Метафорические ассоциативные карты в детском консультировании
Владимирова Ольга Сергеевна
к.б.н., Лауреат Гранта Президента РФ,
психолог Образовательного Центра «Класс+»
Уникальный мир метафорических ассоциативных карт я открыла для себя чуть больше года назад. И сразу же влюбилась в этот инструмент! Сначала в моей практике появились OH-карты МоритцаЭгетмейера, потом коллекция пополнилась израильскими колодами Итцика Шмулевича. Одной из особенностей метафорических карт является то, что все они замечательно сочетаются и дополняют друг друга в работе с клиентом и не важно израильские они, немецкие или какие-то ещё. Другая особенность карт заключается в их волшебном воздействии на клиента.
Карты позволяют клиенту вынести наружу всё то, с чем он хотел бы поработать, будь это часть своего же Я или отношения с близкими. Огромный плюс этого инструмента и в том, что применять его можно и в детских консультациях. Конечно, в работе с ребёнком-клиентом существуют свои особенности, однако настоящий психолог-профессионал относится к своей деятельности творчески и найдёт подход к любому ребёнку и подберёт подходящие карты.
Приведу один случай из своей практики, где метафорические карты в детской консультации сделали своё волшебное дело. Обратилась мама мальчика 11 лет (назовём его Саша). Со слов матери Саша потерял интерес ко всему, стал агрессивно реагировать на её слова, стал замкнутым и вечно всем недовольным. Такая ситуация длится около года, с тех пор как отец мальчика практически перестал с ним общаться. Родители давно в разводе и, как считает мать, Саша спокойно пережил расставание с отцом.
Мальчик медленно зашел в кабинет, неохотно отвечал на мои вопросы и всем своим видом показывал «меня сюда мама притащила, мне от вас ничего не надо и отстаньте». Когда он увидел коробки с картами, интерес к беседе стал расти (Ещё один плюс метафорических карт!Они располагают к беседе и помогают настроить доверительный разговор). В итоге мы плодотворно работали с Сашей 80 минут! И мальчик не заметил, как пролетело время. Кратко нашу беседу можно представить так:
Я: Выбери своё самое любимое животное (карты TheAnimalandtheChild)
С: Это скорпион…
Я: Какая самая сильная черта у этого животного? И что тебе в нём нравится больше всего?
С: Он небольшого размера, но юркий и очень опасный! Если ужалит, то сразу насмерть! А ещё он легко прячется в камнях и его не видно.
Мы обсудили и другие особенности скорпиона, после чего снова вернулись к картам.
Я: Теперь мы перевернём карты, и ты в закрытую выберешь одну карту, мысленно задавая вопрос «Что я скрываю от окружающих?»
С: О! Паук! Я люблю пауков!
Я: А у паука какая самая сильная черта?
С: Ну, он тоже маленький и тоже бывает ядовитый… Они со скорпионом даже похожи…
Далее мы анализировали особенности этих двух животных. Выяснили, что оба они маленькие, да удаленькие и плюс к этому ядовитые. Однако используют свой яд только для защиты. Незаметно для мальчика мы завели разговор о друзьях, которых почти нет, об одноклассниках, которые так и норовят задеть, об учителях, которые недолюбливают, и, наконец, о папе, который не появляется в жизни Саши продолжительное время… Когда речь зашла об отце, мальчик снова погрустнел и замолчал.
Я: Выбери в открытую карту животного, которым ты бы хотел стать, например, в следующей жизни.
С: Это акула. Она большая, сильная и очень опасная. Её все боятся.
Я: Представь, что ты ненадолго стал акулой. Как бы ты решил свои проблемы?
С: Всем бы отомстил! В первую очередь отцу. Так бы он точно про меня не забыл, каждый день бы вспоминал!
