Социально-экономические методы социальной работы
Развитие человеческой цивилизации всегда определялось технологией. Прогресс человечества выражался в стремительном развитии технологий мировой экономики. Так, за минувшее столетие скорость перемещения человека на планете возросла в сто раз, эксплуатация природных ресурсов — в тысячу-раз, а военная мощь — в миллион раз. Однако только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности.
1. Сущность и содержание экономических методов в социальной практике
История экономики дает множество примеров, способов и технологий регулирования отношений между людьми в процессах хозяйствования. Среди них можно назвать командно-приказные, насильственно-принудительные, плановые, организационно-распорядительные, разъяснительные, социально-психологические и т.д. Однако любая экономика требует адекватных ей методов, способов ведения хозяйства.
В настоящее время в научной литературе идет порой надуманная дискуссия о преимуществах или недостатках основных методов ведения хозяйства — рыночного и планового. Различные толкования содержания понятий «административные методы» и «экономические методы» приводят к тому, что их нередко противопоставляют друг другу, искусственно возводя между ними непреодолимую «китайскую стену». Некоторые экономисты (в силу политической конъюнктуры) высказывают мнение, что все, связанное с реализацией указаний вышестоящих органов, включая планирование, относится к порицаемому администрированию.
Однако, по нашему мнению, нет оснований представлять дело таким образом, что экономические методы базируются на использовании экономических законов, а административные — только на приказах и директивах. При таком подходе недолго
вообще исключить планирование из экономических методов, относя его к административным рычагам, поскольку реализация плана в значительной степени достигается принуждением. Конечно, содержание понятий «административные и экономические методы руководства» нуждается в дальнейшем уточнении. Эти понятия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Административные методы могут и должны учитывать действие экономических законов. Иначе говоря, они должны быть экономически обоснованы. Экономические, по своей сущности, рычаги могут быть и нередко являются административными по форме.
Современное мировое экономическое развитие идет в основном по двум моделям.
Первая модель, характерная в настоящее время для американской экономики, связана с резким ограничением прямого административного регулирования, когда активную роль играют рыночные механизмы саморегулирования. Главный принцип — это удовлетворение экономических и других потребностей с опорой на собственные способности, на результаты своего труда. Помощь со стороны государства крайне ограничена, она используется только как временная экстренная мера. Однако на определенных этапах своего развития США активно применяла административные методы в экономике. Например, в 1933 г. США проводили новый курс, суть которого состояла в усилении государственного регулирования экономическими и социальными процессами. Преобладала идея о том, что при умелом использовании методов государственного регулирования они могут обеспечить процветание страны. Надо подчеркнуть, что эта государственная политика получила широкую поддержку населения, помогла людям адаптироваться в условиях глубокого экономического кризиса.
Другая модель — это оказание помощи населению как естественная функция государства, как часть нормальных общественных отношений, которая не унижает достоинство человека, а предназначена оказывать помощь в решении социальных проблем. Эта модель, получившая наиболее полное развитие в ФРГ, Японии и Швеции, характеризуется активным воздействием государства на функционирование национального рыночного хозяйства, мощной системой социального обеспечения и социальной поддержки малоимущих групп населения, сравнительно высокой долей расходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте, существенным весом государственной собственности.
V
Так, социально-экономическая система ФРГ определяется Л. Эрхардом как «социальное рыночное хозяйство», основу которого составляют свободный рынок и свободная конкуренция. Однако «свободное» рыночное хозяйство ФРГ воссоздавалось при самом активном участии государства: в частности сельское хозяйство, угледобывающая промышленность, черная металлургия, транспорт, жилищное строительство в значительной степени были исключены из сферы неконтролируемой рыночной конкуренции и активно регулировались государством. Регулировало оно и обширную сферу коммунальной инфраструктуры и государственного предпринимательства, а также контролировало объем производства, цены, предоставляло субсидии и кредиты из госбюджета.
По мнению профессора X. Ламперта (ФРГ), социальное рыночное хозяйство — это путь, ведущий к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе и экономике.
Термин «социальный» означает:
1) что рыночное хозяйство в силу своей экономической эффективности создает экономические предпосылки «благосостояния для всех» и предоставляет экономические свободы, а также ограничивает право на свободу тех лиц, кто нарушает конституционный порядок или этические нормы;
2) что рыночное хозяйство должно ограничиваться там, где это может привести к нежелательным социальным результатам, либо результаты свободного экономического процесса должны корректироваться в том случае, если они не отвечают ценностным представлениям общества.
