Изучение технологического процесса ремонта электрических машин
Практическая работа №1
Практическая работа №2
Практическая №3
РЕМОНТ МАГНИТОПРОВОДА
Магнитопроводы, поступающие в ремонт, нуждаются преимущественно в частичном ремонте, реже — в ремонте с полной разборкой и перешихтовкой активной стали. При частичном ремонте магнитопровода не требуется его полная разборка.
Частичный ремонт выполняют при незначительных повреждениях активной стали или отдельных деталей магнитопровода, например при местных замыканиях и небольших оплавлениях листов активной стали, повреждениях изоляционных деталей, ослаблении крепления ярмовых балок, забоинах и т. д.
При прогаре и оплавлении активной стали очаги расчищают, снимая образовавшиеся наплывы металла. После этого частично распрессовывают пластины магнитопровода на этом участке, отделяют сварившиеся кромками пластины друг от друга, снимают заусеницы с кромки пластин и, очистив участок от остатков старой изоляции и металлических опилок, изолируют пластины, прокладывая между ними листы телефонной или кабельной бумаги.
При забоинах в стержнях активной стали магнитопровода пластины такого стержня распрессовывают (ослабляют прессовку стержня, отворачивая на несколько оборотов гайку прессующей шпильки), а затем с помощью деревянных клиньев разводят пластины и после выпрямления плоскогубцами загнутых кромок пластин прокладывают между ними листы изоляции из кабельной или телефонной бумаги и с помощью прессующей шпильки вновь I спрессовывают стержень.
Нередко в ремонтируемых магнитопроводах полностью повреждены бумажно-бакелитовые трубки, изолирующие стяжные шпильки от активной стали. Если нет бумажно-бакелитовых трубок требуемых размеров, что часто случается при ремонте трансформаторов старых конструкций, изготавливают новые трубки из кабельной бумаги или электрокартона.
Ремонт с полной разборкой и перешихтовкой выполняют при таком тяжелом повреждении, как «пожар стали», при котором может выйти из строя значительная часть пластин активной стали магнитопровода и изоляционных деталей. Ремонт магнитопровода с поврежденными пластинами активной стали состоит из следующих основных работ: подготовки к ремонту, разборки магнитопровода, очистки и изоляции пластин и др.
Подготовка к ремонту. В объем работ по подготовке к ремонту входят: подготовка рабочей площадки (освещение рабочего места, расстановка необходимого инвентаря и вспомогательного оборудования, удобная для работы раскладка инструмента и материалов, обеспечение средствами безопасности труда и оказание первой медицинской помощи и др.); подбор инструментов и приспособлений, заготовка основных и вспомогательных материалов; проверка обеспечения работ оборудованием и необходимой оснасткой.
Снятые с магнитопровода пластины сортируют: исправные связывают пакетами и укладывают на одни переносные лотки, а повреждённые, требующие восстановления изоляции, — на другие лотки. Непригодные пластины (оплавление с изломами и прожогами) отбраковывают. Пластины с поврежденной межлистовой
изоляцией, снятые с магнитопровода, ремонтируют, очищая от старой изоляции и покрывая новой.
Очистка и изоляция пластин. Листы стали (пластин) магнитопровода очищают от старой изоляции механическим и химическим способами, а также отжигом и отпариванием в горячей воде. Способ очистки зависит от вида поврежденной изоляции.
Механический способ используют для очистки пластин горячекатаной стали обычно на станках с вращающимися стальными кардолентными щетками. При этом пластины устанавливают по отношению к щеткам под углом 45°.
Удаление изоляции механическим путем стальными щетками на станке — наиболее распространенный и простой способ, обеспечивающий быструю очистку стали. Однако в результате ударов стальных проволок по листу при вращении кардолентных щеток происходит нагартовка стали, а кроме того, шлифовка поверхности пластин, из-за чего дополнительно увеличиваются потери в стали. Поэтому ряд ремонтных предприятий использует химический способ очистки пластин от изоляции.
Химический способ очистки позволяет легко удалять с пластин лаковую и бумажную изоляцию. При удалении лаковой изоляции пластины погружают в специальную ванну с 20%-ным раствором едкого натра (каустической соды) или 25%-ным раствором тринатрийфосфата и выдерживают в растворе в течение 15...20 мин, затем вынимают, промывают проточной горячей (90...95 °С) водой и, разложив на деревянных решетках или стеллажах, сушат. Для химической очистки листов стали применяют следующее оборудование и несложные приспособления: подъемное устройство, необходимое для выгрузки из нее пластин стали; две ванны с крышками; решетки или стеллажи для сушки очищенных и промытых пластин.
Способ отжига в специальных термических печах при 350...500°С также используют для очистки пластин. Этим способом можно очищать пластины, покрытые тонкими листами бумаги, применявшейся в магнитопроводах трансформаторов старых конструкций в качестве межлистовой изоляции, а также с лаковой изоляцией. Однако в настоящее время такой способ редко применяют из-за резкого снижения магнитной проницаемости и увеличения потерь в стали вследствие образования окалины на поверхности пластин и изменения структуры стали. Другой причиной отказа от очистки пластин способом отжига является борьба за чистоту окружающей среды, желание не загрязнять атмосферу продуктами сгорания бумаги и лака.
