Техники наших коллег, которые с щедростью делятся с нами опытом на просторах интернета. Спасибо им огромное.

Оксана Гладущенко (https://vk.com/gladuschenko) делится с нами методикой по работе с колодой "Ежкины сказки".

Колода «Ёжкины сказочки» — член обширной семьи метафорических ассоциативных карт. Она создана специально для работы с детьми, подростками и теми из взрослых, кому по нраву возможность погрузиться в мир детства, фантазий, творчества и рассказывания историй.

Техника “Я, мы, вы, они“

Цель: развитие рефлексии по отношению к «Я-образу», улучшение навыков коммуникации и взаимодействия.

Задачи: осознать свои ценности, индивидуальные особенности, черты характера, мотивыбыть внимательным к партнерам по упражнению, понять их самопрезентациюнаучиться выстраивать взаимоотношения и взаимодействовать с партнерами, опираясь на общие цели и ценностирасширить уровень взаимодействий от диады до малой группы (четверки)суметь заявить о себе и одновременно бережно и уважительно отнестись к декларируемым «образам Я» остальных.

Инвентарь: колода метафорических ассоциативных (проективных) карт «Ёжкины сказки».

Время работы: 30 минут.

Возрастные рамки применения: от 6 до 12 лет.

Алгоритм работы.

Вступление. Проводится в групповой форме. Сперва ведущий раскладывает карты из колоды «Ёжкины сказки» изображением вверх и предлагает каждому участнику выбрать одну карту, которой тот хочет представить себя. Если кто-то из участников хочет взять две карты, представляющие разные стороны его характера, позволить ему использовать две, но не больше.

Инструкция:

Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами поиграем в сказочных персонажей. Выберите по одной карте, на которой нарисован какой-то персонаж, похожий на вас.» На выбор карт всей группой отводится 5 минут. Лишние карты убираются в коробку.

Ведущий: «Теперь объединитесь в пары с тем, кто рядом с вами. В паре по очереди расскажите друг другу о себе, и тех ваших чертах, которые отражает выбранный вами персонаж. Это могут быть черты внешности, характер, привычки, любимые занятия, симпатии или антипатии, мечты. Задача того, кто слушает — быть внимательным, не перебивать, не критиковать, не спорить по поводу нарисованного персонажа или особенностей партнера, о которых он говорит. Когда каждый расскажет о себе и своем персонаже, каждая пара придумывает, что их персонажи могут делать вместе, какие задачи могут вдвоем выполнить — не важно, сказочные или жизненные. У вас есть на это 10 минут.Теперь ведущий просит, чтобы каждая пара объединилась с другой парой и получились четверки. Каждая пара представляет второй своих персонажей и их совместные задачи, рассказывает историю их взаимодействия. Придумывается общая задача для четырех персонажей и история про ее решение.По окончании работы группа садится в круг и обсуждает вопросы: «Какой я? Какие мы? Какие они? И кто такие «мы», а кто такие «они»? Кто из персонажей был вам ближе? С кем из персонажей вам было трудно найти общий язык? Что мешало? Что помогло? Что мы все вместе можем делать хорошо — не в сказке, а в жизни?»

Выводы. Техника позволяет осознать ряд черт своей индивидуальности, важных во взаимодействии с окружающими, развить навыки конструктивного самовыражения, а также внимание, принятие и уважительное отношение к другим, помогает научиться находить сильные стороны взаимодействия и совместно действовать в конструктивном русле. Ключевые моменты — это знание себя и уверенность в себе, толерантность к другим, конструктивное взаимодействие с окружающими.

Коллега Наталья Львова (https://vk.com/id15358012) делится своим опытом работы в детском консультировании с применением немецкой колоды "Сага"

"Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Опять хочу предложить вашему вниманию работу с ребенком (младший школьный возраст) с использованием арт-терапии и метафорических ассоциативных карт. Целью этого занятия является (по запросам) – снижение уровня тревожности, страхов, неуверенности и т.п. Дети любят сказки, поэтому занятие назвала " Превращение ". Данное занятие было проведено под конкретный запрос. Из-за этических соображений его сообщать не стану. Также на фото рисунки заменила на пиктограмы эмоций. Испуганный - первый рисунок " Я...боюсь, волнуюсь, переживаю (пусть ребенок сам звучит) сейчас,а второй (довольный смайлик) - рисунок " Я уже... Не боюсь… (волнуюсь, тревожусь и пр.)