Поэтому в понятие «социальное рыночное хозяйство» входит идея политического упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции и частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты1.
Фактически любая экономика управляется и планируется административными методами. В переломные моменты исторического развития России (СССР) государство всегда брало на себя инициативу и ответственность за проводимые реформы. Достаточно вспомнить как реформы Иоанна Грозного и Петра
1 Ламперт Хайнц. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994.
Великого, реформы 60-х годов XIX в. и реформы Столыпина, так и реформы послереволюционные — 1921 и 1937 годов, 1965 и 1987 годов. Цели и задачи этих реформ были разные, как и их результаты, но все они осуществлялись государством. 28 октября 1991 г. Президент РФ Ельцин и премьер-министр Гайдар объявили о программе принудительной стабилизации, которая непосредственно вдохновлялась польской «шоковой терапией» и включала в себя реформу цен, осуществление контроля за денежной массой, жесткую бюджетную экономию, де-зиндексацию заработной платы, либерализацию внешней торговли и определение единого обменного курса рубля. «Программа Гайдара», вдохновляемая МВФ, должна была с 1992 г. обуздать инфляцию и стимулировать предложение за счет оздоровления государственного бюджета и внедрения рыночных механизмов: освобождения цен, открытия рынка обмена валют, приватизации предприятий промышленности и т.д.
Судя по данным разработанной в 1992 г. правительственной «Программы углубления экономических реформ», уровень жизни населения России, существовавший до 1991 г., будет достигнут только через 20 лет. Фактически, это означает, что сорокалетние граждане России всю оставшуюся трудовую жизнь будут жить и трудиться в нищете. Новое поколение вырастет неполноценным в физическом, социальном плане, а те, кто уже отдал свой труд России, так и не увидят реального улучшения по сравнению с дореформенной жизнью. При этом основные тяготы псевдорыночной политики легли на наименее защищенные слои населения: на детей, инвалидов, пенсионеров, работников образования, культуры, науки и здравоохранения.
К началу 1996 г. легкомысленные надежды на то, что рынок сам по себе может увеличить экономический потенциал России и решить социальные проблемы человека, сменились пониманием, что рынок как таковой, без государственного вмешательства, не способен решить эти задачи. Вспомним, что еще в 1990 г. известный американский бизнесмен Г. Уилленс, неоднократно посещавший Советский Союз и хорошо знакомый с нашей хозяйственной практикой, решительно заявил: «Чем ближе я знакомился с командно-административной системой, господствующей в советской экономике, тем яснее мне становилось, что те, кто стремится к быстрым и радикальным переменам, просто идиоты».
В странах с цивилизованной рыночной экономикой (в первую очередь, это страны Западной Европы, Северной Америки,
f 184
Япония) степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику методами политической власти, законодательных запретов, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных экономических и социальных программ. Опыт этих стран свидетельствует о том, что на современном этапе эффективная рыночная система наряду с прочным экономическим базисом имеет также социально-нравственный аспект, соблюдение которого достигается с помощью различных методов государственного регулирования (схема 1).
В настоящий момент на Западе противников государственного вмешательства в экономику в принципе нет. Весь вопрос состоит в том, — что регулировать, какими методами и в чьих интересах.
Государственное регулирование предусматривает либо прямое регламентирование поведения хозяйственных субъектов, либо косвенное — через систему экономических методов. В -первом случае используются административные методы воздействия: законы, приказы, инструкции и т.д.; во втором — экономические регуляторы: цены, налоги, банковские проценты, преференции и санкции. В целом под экономическими методами управления хозяйственной деятельностью принято понимать денежно-стоимостные регуляторы (иногда их называют экономическими рычагами), используемые в процессе производства, распределения и обмена товаров в масштабах как отдельных регионов, так и государства в целом. К подобным рычагам обычно относят ценообразование и цену, прибыль, плату за фонды, финансы, кредит, систему субсидий и дотаций, налоги, валютный курс, государственные и местные бюджеты, зарплату и материальное стимулирование и т.д. Считается, что эти методы, в отличие от административных, побуждают коллективы и работников действовать не по принуждению вышестоящих органов, а в соответствии со своими интересами и потребностями.
