II. История дизайна, науки и техники

Программа

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ»

для студентов направления

ДИЗАЙН

I.История науки и техники и формирование дизайна

Тема 1.История науки и техники

Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий. Наука и техника от античности до Возрождения. Научная революция XVII века. Технические достижения XVIII-XIX в. Промышленная революция и технический прогресс XIX-XX веков. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Физика, электротехника, средства связи, транспорт конца XIX – начала XX века. Технические достижения ХХ века – атомный век и космическая эра. Технические достижения ХХ века - цифровая революция.

Тема 2. Формирование дизайна

Промышленная революция и формирование дизайна. Понятие «Дизайн». Сущность и специфика дизайна.Проектирование, искусство и ремесло. Дизайн и наука. Дизайн техники. Основные достижения в период формирования дизайна.

Тема 3.Теории дизайна

Красота и польза в учениях Рескина, Морриса, Земпера. Определение дизайна ИКСИД.

Предметный и коммуникативный дизайн. Виды дизайна – промышленный, графический, дизайн среды, мода. Национальные модели дизайна.

Сущность дизайна.Дизайн (design - проектировать, конструировать) - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами.

Дизайн - англ.: design 1)вымысел, план 2)намерение, цель; 3) проект; план; чертеж; конструкция, расчет; 4)рисунок, эскиз, узор; 5)композиция; 6) (злой) умысел. Дизайн - нем.: gestaltung - связь проектирования формы с гештальтпсихологией.

Дизайнер - означает 1)конструктор, проектировщик, 2)чертежник, 3)рисовальщик, 4)модельер, конструктор одежды, 5)интриган; designing. Проект от лат. projectus – двигать что-либо вперед. «Промышленное искусство» как термин аналогичный «дизайну».

Дизайн по определению «творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека» (ИКСИД, 1969). «Техническая эстетика» (П.Тучны) - как основа теории дизайна. Анализ и осмысление социальных, эстетических, функциональных, эргономических, экологических и индустриальных аспектов формирования предметно пространственной среды в технической эстетике.

Существенные черты дизайна - проектирование, серийное промышленное производство, типовые изделия. Дизайн - разделение проектирования и производства.

Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и декоративное искусство: их особенности и различие. Искусство как художественный образ, выражающий творческую индивидуальность. Дизайн как проектирование и конструирование материальных объектов, знаков и знаковых систем. Различие между «проектированием вещи» и «художественным образом», презентация вещи и репрезентация искусства. Сущностное качество дизайна - единство функции, формы, качества.

Функция, форма, качество вещи. Конструкция и форма. Технология серийного производства и формообразование. Форма и структурные связи предметной среды. Форма и коммуникация. Понятие комбинаторики. Понятие модуля и стандарта. Эргономика вещей и техники. Форма как сочетание красоты и пользы. Эстетические аспекты формы - композиция, пропорциональность, соразмерность, ритм, и пр. Социальные, технологические, утилитарные, эргономические, экологические и эстетические требования к промышленным изделиям.

Стадии проектирования - техническое задание, художественно-конструкторский анализ, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации, технологическая карта, опытный образец.

Специфика дизайна.Дизайн и ремесло. Ремесло как искусность, ручной труд, индивидуальное изготовление; дизайн как проект, технология массового производства. Ремесленная вещь как воплощение индивидуальности мастера; дизайн вещи как превращенная (отчужденная) форма общественного производства.

Виды дизайна.

Индустриальный дизайн- охватывает широчайший круг объектов. Проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих технико-экономический потенциал общества. Это продукция машиностроения и станкостроения, транспорт, вооружение. Дизайн техники. Массовый харак­тер изделий группы «Б» т.е. предметов потребления: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь, предметы повседневного обихода и пр. Особое место оборудования интерьеров - мебели, освещения, сервиса, в т.ч. посуды, столовых приборов. Особенности дизайна медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей, проектирование игрушек и изделий для детей.ИКСИД - международный совет организаций индустриального дизайна (1957), призванный способствовать развитию дизайна во всем мире, содействовать повышению уровня художественного конструирования и профессиональной подготовки художников-конструкторов.