Перейду к упражнению. Оно состоит из нескольких этапов:

1. Небольшая вводная "сказочная " часть. О добром волшебнике, который исполняет желания. Какое бы ты загадал ему желание? (конечно, мы приходим к тому, что бы попросить у волшебника "смелости" или то, что в данный момент волнует ребенка .)

2. Рисуем для волшебника портреты. Первый - " Я, который боюсь....волнуюсь... Второй - " Я НЕ боюсь... "

3. Оба портрета расположить на расстоянии друг от друга. Сообщается, что волшебник приготовил тебе небольшое испытание. Чтобы стать "Тем, кто не боится" надо поволшебном мосту пройти к МОГУЧЕМУ дубу, который даст тебе силу. Мост я как могла нарисовала. Дуб на мосту рисовали вместе. (Затем еще ребенок выбрал его из колоды "Сага"). По желанию мост заменить можно картами из других колод ("Дороги").

4. Говорю, что волшебник еще приготовил ему сюрприз в виде особенных картинок. (знакомлю с картами из колоды "Сага", предварительно убрав некоторые "острые" из них). Колоды можно выбирать другие, соответствующие ситуации.
Предлагаю выбрать из карт специальных помощников, или волшебные предметы, которые помогут ему в пути.

5. Выбор: первая карта - рыцарь (карта охранника у двери). Он пойдет со мной и будет охранять.

-Опиши ваш путь? (ребенок рассказывает, как они будут идти, им не страшно вместе). Вторая и третья карта - замок и король. Это сюда они идут. Там их встретит король. Ричард - Львиное Сердце. Он будет меня учить быть храбрым. И еще он мне подарит собаку, которая тоже станет моим другом (следующая карта собаки), и еще мешочек с волшебной силой.

6. Прошу разрешения и от имени Короля (достаю три карты - мечь, грамота, Кубок). Говорю, что Король желает тебя возвести в ранг Рыцаря - Храброе Сердце. Мечом - посвящаем мальчика в Рыцари, грамотой это подтверждаем, кубком награждаем.

7. Король просит не забыть про могучий дуб (символ силы). Сообщает, что это волшебное дерево. Всем, кто приходит к нему, оно дарует силу и смелость.

8. Рисуем " Могучий дуб" пальчиковыми красками (рисунок символичен, его подлежит дома повесить в зоне видимости ребенка).

9. В заключении, Могучий дуб дарит мальчику специальный "манускрипт" (рисунок свитка со словами ...имя ребенка... Храброе сердце. И высказывания : "Я - храбрый! " ....сильный... Умный... У меня Всё получится! ".

Громко и торжественно зачитываем. Даем домой, с обещанием громко читать всякий раз, как становится страшно. С глубочайшим уважением ко всем вам Наталья Львова".

Еще одна техника от Натальи Львовой(https://vk.com/id15358012):

Техника "Послания" с использованием метафорических ассоциативных карт с ребенком (модификация упражнения Львова Наталья)

Упражнение основано на диагностической методике "Почта". Плюс набор ассоциативных карт "Люди и звери" (Автор Ника Верникова), по желанию ресурсные колоды, цветные карандаши, фломастеры.

Ход упражнения:

1. Ребенку предлагаем выбрать себя и свое окружение из портретной колоды (семью, родных, друзей, одноклассников, учителей - всех кого ребенок посчитает нужным). Роль "незнакомца" будет выполнять пустая карта.

2. Расположить все лица на листе. Отслеживает как ребенок располагает лица, последовательность и пр.

3. Подробно обсудить каждую карту.

4. Предлагаем каждому лицу передать" письмо". Здесь уместно использовать интерпретацию из оригинальной методики.

5. Подробно обсудить выбор.

6. С помощью карт колоды "Сага" (по желанию) и рисунков установить взаимоотношения с каждым лицом. Или предложить ребенку сформировать их (какими он бы их хотел видеть и почему, а также, что для этого надо).

7. Спросить ребенка как он чувствует себя в этих отношениях?

8. Какие лица хочет ребенок переместить, убрать или может быть добавить?

Техника «ДВА ПОЛЮСА»

Наши рекомендации