Задачи учебного курса «Технология социальной
Работы»
Современный специалист социальной работы — это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанной с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно: нравственно-гуманистическую, организационно-управленческую, информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-про-пагандистскую), аналитико-прогностическую, организационно-методическую, регуляционно-профилактическую, социоин-тегративную и др.
Как специалист в области социальных отношений социальный работник должен знать теоретические и методологические основы социального управления, специфику организации социальной работы с различными категориями населения, ее историю, отечественные традиции и мировой опыт организации социальной защиты населения. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения кон-
кретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.
На учебный курс «Технология социальной работы» в Государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели — формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Следует заметить, что достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы. Однако это не означает, что курс «Технология социальной работы» не имеет соответствующих образовательных и воспитательных целей.
В этом курсе решаются следующие учебно-воспитательные задачи:
— овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;
— развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;
— формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.
В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «Технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:
— овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций в практику;
— познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладевать экологической культурой;
— изучать специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста;
— развивать умение применять научные знания о природе социальных девиаций при работе с девиантами и представителями групп риска;
— осваивать технологию работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными и мигрантами — оказанию им моральной и материальной поддержки, помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;
— учиться применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;
— овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.
Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Технология социальной работы», который состоит из трех разделов.
Первый раздел «Теоретические основы технологии социальной работы» предполагает изучение теоретико-методологических основ учебного курса, сущности, содержания, инструментария технологии социальной работы, специфики и основных этапов технологического процесса.
Второй раздел «Общие методы и методики социальной работы» посвящается изучению типового инструментария, который используется в социальной работе с различными категориями населения. В этом разделе основное внимание уделяется изучению методов, выработанных различными социальными науками и синтетически использующихся в социальной работе как междисциплинарной области теории и практики.
Третий раздел «Частные технологии социальной работы» дает знания о содержании и конкретных формах, методах и приемах социальной работы при оказании социальных услуг, о поддержке и социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
При изучении технологии социальной работы используются как традиционные формы учебного процесса — лекции, семинарские занятия, конференции и собеседования, так и нетрадиционные — «деловые игры», решение ситуационных задач, тестирование, курсовое и дипломное проектирование на заданную тему и др.
Бюджет времени, отводимый на изучение курса «Технология социальной работы», регламентируется Государственным образовательным стандартом и включает все формы аудиторных и внеаудиторных учебных занятий, а также время самостоятельной работы и подготовки студента при изучении данного учебного предмета. Конкретное распределение времени по различным видам учебных занятий обусловливается соответствующими организационными формами образовательного процесса и уровнем базовой подготовки студентов.
Сформировать высокий профессионализм будущих специалистов социальной работы — это значит обеспечить высокий уровень их технологической подготовки, то есть добиться органической связи теоретических знаний с жизнью, с практикой работы социальных служб и органов социальной защиты населения. Для этого необходимо рациональное использование времени, отводимого на проведение ознакомительной, учебно-производственной практики и стажировки.
Глава II