Графический дизайн.Традиционные формы графического дизайна: книжная графика и плакат, упаковка, этикетки, фирменные знаки и фирменный стиль, шрифты и т.д. Появление новых аспектов графического дизайна - коммуникативного (в интерьерах административных зданий, в пространстве населенных пунктов, у дорог), рекламного (теле и радиоролики, щитовая реклама, плакат, рекламные буклеты), Web-дизайн и др. Компьютерная графикакак разновидность графического дизайна.Web-site и виртуальные объекты в Интернете. Своеобразие построения графических изображений и системы информации в сети.

Дизайн среды- охватывает интерьеры, техносреду, архитектуру малых форм, урбанистическую среду в целом. Проектирование интерьера и оборудования. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительским требованиям оборудования площадей и улиц с середины 60-х годов. Понятие «ландшафтный дизайн», его своеобразие по отношению к традиционному садово-парковому искусству и ландшафтной архитектуре. Особенности дизайна выставочных экспозиций- праздничного оформления среды жизнедеятельности.

Дизайн одежды-проектирование и серийное производство швейных изделий и аксессуаров. Дизайн костюма и мода. Уникальные коллекции haute couture и массовая, уличная мода prêt-a-porter.

Теоретические предпосылки дизайна.Джон Рескин, его тезис «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности». Стремление применить искусство для оказания действенной пользы в обыденной жизни и улучшения условий труда на производстве. Уильям Моррис - понимание упадка в культуре в зависимости от технико-экономических причин, требование возврата к ручному труду. Значение эстетического в предметной среде. Готфрид Земпер - автор здания Дрезденской галереи, театра, павильонов Первой Всемирной выставки (1851). Труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (1860-1863). Идея о подчинении формы вещи ее назначению (функции), материалу, технологии производства, а также религиозным установкам, социально-политическим порядкам (идеологии); личности художника (архитектора). Поиск новой «эстетики» в изделиях производства. Франц Рело -первая формулировка вопросов кинематики механизмов (1875), увязывание теории с проблемами конструирования, попытка решить проблему эстетичности машин. Тезис о возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Герберт Риди его книга «Искусство и промышленность» (1934). Дизайн есть «абстрактное искусство» и «в границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике».

литература

основная

Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012

электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2008

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006

Дизайн Германии

Формирование дизайна в начале ХХ века. Функционализм промышленного дизайна, понятие «хороший дизайн». Автомобильная промышленность, Volkswagen Ф.Порше как символ немецкого качества. Развитие промышленного дизайна и ведущие школы и фирмы функционализма. Образцы немецкого дизайна - фотокамера Leica О.Барнака, консольный стул B32 М.Бройера, автомобиль Mercedes, дирижабль Гинденбург Цеппелин, электроприборы фирмы Braun.

Петер Беренс(1869—1940), немецкий архитектор, дизайнер. Первая разработка фирменного стиля в концерне АЭГ (1907). Сочетание художественной формы с функциональностью и «технологической естественностью». Фирменный стиль как один из ведущих инструментов в дизайнерской деятельности.Визуальная идентификация, знаковое единство графических элементов для предприятия. Фирменный стиль каксовокупность графических, цветовых, стилистических и композиционных элементов, обозначающий позиционирование фирмы на рынке. Цель стиля - создание запоминающегося зрительного образа всего, что связано с деятельностью предприятия. Основные элементы фирменного стиля - товарный знак, логотип; шрифт, цветовая гамма, композиция, комбинация данных элементов на предметах и носителях.