Мы поговорили о папе, о том, как Саше обидно, что у других папы есть, а его папа даже про день рождения сына забыл. Мальчик неоднократно подчеркнул, как ему хочется отомстить отцу. На моё предложение разобраться с чувствами к отцу, Саша дал согласие. Тогда я достала колоды Persona и Personita.
Я: Сейчас ты выберешь из этих карт своего отца, но не одну, а три карты: каким ты его любишь, каким не любишь и каким его знаешь только ты. Выбирай не по внешнему сходству, а по ощущениям от карты.
Саша выбрал вот такие карты:
Далее мальчик описывал каждую карту примерно по такому плану – какой этот человек на карте, что он сейчас чувствует, что думает. Обратите внимание – клиент говорит не о папе, а о человеке на карте. Это очень важный момент! О папе говорить тяжело, а про карту легко.
В процессе беседы мы выяснили, что 1-я и 3-я карты олицетворяют сильного, уверенного в себе мужчину, доброго, умного, авторитетного и т.д. На 2-й карте изображен обиженный, слабый, замкнутый человек. Саша отметил, что испытывает жалость к нему: «хочется ему помочь, его никто не понимает и не любит». Когда мальчик осознал, что всё это относится к его папе, и всё это время мы говорим именно о нём, искренне обрадовался: «Я понял, мой отец не такой уж плохой, как я думал! В нём хорошего больше! Можно я вот так положу?» И передвинул карты таким образом:
Дальше беседа шла в русле темы «родовая система и сила рода». Саша понял, что у каждого человека есть выбор, что под любыми поступками есть причины и каждый имеет право жить так, как считает необходимым.
Потом я дала Саше колоды Saga, Morena и Cope.
Я: Что бы ты подарил папе от всего сердца? Это могут быть не только предметы и то, что изображено в прямом смысле. Это могут быть чувства, эмоции, навыки, таланты.
С: Я хочу подарить папе свет, чтобы он увидел всё то, что для него важно в жизни… Ещё я подарю ему вот это яблоко, оно мне нравится… Ещё подарю ему собаку, чтобы она была ему преданным другом. Хочу, чтобы у него было много друзей, как на этой карте.
Я: А теперь выбери подарки, которые, по твоему мнению, подарил бы тебе папа.
С: Ну, не знаю… Наверное, он бы подарил мне праздник… Ещё он бы хотел, чтобы я хорошо учился. И, наверное, он бы подарил мне путешествие в какую-нибудь красивую страну.
Закончили мы нашу встречу подведением итогов и, конечно же, не обошлось без подарка:
Я: Выбери в закрытую из этой колоды (Morena) себе подарок за проделанную работу.
С: О! Сколько друзей! Я знаю, скоро у меня будет много друзей! А можно ещё одну карту взять?
Я: Конечно!
С: Это я под дождём… Лето, жара… набежала маленькая тучка, и пошёл дождь. Здорово!
Итак, метафорические карты в работе с Сашей позволили мне:
1. Расположить ребёнка к беседе и вызвать его доверие;
2. Выявить позицию мальчика в обществе, его самооценку, степень и вид его агрессии, а также уровень адаптивности;
3. Быстро выйти на основную причину агрессивного поведения;
4. Рассмотреть фигуру отца в аспекте субличностей и тем самым дать возможность мальчику посмотреть на отца другими глазами;
5. Смягчить обиды и агрессивную реакцию на отца; 6. Поговорить о внутренних ресурсах ребёнка.
Конечно, наша работа с Сашей не была такой сухой, это всего лишь краткий план-схема нашей встречи, с помощью которой я показала Вам, как можно использовать метафорические карты в детском консультировании и сочетать разные колоды.
Классификация карт
В последнее время я часто пользуюсь такой классификацией колод МАК:
- абстрактные карты. Это карты, на которых нет узнаваемых фигур (людей, животных, предметов), есть цветные линии, пятна, разводы. Полная абстракция.
- природные карты (изображения или, чаще, фотографии природных объектов).