Нынешняя экономика России может быть выведена из кризиса не только за счет совершенствования рыночных методов хозяйствования, но и за счет радикального улучшения всей системы государственного регулирования и контроля за деятельностью производственно-торговых и финансовых структур. Одним из факторов становления рынка и усиления стимулирования роста производства товаров и услуг является замена командно-административных методов управления преимущественно экономическими. Это обусловлено тем, что развитие предпринимательской деятельности в условиях динамично развивающегося рынка основано на самостоятельности предприятий в использовании основного и оборотного капитала, в организации производства и реализации продукции. Свобода предпринимательства во всех отраслях, производящих товары и услуги, а также в сфере товарного обращения и других областях коммерческой деятельности — важнейший принцип рыночной экономики.
В условиях развитого рынка целостная система названных методов выполняет следующие функции: регулирующую, ба-
лансирующую, распределительную и стимулирующую. С помощью экономических методов регулируются структурные сдвиги в производстве и обмене товаров, объемы и направления инвестиций, обеспечение занятости, структура экспорта и импорта товаров и другие процессы в экономике. В сбалансировании спроса и предложения, доходов и расходов государства особую роль играют бюджет, налоги, цены, кредитная и внешнеэкономическая политика. Комплексное их использование способствует усилению взаимосвязи рынка товаров, денег, рабочей силы и капиталов. Они играют также важную роль в преодолении инфляционных тенденций, укреплении денежного обращения и обеспечении устойчивого курса рубля. Правильное использование экономических методов создает предпосылки для экономического роста.
Практика показывает, что экономические методы воздействия на производство и обмен товаров надо подкреплять организационно-административными мерами, что призвано способствовать рациональному распределению труда и укреплению межхозяйственных связей, перестройке хозяйственных систем, улучшению подготовки и расстановки кадров в органах управления и на предприятиях. Рациональное сочетание экономических методов с организационно-административными особенно необходимо в переходный период к развитому рынку. Это связано с тем, что в экономике России действует ряд факторов, осложняющих формирование эффективных рыночных структур. Так, в связи с распадом бывшего Союза нарушились ранее устойчивые экономические связи между предприятиями, находящимися в разных государствах СНГ. Для их восстановления требуются не только экономические, но и организационные меры.
Зарубежный опыт подтверждает, что для обеспечения устойчивого роста производства и повышения уровня жизни народа необходимо рационально сочетать рыночный механизм регулирования экономики с государственным регулированием на макроуровне и ее сбалансированное развитие на микроуровне и в крупных экономических регионах. Это-должно проявляться в политике цен, финансовой и кредитной политике, а также в области внешнеэкономической деятельности.
Нехватка необходимых законов и правовых норм регулирования на первом этапе реформ негативно отразилась на ходе и результатах перестройки коммерческих производителей, то-варопотребителей и других структур.
Недооценка регулирующей роли государства на первом этапе радикальных экономических реформ явилась основной причиной следующих негативных тенденций в экономике и социальной сфере:
— чрезмерно большое и длительное сокращение производства ВВП ввиду разрыва хозяйственных связей и потери управляемости предприятиями во всех отраслях народного хозяйства, особенно в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве;
— снижение реальных доходов подавляющей части населения в связи с высокими темпами инфляции и сокращением национального дохода;
— необоснованное увеличение разрыва между доходами богатых людей и средней заработной платой работников отраслей производства, особенно с размером минимальной оплаты труда;
— ухудшение финансового положения предприятий и государства, что проявилось в небывалом увеличении бюджетного дефицита, кризисе взаимных платежей и образовании крупной задолженности по выплате заработной платы;
— сокращение доли национального дохода и, соответственно, финансовых инвестиций, направляемых на развитие науки, образования, здравоохранения и другие социальные нуж-ды;
— слабо контролируемый государством вывоз из страны десятков миллиардов долларов лицами, разбогатевшими на перепродаже товаров и финансовых махинациях;
— небывалый рост преступности, коррупции, расхищения государственного имущества и присвоения сбережений населения.
Для преодоления указанных тенденций требуются внесение корректив в проводимые реформы и соответствующее изменение курса экономической политики.