Веркбунд(1907-1934) – объединение художников и промышленников. Основатели движения - Рихард Риммершмид, Бруно Пауль, Йозеф Мария Ольбрих, Питер Беренс, а также Венские мастерские, Объединенные мастерские прикладных искусств и пр.Проблема качества немецких товаров, конкурирующих с «Английским Домом».Социальные эксперименты немецких архитекторов - Г.Мутезиуса и др. Хенри Ван де Вельде - архитектура, проекты, педагогические идеи. Различия в проектных методах П.Беренса и художников модерна. Путь к качественным товарам, изготовленным машиной через стандартизацию массового производства, создание форм приемлемых для всех (Ван де Вельде) - «качественная работа» и «деловитость».

Герман Мутезиус Изучение причин превосходства английской промышленности над немецким экспортом. Идейный вдохновитель Веркбунда. Автор Программы Союза, сочетание принципов формообразования - функциональность, конструктивная целесообразность, технологичность и социально-культурных установок. Идея типизации выпускаемой в Германии продукции на основе эталон­ных (типовых) образцов.

Баухауз(1919-1933). Концепция подготовки проектировщиков в Баухаузе - единство творческих устремлений, сотрудничество специалистов разных профессий, социально-критический подход к проектированию, функционализм и честное отношение к материалу. Метод работы преподавателей В.Кандинского, П.Клее, И.Иттена, И.Альберса и др. Работы Баухауза веймарского периода - детская качалка П.Келлера, текстиль, керамика. Баухауз в Дессау. Социально-политические и творческие взгляды Вальтера Гропиуса. "Тотальная архитектура" В.Гропиуса. Работы Марселя Бройера, Вильгельма Вагенфельда, Мис ван дёр Роэ и др. Анализ творческих принципов Баухауза с позиций функциональности, формальной стилистики, материального решения и т.п. Социологизм позднего Баухауза. Графика Bauhaus - Йозеф Альберс, Йоханнес Иттен, Йост Шмидт, Херберт Байер. Роспуск Баухауза (1933). «Новая деловитость» - использование простых геометрических форм и принципов объединения визуальных элементов в ментальные паттерны, гештальт.

Вальтер Адольф Георг Гропиусархитектор, первый директор Баухауза. Разработка концепции проектной культуры. Проект кабинета директора Баухауза.

Вильгельм Вагенфельд немецкий дизайнер, один из пионеров промышленного дизайна. Индустриальный вид товаров из стекла и металла. Статьи по проблемам промышленного дизайна. Лампа Bauhaus, стеклянный сервиз, контейнеры и пр.

Людвиг Мис ван дёр РоэСоздание рационалистической архитектуры и дизайна в Германии. Работа в США после второй мировой. Стиль Миса ван дер Роэ. Основные архитектоны, „Хрустальный ларец", вертикальная призма.

Херберт Байер – график Баухауза. Разработка Новой типографики, шрифт Universal, журнал Bauhaus, проспекты, постеры, фотомонтаж.

Школа дизайна в Ульме(1938). Рационализм, абсолютизация логических методов, наукомания в проектировании (в ущерб творческой интуиции, фантазии). Связь школы с фирмой Braun. «Хороший дизайн» - простота пластики, отсутствие декора, функциональность, деловитость, долговечность.

Макс Билл руководитель Высшей школы формообразования в Ульме (1951-56). Эстетика «хорошей формы» в книге Макса Билла «Форма. Подведение баланса развития формы в середине ХХ века». Развитие международного швейцарского стиля, разработка полиграфических сеток, форматов, шрифта max bill.

Томас Мальдонадо руководитель Высшей школы формообразования в Ульме (1956-1967), последователь Ганнеса Майера. Принцип системного подхода в дизайне, попытки выявить особенности дизайна как активной социальной силы, организующей среду и воздействующей на сознание людей. Соединение в дизайне научно-технического прогресса и эстетики. Концепция Мальдонадоо разделении сложных процессов проектирования изделий на многочисленные составляющие простые элементы с выделением различных уровней от социального до технологического. Различие учебного процесса в Баухаузе и Ульмской школе.