- архетипические карты самых разных видов (животные, боги, сказочные наборы с героями, сюжетами и артефактами, субличности и другие архетипы, в том числе Таро, если вы с ними работаете именно как с Таро).
- небольшая когорта портретных колод (на которых только лица людей).
- самая большая категория - сюжетные колоды (здесь есть герои - люди, животные, предметы, и они вовлечены в какие-то события, действия).
- оракульные карты - карты с изображением и некоторым текстовым посланием.
Как и любая классификация, эта охватывает далеко не все разновидности карт. Однако такое разделение стало мне удобным для рекомендации подходящих карт в каком-либо упражнении.
Готова сделать несколько обзоров по этим категориям. Кроме, наверное, сюжетных - их просто огромное количество сегодня!
Начну с абстрактных колод.
Таких карт на сегодняшний день очень, очень мало. Точно смогу все перечислить:
- немецкие Ecco
- немецкие Beauregard
- белорусские Sens (даже с учетом того, что на некоторых картах появляются знакомые образы-фигуры)
- "Порталы" К. Довлатова
- и новинка - Цвета и чувства (автор Н. Жигамонт, издательство "Речь").
Я знаю, что у украинской коллеги Виктории Назаревич есть набор "Абстрактные картинки для психологического рисования", по фото - очень интересно, но в руках никогда не держала.
Есть у меня ощущение, что Издательство "Генезис" промелькнула как-то одна колода, которая тоже была с цветными разводами в форме кругов и спиралей, но я даже не успела запомнить название или автора, сейчас её не вижу в ассортименте магазина.
А ещё я с удовольствием использую набор китайских абстрактных открыток. Купила на Алиэкспрессе и радуюсь неимоверно.
Если вы знаете что-то ещё похожее - напишите, пожалуйста. Очень я люблю такие карты.
Главный вопрос: "Что с ними делать? Как использовать в работе?"
Надо сказать, что эти карты есть чистой воды ассоциативные (в отличие от остальных, которые чаще бывают метафорическими). И они здорово подходят для самого начала беседы, когда клиент не очень понимает, с чего начать разговор. Он берёт карту и начинается поток ассоциаций, из которого можно брать темы для работы.
Если беседа вдруг застопорилась, тоже возьмите эти карты, и разговор начнётся снова.
Ещё я очень люблю использовать именно такие карты, когда мы работаем с чувствами и эмоциями (и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем времени). Даже, если невозможно дать определение эмоциям, (они ведь часто такими бывают - не поймёшь-не разберёшь, всё сплелось). Абстрактные рисунки позволяют для начала на такие чувства посмотреть, а затем начать расплетать.
То же самое можно делать, заменив слова "чувства" и "эмоции" на "отношение" (к чему-либо, с кем-либо).
Вот ещё несколько вариантов работы с такими картами (из инструкций к картам Ecco и Beauregard):
- Время мечтать.Возьмите карту, посмотрите на нее и опишите как будто это пейзаж, портрет или какая либо сцена. Где и как все это происходит? Есть ли вы на этой картине? Если да, то где ваше место?
- Выставка. Возьмите столько карт, сколько хотите. Посмотрите на них, дайте им названия и организуйте из них выставку.
- Мозаика. Если карта — часть большой картины, то как она выглядит? Будет ли это пейзаж, машина, карта? Опишите всю картину, опираясь на одну из ее частей.
- Генеалогическое древо.
Выберите карты представляющие ваших родственников: родителей, братьев, сестер, детей, вас самих. Объясните, почему вы выбрали именно эти карты. Постройте из карт генеалогическое древо и нарисуйте или опишите связи, существующие между ними.
Подводя итог, ещё раз отмечу огромный потенциал этих карт и полезность в работе с клиентом. Не бойтесь, что с ними сложно - многим клиентам с ними наоборот, гораздо легче работать.
...а как они развивают собственную фантазию!)))...