Наиболее простой способ удаления бумажной изоляции с пластин—отпаривание в воде, нагретой до 9О...1ОО°С. Для ускорения процесса отслоения оклеечной бумаги от металла добавляют в воду слабый раствор едкого натра, процентное содержание которого (обычно 4...6 %) определяют опытным путем.
При добавлении в воду дополнительного раствора едкого натра пластины, вынутые из ванны, следует промыть в теплой проточной воде.
После очистки пластин любым из перечисленных способов необходимо тщательно проверить, не осталась ли на пластинах старая изоляция. Пластины, не имеющие дефектов, изолируют, покрывая с обеих сторон однократно или двукратно пленкой лака и запекая ее. Для этого используют лакировальные станки. На электроремонтных предприятиях применяют около десяти типов ручных и электрифицированных лакировальных станков с одинаковым принципом действия, но отличающихся только конструктивным исполнением отдельных сборочных единиц и деталей. Во всех лакировальных станках, используемых в настоящее время, лак наносится при прохождении листа или пластин стали между двумя встречно вращающимися валиками с маслобензостойким резиновым покрытием, непрерывно смачиваемым изоляционным лаком.
Проверенные и испытанные изолированные пластины на лотках или тележках доставляют к месту сборки магнитопровода. Погрузку, транспортировку и выгрузку пластин необходимо осуществлять с предосторожностью во избежание повреждения самих пластин и их изоляции.
Практическая работа №4
Практическая работа №5
Практическая работа №1
Изучение технологического процесса ремонта электрических машин
Цель работы: Изучить, определить последовательность операций
и увязывать их между собой.
Разработать план ремонта электрических машин.
Что входит в график сетевого планирования ремонта электрических машин.
1.Для мелких ремонтных мастерских, например, на одного работника схема технологического процесса, естественно, будет выглядеть иначе. В ней все ремонтные работы от 1 до 9 будут выполняться последовательно. Если мастерская не располагает соответствующим оборудованием, некоторые ремонтные работы могут вообще отсутствовать, например, восстановление обмоточного провода или слесарно-механические работы. Это относится и к отдельным ремонтным операциям, например, к сварке, если нет сварочной установки и пр.
Рисунок 1- Схема технологического процесса ремонта электрических машин
2. График сетевого планирования ремонта электрических машин.
Длительность, качество и себестоимость капитального ремонта электрических машин во многом зависят от правильной организации технологического процесса. В ее совершенствовании существенную роль может играть график сетевого планирования, который связывает два основных элемента планирования: работу (операцию) и событие.
На рис. 1 приведен график для асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором мощностью до 10 кВт в укрупненных показателях. В нем работа (операция) изображена стрелкой, событие (конечный результат работы) — квадратом (можно и кружком). Пунктирными стрелками показаны фиктивные работы, не требующие больших затрат времени и труда.
1-2-приемочные работы; 2- 3- разборочно-дефектовочные работы; 3-5-восстановление обмоточного провода; 3- 6- слесарно-механические работы; 5-7-подготовка обмоточного провода к работе; 3-7- изолировочно-обмоточные работы, 3-8 - комплектовочные работы; 6-9- передача деталей механической части на сборку; 7-9 - передача на сборку узлов с обмотками электромашин; 8-9-передача на сборку комплектующих деталей,- 9-10-сборка двигателя; 10-11-испытание; 11-12-отделочные работы; 2-4-сдача в металлолом непригодных к ремонту машин; 3-4- сдача в металлолом деталей машин и обмоток, непригодных для восстановления; 7-4- сдача в металлолом срезков проводов обмоток.
Рисунок 2- График сетевого планирования ремонта электромашин.
В графике направление стрелок показывает порядок выполнения работ, цифры над стрелкой — продолжительность выполнения работ в часах. Она зависит от многих факторов (уровня механизации работ, приспособлений, квалификации работников и пр.). Время выполнения работ определяется хронометражем по среднестатистическим данным.
Непрерывная последовательность работ называется путем. Путь, который требует максимальной затраты времени от начала работы до завершения, называется критическим. Например, критический путь рис. 3 (без восстановления обмоточного провода) 1-2-3-7-9-10-11-12 - это фактическая продолжительность ремонта электрической машины на данном предприятии — 34,5 ч.
Сетевой график может быть более детальным по отдельным операциям каждого укрупненного вида работ, например, осмотр- испытание-оформление документации и т.д. со связкой каждого события.
Такие графики планирования ремонта дают возможность обеспечить ритмичную работу предприятия, выявить нестыковку в выполнении ремонтных операций. Например, на изолировочно-обмоточный участок недостаточно поступает статоров для намотки обмоток. Расчет суммарного времени на выполнение разборочно-дефектовочных работ, а также на изолировочно-обмоточные работы электромашин дают возможность с учетом экономических соображений принять решение: увеличить число рабочих первого участка или ограничиться дополнительной механизацией.
Рисунки все использовать и показать на листе.
Практическая работа №2