Макс Брауноснователь компании Braun (1921) по выпуску электробытовых приборов. Основная направленность выпускаемой продукции с использованием экономного дизайна с 1952 года. Сотрудничество с Марчелло Ниццоли. Мебельный и приборный стили "Браун". Ориентация фирмы Braun на скромного потребителя, проектирование по принципу «разумно и просто». Влияние проектов Braun на мировой дизайн 60-70-х годов.

Фриц Айхлерродоначальник структурного стиля Браун (1956), основанного на геометрической простоте, полезности и функциональности. Разработка пиктограмм и навигации для Олимпиады в Мюнхене (1970). Логотип и фирменный стиль Люфтганза.

Дитрих Рамсодин из создателей Браун-стиля. Концепция «хорошего дизайна», идея проектирования инструментов и бытовых приборов для скромного пользователя.

Луиджи Колани как основоположник биодизайна. Футуристические проекты, фотоаппарат Canon, дом Rotor haus.

Новейшие явления немецкого дизайна, его функциональный характер. Студия Frogdesign и проекты Хартмута Эслингера. Световой дизайн Инго Маурера.

Дизайн США

Формирование дизайна в 1920-30-х годах. Серийное производство – конвейер Генри Форда – экономия труда и идея типового автомобиля Ford Т. Автопром, большая тройка Ford, Chrysler, General Motors. Экономический кризис 1929 года и его роль в развитии дизайна. Индустриальный дизайн и стайлинг, история холодильника Coldspot. Разработки локомотивов, автомобилей, оргтехники, упаковки. Конторская мебель, фирменный стиль выставки "Техническая эстетика США", американский павильон в Монреале, концепция выставки. Сочетание привлекательного образа и комфорта. Американская мечта и ориентация рекламы и производства на "массового человека". Осмысление проблем и прогнозы перспектив "общества потребления". Конкуренция и коммерческая природа стайлинга, ориентация на стимулирование потребления. Органический дизайн, Эро Сааринена, Чарльза и Рей Имз. Символы американского образа жизни - Ford, Rolex, Coca Cola, Lucky Strike, McDonald’s, Walt Disney.

Визуальная реклама Люциана Бернхарда, Людвига Хольвайна. Алексей Бродович и рождение фэшн-фотографии, создание гламура в модных глянцевых журналах. Роль рекламного дизайна в продвижении продукции. Фотореклама и фотографика. Рекламная фотография Ричарда Аведона, Ги Бурдена, Энни Лейбовиц, Хельмута Ньютона.

Норманн Белл Геддес. Эскизы техники будущего и книга «Горизонты» (1932). Влияние дизайнера на формирование американской мечты и аэростиля. Макет города будущего для Футурамы (1939).

Рэймонд Фердинанд Лоуи один из основателей профессионального дизайнерского движения в США. Книга «Никогда не останавливаться на достигнутом». Проекты множительной машины, холодильника, автобуса, упаковки сигарет, создание логотипов и фирменных стилей и пр. Витрины магазинов, рисунки для журнала «Харперс». Логотип компании Shell. Проекты для автомобильной компании «Студебеккер» - «Чемпион» (1947), «Старлайн» (1953), «Аванти» (1962). Работы для автобусной компании «Грейхаунд» (1952).

Джордж Нельсон, американский архитектор, дизайнер. Книга "Проблемы дизайна". Разработка национальных выставок. Консультативная деятельность дизайнера.

Уолтер Дорвин Тиг. Фотокамера «Кодак Брауни», книга «Дизайн сегодня» (1940). Проектирование салона самолета Boeing 707.

Генри Дрейфус. Проекты локомотивов для компании Юнион Пасифик. Эргономические разработки в книге «Измерение человека. Человеческие факторы в дизайне» (1959).

