Смирнов, Сергей Дмитриевич. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие для студ вузов, обуч. по направлению "Психология" / С. Д. Смирнов. - 4-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2009. - 394 с.

Магистр обязан посещать учебные занятия (не менее 5), проводимые однокурсниками и анализировать их вместе с руководителем в малых группах.

В период прохождения практики магистр должен принять участие в подготовке и

проведении методологического семинара на кафедре. При подготовке важно ориентироваться на предложенные по теме источники, а также необходимо вскрыть противоречивые моменты, актуальность изучения, возможности использования материалов методологического семинара в учебном процессе.

Ознакомившись со структурой УМК и РУП, магистр разрабатывает новые РУП или УМК по дисциплинам, представляющим интерес кафедры, на которой магистр проходит практику.

Проводя учебные занятия, магистр должен продемонстрировать использование новейших знаний и достижений психологии, а также применять интерактивные методы обучения и ИТ. Два учебных занятия (на выбор магистранта) должны быть открытыми, и их оценка влияет на итоговую отметку за прохождение практики.

Оценивая педагогическую деятельность магистранта руководитель ориентируется на следующие критерии (критерии оценивания и анализа проведения лекций и семинаров необходимо учитывать при посещении и анализе учебного занятия однокурсников):

1. Качество проведения занятий в соответствии со следующими требованиями.

ЛЕКЦИИ:

1) Отбор учебного материала в соответствии с целью и темой.

2) Новизна предлагаемого материала.

3) Обеспечение научности изложенного материала.

4) Реализация межпредметных связей.

5) Педагогическая культура.

6) Артистичность, эмоциональность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

7) Нравственные аспекты занятия, воспитывающий характер обучения.

8) Реализация общечеловеческих ценностей через содержание и формы организации занятий.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1) Определение целей занятий, отбор учебного материала.

2) Разнообразие и выбор форм, методов и средств взаимодействия преподавателя с учащимися (студентами).

3) Обеспечение положительной мотивации учебной деятельности.

4) Актуализация опорных знаний учащихся.

5) Развитие познавательной самостоятельности.

6) Использование дифференцированного подхода на основе принципов педагогики сотрудничества.

7) Оценка стиля коммуникативной деятельности преподавателя.

8) Оценка знаний учащихся и студентов.

9) Использование нетрадиционных форм обучения.

10) Неординарность и глубина педагогического мышления, творческое отношение к делу.

2. Своевременное предоставление руководителю методических разработок занятий

3. Регулярное посещение консультаций руководителя на факультете

4. Степень активности студента во время педагогической практики

5. Наличие открытых занятий.

6. Количество проведенных занятий.

7. Своевременность и качество оформления документов (срок сдачи - за неделю до итоговой конференции).

8. Посещение конференций по педагогической практике.

9. Степень выполнения задач, поставленных в начале практики

По итогам прохождения практики проводится заключительная конференция, где магистранты кратко излагают отчет о прохождении практики, представляют собственные наработки для «методической копилки» кафедры, демонстрируют фрагменты использования информационных технологий в обучении. Также зачитываются отзывы научных руководителей о работе магистрантов на НПП. Обсуждаются предложения об усовершенствовании проведения и содержания НПП.

Тезаурус: методика преподавания психологии; формы, средства и методы обучения; лекция; семинар; практическое занятие; РУП; УМК; контрольно-измерительные материалы; тест; ИТ; интерактивные мотоды обучения; психологический анализ учебного занятия; педагогические способности, педагогический такт.

Аттестационные материалы

По итогам практики выставляется дифференцированный зачет на основании полного пакета отчетной документации и своевременности его подачи руководителю.

Список отчетных документов:

1. Анализ учебного занятия магистранта.

2. Рецензия на РУП кафедры.

3. Обновление списка литературы и интернет источников РУП (включая периодические издания и интернет ресурсы).

4. Разработка тестовых заданий или контрольных работ по 1-2 темам РУП.

5. Материалы по проведению занятий (2 лекции и 2 семинарских/ практических занятия) с использованием инновационных технологий, интерактивных методов обучения и анализ своей педагогической деятельности. Учебно-методические рекомендации к проведению занятий по заданной теме.

6. Пакет диагностических методик с их описанием, текстом, и ключом для обработки. Обоснование использование методики в той или иной теме РУП.

7. Пакет психологических задач и заданий по 1-2 темам РУП.

При оценке работы магистранта в период практики научный руководитель исходит из следующих критериев:

● общая систематичность и ответственность работы в ходе практики;

● степень личного участия, самостоятельности и инициативности магистранта;

● качество подготовки и проведения занятий;

● уровень профессиональной культуры и этики;

● своевременная подготовка документов отчетности;

качество оформления и содержательная полнота отчетных документов

Отчет магистр предоставляет руководителю на кафедру не позднее 2 дней с момента окончания практики. Отчет выполняется в соответствии с требования на сброшюрованной бумаге формата А4.

Приложение

Индивидуальный план работы магистранта на научно-педагогической практике

Ддата Ввремя Мместо Тема занятия, вид деятельности, прочее… Слушатели Отметка о выполнении Подись руководителя
12.02 15.30-17.05 Установочная конференция 4 курс ф-та психологии ОмГУ    
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

График составлен «__»________20… г.

Подпись руководителя___________________

Примечание: заполняются все дни прохождения педагогической практики (включая субботы) с 9.00 до 15.00 (с 8.00, если в это время занятия по расписанию базы практики). Указывается время начала и окончания занятия, место – номер аудитории ,

Приложение 2

Макет дневника практики

Дата Виды деятельности Количество часов Подпись руководителя
12.02.08 Установочная конференция
     
     
     
     
     
     
     
  Итоговая конференция
Итого    

Наши рекомендации