В широком смысле понятие социальной защиты (социального развития) включает целый комплекс институтов, являющихся непременным атрибутом всякого развитого общества. Создаваемая в настоящее время система (например, объединение Министерства социальной защиты населения РФ и Министерства труда РФ) должна охватить те ее элементы, которые могут смягчить действие факторов социального риска, возникающих в результате становления рыночных отношений. Необходимо понимать, что труд, трудовая деятельность существенно повышают социальную защищенность населения в
рыночной экономике. Рынок положил начало новым трудовым отношениям, сделал экономически невозможной нерациональную занятость, предъявил спрос на рабочую силу определенного качества и, соответственно, возникла объективная необходимость формирования новых социальных технологий, призванных обеспечить социальную защиту индивидов, социальных групп.
В формирующуюся систему социальной защиты входят:
— государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно-технический прогресс, ориентированных на высокую производительность труда и обеспечение рациональной занятости;
— изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;
— система социального страхования и пенсионного обеспечения, а также четких правовых гарантий по их выплате;
— увеличение потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен; индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен; установление минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом;
— материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам; и многодетным и неполным семьям;
— финансирование государством подготовки, переподготовки кадров и контроль за их трудоустройством;
— обеспечение определенного уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экологической защиты населения; повышение роли системы социальной защиты как гаранта социального развития индивида;
— налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.
В рыночной экономике государство использует разнообразные методы (способы) в соответствии с выработанной политикой. Существуют два основных способа государственного регулирования экономики:
— централизованный, или законодательный, т.е. административно-директивный;
— децентрализованный, или косвенный, через воздействие на механизм рынка, т.е. предпринимательская деятельность регулируется посредством товарно-денежных отношений, свободной купли-продажи, цен, правил торговли, налогообложения и т.д.
Среди прямых и косвенных методов государственного регулирования можно выделить следующие направления:
1. Государство является собственником и активным субъектом рынка. Помимо функции политического организатора социума государство выступает собственником, активно участвующим в рыночных отношениях на основе свободно заключаемых договоров купли-продажи, контрактов, госзаказов и др., и тем самым воздействует на рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использование ресурсов и т.п. Формы и методы здесь разнообразны: наследование недвижимости в силу исторических традиций (событий), новое строительство или выкуп акций у частных предприятий, принудительная или добровольная национализация с возмещением потерь, конфискация, секвестризация (изъятие или запрещение пользования и распоряжения имуществом) и т.д. Зачастую государства ассимилируют огромные средства в бюджете, что позволяет им выступать кредиторами частных организаций, банков, являться заемщиками и кредитовать отдельные отрасли, оказывая тем самым активное воздействие на денежное обращение, инвестиционную политику и на другие рыночные отношения.
2. Мероприятия по деэтатизации (разгосударствлению) государственной собственности. Формы разгосударствления (деэтатизации) могут быть разнообразны:
— приватизация — передача госсобственности в частное пользование за плату;
— восстановление социальной справедливости в виде возврата имущества, предприятий бывшим собственникам;
— выкуп предприятий трудовым коллективом (возможно в рассрочку);
— аренда с последующим выкупом;
— образование совместных государственно-частных предприятий и т.д.
Рыночные организации производства предлагают различные формы: ведение семейного или кооперативного производства с использованием полученных в пользование и владение средств производства (земельный участок, дом, магазин, мастерская, транспортные средства и т.п.); владение акциями предприятия; получение ренты (проценты, дивиденды) в сберегательном банке.
Однако мировой опыт показывает, что внедрение частной собственности — это не панацея. Так, например, одна из самых больших фирм в мире «Дженерал моторе» принадлежит не
одному хозяину-предпринимателю, а всем людям, которые на ней работают и являются ее акционерами: директорам, служащим, рабочим.
3. Законодательная регламентация предпринимательства. Большинство современных государств не выдают приказы (команды) хозяйствующим субъектам, но правовая регламентация бизнеса имеет определенную технологическую направленность: регистрация (открытие) фирмы, контроль хозяйственно-финансовых результатов деятельности, законы о банкротстве (ликвидации) предприятий, антимонопольные (антитрестовские) законодательства, законы о защите потребителей от недобросовестной деловой практики и многое другое;
И в то же время необходимо признать, что даже экономические и правовые механизмы не всесильны при решении некоторых социальных проблем; многое зависит и от самих людей, участников экономических отношений. В этом смысле характерно высказывание Г. Форда: «До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии...»1.
Нормативно-правовые акты, как и право в целом, являются формой, в которую облекается политика государства, в том числе и социальная. Роль и назначение права состоят прежде всего в том, чтобы служить осуществлению политики, но эту роль оно может выполнить только при условии строжайшего соблюдения всех его норм. Вне законности право либо бесполезно, либо вредно.