Чарльз Имз Проектное бюро Имза (1930) и авторское кредо „Я смотрю на все проблемы вокруг как на проблемы структуры". Дизайн — план группировки элементов для достижения определенной цели. Фильм „Силы десяти". Эксперименты с новейшими технологиями производства от мебели и игрушек до научно-популярных фильмов.

Франк Ллойд Райт - комплексные проекты - архитектура, интерьер, мебель, посуда, ткани, обои и даже одежда как единый комплекс. Идеи органической архитектуры. «Дом у водопада», связь с природной средой. Расширение формулы форма и функция едины. Книги «Автобиография», «Будущее архитектуры», «Завещание».

Харли Эрл и его работа в General Motors. Принцип макетирования в дизайне кузова. Развитие аэростиля и автомобиль мечты - dream-car для передвижных выставок GM Футурама.

Современный индустриальный дизайн в США

Дизайн Великобритании

Мебельный дизайн Эйлин Грей. Развитие дизайна в послевоенной Англии. Выставка «Британия это может» (1945) и стиль фестиваля. Промышленный дизайн, автомобильные бренды MG, Jaguar, Aston Martin, Rolls Roys. Образец европейского дизайна Austen 7. Разработка Mini Алеком Айсигонисом. Икона британского дизайна – схема метро Гэри Бека. Мебель Эрнста Рэйса, минимализм и рационализм в проектировании мебели Джаспера Моррисона. Организация розничной торговли магазином Habitat (1964-1995), дизайн для среднего класса. Архитектурные проекты Нормана Фостера. Нонконформитская группа архитекторов Archigram и ее футуристические проекты. Конкурентная борьба и проект Джонатана Айви для Apple. Биодизайн Марка Ньюсона и Росса Лавгроува. Крупные бюро дизайна Minale Tattesfield и Pentagram.

Дизайн Франции

Традиции французского дизайна в области моды. Париж как центр мировой моды. Промышленный дизайн в послевоенной Франции. Авангардный дизайн Ситроен DS 19 Фламинио Бертони. Дизайн мебели и трансформеры Матали Крассе. Модернизм в мебели бр.Буруллек.

Филипп Старк как промышленный и мебельный дизайнер. Проекты для Thompson и переход от идеи функционализма к идеологии любви. Проекты яхт, мотоциклов, скутера. Приватные проекты интерьеров и вещей повседневного обихода. Оригинальные решения стульев, цитирование стилей, образность и метафоричность. Вариабельность стиля в стуле «Мадмуазель». Арт-дизайн – соковыжималка для лимона, чайник Берта, лампа Ара.

Дизайн Италии

Влияние художественной культуры на итальянский дизайн. Яркость, броскость дизайна и стремление сделать вещи близкими человеку. Bugatti Этторе Бугатти, Chisitalia Пинин Фарина - иконы автомобильного дизайна. Автомобильные марки Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Lamborghini, Mazeratti, Lancia. Автомобильный дизайн – фирмы Pininfarina, Bertone, Ghia. Послевоенные экономичные модели – скутер Vespa и автомобиль Fiat 500. Реформы Адриано Оливетти - "социализм на отдельно взятом предприятии", фирма Olivetti. Организация проектирования. Офисное оборудование, компьютеры, пишущие машинки, мебель. Фирменный стиль Olivetti как образец рационального и художественного дизайна, сотрудничество с М.Ниццоли, линия Ниццоли – пишущие машинки, швейная машина «Мирелла». Проекты Э.Соттсасса и М.Беллини. Взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Красивый дизайн, стиль "Мемфис" и анти-дизайн группы «Алхимия».

Марио Беллини. Мебель для интерьеров, диваны, кресла, кровати; конторское оборудование, радиоаппаратура и пр. Главный редактор журнала Domus. Вице президент Ассоциации промышленного дизайна (1969-1971). Проекты калькуляторов, пишущих машин, кресла, стулья, светильники.

Группа Memphis (1981-1988) Микеле де Луки, Этторе Соттсасс, Майкл Грейвз, Карим Рашид. Разнообразие и цитирование стилей прошлого, арт-дизайн, анти-дизайн.

