Метод диагностирования технического состояния насосного агрегата
Метод диагностирования основывается на сравнении фактических характеристик с базовыми. Сравнение производится по статистически обработанным параметрам для всех режимов, на которых работал насосный агрегат за сутки и через 2100 - 3000 часов наработки для не менее чем 3 - 4 режимов.
В процессе эксплуатации насосного агрегата его техническое состояние меняется вследствие износа деталей и узлов, накопления повреждений. Наиболее ускоренному износу подвергаются элементы щелевых уплотнений рабочего колеса, металл проточной части улиток корпуса насоса, лопатки рабочего колеса у входной и выходной кромок и торцовые уплотнения. Скорость потери работоспособности НА и его элементов определяется индивидуальными особенностями насоса, начальным состоянием (базовыми характеристиками), режимом его эксплуатации, количеством механических примесей, качеством сборки насоса и т.д., т.е. каждый насос требует индивидуального подхода и своей собственной базы для сравнения текущих характеристик.
В результате износа растут все виды потерь - гидравлические, объемные, механические, что ведет к снижению полного КПД и всех его составляющих, а также к деформации характеристик НА.
Достаточно полную информацию можно получить, сравнивая деформированные текущие характеристики конкретного насоса с базовыми характеристиками этого же насоса, взятыми с учетом технологического номера НА. Учет технологического номера насоса необходим, т.к. многочисленные эксперименты показали, что при работе насоса первым по потоку КПД НА на 1 - 2 % меньше величины КПД этого же насоса, работающего вторым по потоку, при практически одинаковых подаче и времени наработки.
Определенным деформациям характеристик соответствуют определенные причины. В таблице 2.1 и на рисунке 2.1 представлены описания деформаций характеристик НА и причины, их вызывающие.
Таблица 2.1 Причины деформаций характеристик насосов
Вид деформации характеристик | Описание | Возможные причины |
Рис. 2.1.а | Насос развивает меньший напор и потребляет меньшую мощность, КПД - без изменений по сравнению с базовыми значениями | Искажение отливки РК Уменьшенный диаметр РК КПД двигателя ниже паспортного |
Рис. 2.1.б | Напор, КПД снижены, мощность без изменений | Увеличение шероховатости проточной части корпуса насоса. Грубая, некачественно обработанная поверхность межлопаточных каналов РК и корпуса. Колесо установлено несимметрично относительно вертикальной оси улитки насоса |
Рис. 2.1.в | Напор - без изменения, мощность - выше, а КПД ниже базовых значений | Дефекты подшипниковых узлов и их сборки. Расцентровка частей НА Прогиб вала. Работа около критических оборотов. Контакт в уплотнении РК Загрязнение внутренней полости электродвигателя Повышенный температурный режим работы двигателя |
Рис. 2.1.г | Насос развивает больший напор и потребляет большую мощность, КПД - без изменений по сравнению с базовыми значениями | Наружный диаметр РК увеличен |
Рис. 2.1.д | КПД насоса резко падает, падение напора имеет срывной характер по сравнению с базовыми характеристиками | Недостаточный подпор на входе в насос, кавитация |
Рис. 2.1.е | При заданных знамениях напора подача меньше базовой, КПД несколько ниже базовых значений | Увеличены (но не чрезмерно) утечки через уплотнения рабочего колеса и вала |
Рис. 2.1.ж | Значения напора и КПД ниже, а мощности - выше базовых значений | Чрезмерные утечки через уплотнение рабочего колеса и торцовые уплотнения Пропускает обратный клапан |
Рис. 2.1.и | Напорная характеристика ниже базовой, особенно в области малых и больших подач | Наличие крупнодисперсных включений газа в перекачиваемой жидкости (но не более2 - 5 %по объему) |
Рис. 2.1.к | Для всей области подач требуется больший допускаемый кавитационный запас | Износ входных кромок лопатки РК |
Рис. 2.1.л | Мощностная характеристика - без изменений, напорная характеристика проходит круче, напор при Q = 0 выше, максимальный КПД уменьшается по величине и смещается в сторону меньших подач | Площади спирального отвода уменьшены по сравнению с расчетными |
Рис. 2.1.м | Напорная характеристика более полога, величина максимального КПД возрастает и смещается в сторону больших подач | Перерасширение площади спирального отвода |
Диагностирование текущего технического состояния НА (определение причин деформации характеристик) производится только при наличии значимого отклонения эксплуатационных характеристик от базовых.
Наличие значимого отклонения является основанием для вывода НА в ремонт.
Проверка адекватности базовых характеристик паспортным производится аналогично сравнению текущих и базовых характеристик. После определения причин неадекватности и доводке НА согласно выявленным причинам, по методу наименьших квадратов производится обработка базовых характеристик, определяются коэффициенты аппроксимирующих уравнений, которые передаются в базу данных.
базовые характеристики; фактические (текущие) характеристики
Рисунок 2.1 - Деформации характеристик