4. Государственная поддержка малого бизнеса. Во многих государствах «малый» бизнес выступает как органическая часть современного рыночного хозяйства, занимающая важное место в решении экономических, научно-технических и социальных задач.
5. Налоговая политика. Налоговая система представляет собой косвенный метод воздействия на рынок и всю экономику. Налоги выполняют следующие функции:
— финансовые — аккумуляция средств в бюджете с целью государственных расходов;
— стимулирующие — развитие приоритетных отраслей экономики, предпринимательской деятельности;
— тормозящие — влияние на импорт и экспорт, сдерживание объемов инвестиций и т.д.
1 Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989. С. 14.
Налогообложение является важным инструментом социальной политики государства. В США, например, налоги составляют около 1/3 всей стоимости производимых в течение года товаров и услуг. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.
6. Государственное регулирование цен. Как правило, в условиях свободной рыночной экономики цены устанавливаются на основе принципа свободы предпринимательства, но государство в исключительных случаях (война, острый дефицит отдельных товаров, всплеск инфляции и др.) вмешивается в систему ценообразования. Однако многие государства проводят активную ценовую политику, т.е. практика свидетельствует о том, что в рыночном хозяйстве цены не отпускаются на волю рыночной стихии и устанавливаются не только под воздействием равновесия спроса и предложения, но и регламентируется государством.
7. Государственная регламентация учета и отчетности. Эффективность рыночной экономики во многом зависит от продуманной системы информации, статистики, что, в свою очередь, требует объективности в учете и отчетности. В некоторых странах, например, в США и Великобритании, дана большая свобода в ведении бухгалтерского учета и предоставлении отчетности. Вместе с тем любая фирма обязательно указывает методы и приемы при составлении финансового отчета.
В других странах — в Германии, Швеции, Японии, во Франции — существует законодательная регламентация внешней отчетности. Отчетность служит в одних случаях для исчисления налогов на прибыль, в других — для оценки финансовой устойчивости; отчетность дает возможность сравнивать и сопоставлять результаты деятельности различных фирм и т.д.
8. Кадровая политика. Система подбора и расстановки кадров помогает регулировать социально-экономические процессы в государстве. Как правило, государство не вмешивается в решение этой проблемы на уровне частной фирмы, хотя зачастую оформляет трудовые отношения соответствующим законодательством, в том числе по регулированию деятельности профсоюзов. Важной стороной здесь является подбор и расстановка, ротация кадров в государственном аппарате. Активно участвует государство в организации всевозможных школ бизнеса, университетов, колледжей для обучения менеджеров и т.п.
9. Внешнеэкономическая, протекционистская и фритредер-ская политика. Современные государства играют активную
роль во внешнеэкономических связях: торговых, научно-технических, валютных, культурных, туристических. Внешнеторговые отношения определяются двумя направлениями: протекционизмом и фритредерством. Протекционизм имеет глубокие исторические корни, но и в настоящее время многие государства имеют специальные таможенные законодательства, регламентирующие и регулирующие порядок экспортно-импортных операций. Вместе с тем развитые страны также проводят и политику фритредерства — обеспечение свободы торговли и невмешательства государства во внешнеторговые связи;
10. Разработка государственных программ и прогнозов. Во-многих странах эти рычаги активно используют как эффективное средство государственного регулирования экономики. Государственные программы помогают внедрять новые технологии в экономике и в области социального развития населения.
Исходя из сложившейся ситуации, система хозяйственных механизмов должна включать в себя масштабные, четко скоординированные социальные программы и быть ориентирована не на все население страны, но прежде всего на менее защищенные контингенты населения. Например, в настоящее время в России финансируются такие программы федерального значения, как «Дети-инвалиды», «Дети России», «Социальная защита пожилых людей» и т.д.
Вышеуказанные направления государственного регулирования активно влияют на систему социальной защиты населения, которая формируется на макро- и микроуровнях развития общества с целью решения как долговременных (стратегических), так и кратковременных (тактических) задач. Специалисты в области социальной работы, владеющие социальными технологиями, должны использовать в своей практической деятельности все имеющиеся в их арсенале экономические методы для оказания помощи людям в решении наиболее острых социальных проблем в условиях переходного периода и становления в России рыночных отношений.