Этторе Соттсасс. Особые взгляды на проектирование, культуру, цивилизацию. Письмо Э.Соттсасса «Потому что опоздал самолет». Авторское видение природы проектирования. Пишущая машинка «Валентина» для Оливетти. Участие в группе «Алхимия». Авангардные проекты - полка «Карлтон», лампа «Таити», керамическая скульптура «Бирма» и др.

Студия Alchemia (1976-1985) - Алессандро Мендини, Джио Понти, Алессандро Гурьеро. Отказ от стандартизации, функционализма и рационализма «для всех», анти-дизайн. «Баухауз-коллекция» А.Бранци, А.Мендини, Э.Соттсасс. Субъективизм, приватный смысл проектов А.Мендини, кресло «Обретенное время», штопоры для «Алеси», ре-дизайн кресел «Тонет 14» и «Василий».

Джио Понти дизайнер, создатель журнала Domus. Антитехницизм и эстетизм убеждений Понти: «У нашего времени нет стиля, нет исторически закрепленного языка формы. Мы оторвемся от стиля, используя огромную свободу экспрессии; технология в своем непрерыв­ном прогрессе, отрицая стабильность, делает возможным все». Интерьеры, сверхлегкий стул, кресла.

Джо Коломбо. Радикальное изменение домашнего ландшафта, жилой блок – техномобильная среда интерьера. Кресло Элда и мобильное «Труба».

Дизайн и социальная реклама – Оливеро Тоскани, Бруно Мунари.

Бруно Мунари, его промышленный и графический дизайн. Арт-директор журнала Tempo. Графика детских книг, развивающие игры и конструкторы. Жилая структура, лампа Falkland, проекты для компаний Danese и Zanotta.

Промышленный дизайн Марко Дзанузо и Ричарда Сапера. Дизайн мебели Энцо Мари, Карло Моллино, Вико Магистретти, Альдо Росси. Модернизм братьев Акиле и Пьер Джакомо Кастильоне, светильники, барные стулья, радиола.

Дизайн стран Скандинавии

Протестантская этика и аскетический подход к проектированию. Работы 1930-х годов - мебель, рельефы, светильники. Гуманистический функционализм, органическое чувство материала, сочетание дизайна и ремесла. Представления о человеческом содержании дизайна, идея жилища. Изящный функционализм. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность. Интеллектуальный кризис в Европе в 1960-е годы и концептуальный дизайн. Иконы дизайна – люстра «Шишка» Пола Хеннигсена и поднос «Палый лист» Тапио Вирккала. Феномен IKEA и дизайн в сфере продаж. Социальная ориентация дизайна – проекты для инвалидов фирм A&E Design и Ergonomi Design Gruppen., забота о защите водителя Volvo.

Алвар Аалто основоположник современной финской архитектуры. Создание простых, добротных, неприкрашенных вещей, находящихся в гармонии с человеком и органически служащих ему. Разработка мебели на основе технологии клееной фанеры.

Тимо Тапани Сарпанева создатель I-й линии для фирмы Иттала. Универсализм творчества, свобода освоения различных материалов — керамики и фарфора, металла и стекла, древесины и текстиля.

Тапио Вирккалаи его кредо "дизайнер должен иметь глаза на кончиках пальцев". Представления о человеческом содержании бытового дизайна, выявление первородности всякого творения. Финский офис, его демократическая, "внесословная" направленность.

Арне Якобсен. Стул «Муравей», «комната 606» - стулья Сфера и Лебедь. Линия металлической посуды.

Дизайн Японии

Феномен японского экономического чуда, индустриального подъема после II Мировой войны. Культурные традиции, ориентация на интернациональный и смешанный стиль, предлагаемый на внешний рынок. Влияние американского стайлинга и собственные трансформации научных и технических достижений Запада. Культурные традиции в проектировании интерьера, внимание к деталям предметной среды. Табурет «Бабочка» Сори Янаги как образец японского дизайна. Проекты Кензи Экуана. Японская электроника, инновационный дизайн фирмы Sony (1958). Портативные приборы и тенденция к миниатюризации. Автомобильные марки Toyota, Nissan, Mazda, Honda, Yamaha. Японский авангард в дизайне костюма Йоджи Ямамото, Иссей Мияке, Рей Кавакубо. Графический дизайн Юсаку Камекура, Икко Танака, Шигео Фукуда.

Программа

«ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И ТЕХНИКИ»

для студентов направления

ДИЗАЙН

I.История науки и техники и формирование дизайна

Тема 1.История науки и техники

Поиски в области теории формы машин и промышленных изделий. Наука и техника от античности до Возрождения. Научная революция XVII века. Технические достижения XVIII-XIX в. Промышленная революция и технический прогресс XIX-XX веков. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Физика, электротехника, средства связи, транспорт конца XIX – начала XX века. Технические достижения ХХ века – атомный век и космическая эра. Технические достижения ХХ века - цифровая революция.

Тема 2. Формирование дизайна

Промышленная революция и формирование дизайна. Понятие «Дизайн». Сущность и специфика дизайна.Проектирование, искусство и ремесло. Дизайн и наука. Дизайн техники. Основные достижения в период формирования дизайна.

Тема 3.Теории дизайна

Красота и польза в учениях Рескина, Морриса, Земпера. Определение дизайна ИКСИД.

Предметный и коммуникативный дизайн. Виды дизайна – промышленный, графический, дизайн среды, мода. Национальные модели дизайна.

Сущность дизайна.Дизайн (design - проектировать, конструировать) - проектная художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами.

Дизайн - англ.: design 1)вымысел, план 2)намерение, цель; 3) проект; план; чертеж; конструкция, расчет; 4)рисунок, эскиз, узор; 5)композиция; 6) (злой) умысел. Дизайн - нем.: gestaltung - связь проектирования формы с гештальтпсихологией.

Дизайнер - означает 1)конструктор, проектировщик, 2)чертежник, 3)рисовальщик, 4)модельер, конструктор одежды, 5)интриган; designing. Проект от лат. projectus – двигать что-либо вперед. «Промышленное искусство» как термин аналогичный «дизайну».

Дизайн по определению «творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека» (ИКСИД, 1969). «Техническая эстетика» (П.Тучны) - как основа теории дизайна. Анализ и осмысление социальных, эстетических, функциональных, эргономических, экологических и индустриальных аспектов формирования предметно пространственной среды в технической эстетике.

Существенные черты дизайна - проектирование, серийное промышленное производство, типовые изделия. Дизайн - разделение проектирования и производства.

Дизайн и архитектура, дизайн и искусство, дизайн и декоративное искусство: их особенности и различие. Искусство как художественный образ, выражающий творческую индивидуальность. Дизайн как проектирование и конструирование материальных объектов, знаков и знаковых систем. Различие между «проектированием вещи» и «художественным образом», презентация вещи и репрезентация искусства. Сущностное качество дизайна - единство функции, формы, качества.

Функция, форма, качество вещи. Конструкция и форма. Технология серийного производства и формообразование. Форма и структурные связи предметной среды. Форма и коммуникация. Понятие комбинаторики. Понятие модуля и стандарта. Эргономика вещей и техники. Форма как сочетание красоты и пользы. Эстетические аспекты формы - композиция, пропорциональность, соразмерность, ритм, и пр. Социальные, технологические, утилитарные, эргономические, экологические и эстетические требования к промышленным изделиям.

Стадии проектирования - техническое задание, художественно-конструкторский анализ, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации, технологическая карта, опытный образец.

Специфика дизайна.Дизайн и ремесло. Ремесло как искусность, ручной труд, индивидуальное изготовление; дизайн как проект, технология массового производства. Ремесленная вещь как воплощение индивидуальности мастера; дизайн вещи как превращенная (отчужденная) форма общественного производства.

Виды дизайна.

Индустриальный дизайн- охватывает широчайший круг объектов. Проектирование изделий группы «А», наиболее наукоемких, технически сложных, определяющих технико-экономический потенциал общества. Это продукция машиностроения и станкостроения, транспорт, вооружение. Дизайн техники. Массовый харак­тер изделий группы «Б» т.е. предметов потребления: бытовые приборы, аппаратура, инвентарь, предметы повседневного обихода и пр. Особое место оборудования интерьеров - мебели, освещения, сервиса, в т.ч. посуды, столовых приборов. Особенности дизайна медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей, проектирование игрушек и изделий для детей.ИКСИД - международный совет организаций индустриального дизайна (1957), призванный способствовать развитию дизайна во всем мире, содействовать повышению уровня художественного конструирования и профессиональной подготовки художников-конструкторов.

Графический дизайн.Традиционные формы графического дизайна: книжная графика и плакат, упаковка, этикетки, фирменные знаки и фирменный стиль, шрифты и т.д. Появление новых аспектов графического дизайна - коммуникативного (в интерьерах административных зданий, в пространстве населенных пунктов, у дорог), рекламного (теле и радиоролики, щитовая реклама, плакат, рекламные буклеты), Web-дизайн и др. Компьютерная графикакак разновидность графического дизайна.Web-site и виртуальные объекты в Интернете. Своеобразие построения графических изображений и системы информации в сети.

Дизайн среды- охватывает интерьеры, техносреду, архитектуру малых форм, урбанистическую среду в целом. Проектирование интерьера и оборудования. Активное использование методов дизайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительским требованиям оборудования площадей и улиц с середины 60-х годов. Понятие «ландшафтный дизайн», его своеобразие по отношению к традиционному садово-парковому искусству и ландшафтной архитектуре. Особенности дизайна выставочных экспозиций- праздничного оформления среды жизнедеятельности.

Дизайн одежды-проектирование и серийное производство швейных изделий и аксессуаров. Дизайн костюма и мода. Уникальные коллекции haute couture и массовая, уличная мода prêt-a-porter.

Теоретические предпосылки дизайна.Джон Рескин, его тезис «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения к промышленности». Стремление применить искусство для оказания действенной пользы в обыденной жизни и улучшения условий труда на производстве. Уильям Моррис - понимание упадка в культуре в зависимости от технико-экономических причин, требование возврата к ручному труду. Значение эстетического в предметной среде. Готфрид Земпер - автор здания Дрезденской галереи, театра, павильонов Первой Всемирной выставки (1851). Труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика» (1860-1863). Идея о подчинении формы вещи ее назначению (функции), материалу, технологии производства, а также религиозным установкам, социально-политическим порядкам (идеологии); личности художника (архитектора). Поиск новой «эстетики» в изделиях производства. Франц Рело -первая формулировка вопросов кинематики механизмов (1875), увязывание теории с проблемами конструирования, попытка решить проблему эстетичности машин. Тезис о возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Герберт Риди его книга «Искусство и промышленность» (1934). Дизайн есть «абстрактное искусство» и «в границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике».

литература

основная

Ковешникова Л.А. История дизайна.- М., 2012

электронный ресурс

Пигулевский В.О. Дизайн. Диспозитив в культуре. – Ростов-на-Дону, 2013

Пигулевский В.О. Стефаненко А.С. История и теория дизайна.- Ростов-на-Дону, 2011- CD

дополнительная

Лаврентьев А.Н. История дизайна.- М.,2006

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.1.- М., 2008

Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Кн.2.- М.,2007

авторские работы преподавателей ЮРГИ

Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне.- Харьков, 2011

Социокультурные проблемы дизайна.- Ростов-на-Дону, 2006

II. История дизайна, науки и техники

Наши рекомендации