Место практики в структуре магистерской программы
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Юридический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
доктор фил. наук, профессор
_______________Т.В.Мальцева
« _____ » ___________ 2016 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ)
М3.У.1
Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) – магистр
Санкт- Петербург
Составители:
Рецензенты:
Программа учебной практики составлена на основании ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» и в соответствии с Положением о порядке проведения практики магистрантов юридического факультета в Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».
Программа практики утверждена на заседании совета факультета, протокол № ___ «____»_________2016 г.
Оглавление
1. Цели учебной практики .................................................................. 39
2. Задачи учебной практики ............................................................... 39
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. ............................................................... 39
3. Место практики в структуре магистерской программы ............. 40
4. Формы проведения практики. ....................................................... 41
5. Место и время проведения практики ............................................ 41
6. Структура и содержание учебной практики ................................ 42
7. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике. .................................................... 43
Руководство и контроль за прохождением практики ..................... 43
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. ................................................................................. 45
9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) ........ 46
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики ......................................................................................................... 48
11. Материально-техническое обеспечение практики. ................... 51
12. Приложения. .................................................................................. 52 39
Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Цели учебной практики
Целями учебной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности, усвоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в деятельности.
Цель научно-исследовательской практики: развитие первичных навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов, полученных на предыдущем этапе обучения и формирование у них профессиональных компетенций в этой области, в соответствии с профилем соответствующей магистерской программы.
Задачи учебной практики
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
- способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
Данный вид практики решает следующие задачи:
1) сформировать комплексное представление о специфике деятельности экономиста-исследователя, использующего современные экономико-математические и эконометрические методы; 40
2) совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистранта;
3) совершенствовать личность будущего научного работника, специализирующегося по направлению магистерской программы.
Формы проведения практики.
Основная форма учебной практики - научно-исследовательская практика.
Практика может проводиться: концентрированно (непрерывным циклом); рассредоточено (параллельно с теоретическим обучением или чередуясь с ним по дням, неделям); комбинированно (сочетая элементы первого и второго вариантов).
Формы и содержание практики определяется руководителем программы подготовки магистров на основе ФГОС ВО и отражается в индивидуальном задании на научно-исследовательскую практику.
Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией. Магистранты изучают первоисточники для теоретического обоснования исследования, анализа педагогического опыта, оформляют результаты исследования.
Основные формы и направления деятельности магистров:
1. Знакомство с базовым образовательным учреждением, в котором проходит научно-исследовательская практика.
2. Разработка совместно с научным руководителем программы научного исследования проблемы соответствующего направления.
3. Осуществление программы научного исследования на базе соответствующего профильного учреждения.
4. Консультации с научным руководителем по выполнению программы в соответствующем учреждении.
5. Выступление на заседании научного семинара и кафедры по теме исследования.
6. Подготовка докладов и научных статей на научно-теоретических и практических конференциях.
Примерная структура реферативного обзора научных направлений по теме магистерской диссертации
Реферативный обзор может быть подготовлен как на основе анализа ряда публикаций отечественных и зарубежных исследователей по будущей 47
теме магистерской диссертации, так и в виде рецензии на научную статью, раздел монографии или научного издания.
Основные элементы реферативного обзора:
– общая характеристика предполагаемого исследования в магистерской диссертации с оценкой актуальности темы;
– квалификационная характеристика основного содержания: научная новизна, практическая и теоретическая значимость;
– оценка содержания материала по сравнению с публикациями других авторов, в том числе – основателей отдельных научных школ и направлений;
– достоверность и глубина исследования;
– оценка работы в целом, предложения, рекомендации.
Библиографическая часть аппарата реферативного обзора должна быть представлена библиографическими ссылками и, оформленными согласно ГОСТ Р 7.0.5-2008 и др. При этом автор отвечает за достоверность сведений, точность цитирования и ссылок на официальные документы и другие источники. Иностранное написание слов приводится в скобках, кроме ссылок на литературу.
http://www.gost.ru/wps/portal/pages.Main
Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики
Нормативные правовые акты и литература
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. От 06.04.2011) ―Об информации, информационных технологиях и о защите информации‖ // ―Собрание законодательства РФ‖, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. От 04.06.2011) ―О персональных данных‖ // ―Собрание законодательства РФ‖, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451.
3. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. От 28.12.2010, с изм. От 29.12.2010) ―О статусе судей в Российской Федерации‖ // ―Российская газета‖, N 170, 29.07.1992.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. От 07.02.2011) ―О прокуратуре Российской Федерации‖ // ―Собрание законодательства РФ‖, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
5. Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432 (ред. От 02.02.2006) ―Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния‖ // ―Собрание законодательства РФ‖, 26.04.1999, N 17, ст. 2149.
6. Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (ред. От 27.07.2010) ―Об архивном деле в Российской Федерации‖ // ―Собрание законодательства РФ‖, 25.10.2004, N 43, ст. 4169.
7. Волков Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление: практ. Пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 176 с.
Литература для самостоятельного изучения
1. Аленичев В.В. Александрова Т.Д. Библиографический указатель финансово-юридической библиографии. 1700-1996: Библиографическое пособие /Научн. Ред. А.А.Гречихин, И.А.Исаев. М., 1997. 223 с.
2. Баскин Ю.Я. Очерки философии права: учеб. Пособие. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. 142 с.
3. Белов В.А. Цивилистические диссертации (1814-2003): библиогр. Указ. М.: Центр ЮрИнфоР, 2005. 599 с.
4. Блосфельд Г.Э. ―Законная сила‖ Свода законов в свете архивных данных /Под ред. И с предисл.: Томсинов В.А. М.: Зерцало, 2006. 292 c.
5. Вершинин А.П. Электронный свод законов и правовая информатизация в России // Правоведение. 2011. № 4. С. 98-108
6. Гречихин А. А. Общая библиография: учебник. М.: МГУП, 2000. 588 с.
7. Еженедельник аспиранта/составитель С.Д.Резник. – М.: ИНФРА-М, 2011 г.
8. Журнал ―Библиография‖ – на сайте Российской книжной палаты http://www.bookchamber.ru
9. Информатика для юристов и экономистов /Под ред. С.В. Симоновича. СПб: Питер, 2008
10. Исаков В.Б. Официальное электронное опубликование как необходимая предпосылка для перехода к системе непрерывной кодификации // Кодификация законодательства: теория, практика, техника. Материалы междунар. Научн.-практ. Конф. (Нижний Новгород, 25-26 сент. 2008 г.) /Под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. Н.Новгород: НА МВД, 2009. С. 254-262
11. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов, магисиров/ Под ред. В.А.Абрамова.- М.: Ось-89, 2008
12. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. 6-е изд., доп. М.: Ось-89, 2003. 224 с.
13. Кузнецов И. Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления: учебно-метод. Пособие. – М.: ИТК «Дашков и К», 2009. – 488 с.
14. Малахов В.П. Основы философии права: учебное пособие. М.: Академический Проект: Культура, 2005. 240 с.
15. Михеева Г.В. История русской библиографии 1917-1921 гг.: (Текущая базис. Библиогр. Непериод. Изд.) /Науч. Ред.: М.В.Машкова, Л.А.Шилов; Ред. Н.А.Ефимова. СПб.: РНБ, 1992. 393 с.
16. Новицкий И.Б. Юридическая библиография и методы пользования ею // Зерцало. Журнал юридической библиографии. М.: Зерцало, 1997. Вып. 1. С. 5-10
17. Резник С.Д. Аспирант Вуза. Технологии научного творчества и педагогической деятельности: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011 г.
18. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010 г.
19. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. М., 2000. Т. 1.
20. Юриспруденция XXI века: горизонты развития. Очерки /Под. Ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб., 2006.
Интернет ресурсы
1. Справочно-правовая система "Консультант Плюс".
2. Справочно-правовая система "ГАРАНТ".
3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. www.edu.ru
2. Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию :www.ed.gov.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru
4. словари и другая справочная информация:
http://www.iiorao.ru
http://www.gpntb.ru/win/book/ – новый систематизированный Толковый словарь государственной публичной научно-технической библиотеки России.
Приложения
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.С.Пушкина
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
Магистранта ____ курса
Юридического факультета
Ф.И.О.____________________________________________________________
Декан юридического факультета______________________________________
Руководитель производственной (педагогической) практики_______________
Научный руководитель______________________________________________
Магистрант___________________
Санкт-Петербург
Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов)
Виды работ по НИП | Содержание отчѐтной документации магистранта |
1. Составление библиографического списка по теме магистерской диссертации | Картотека литературных источников по теме магистерской диссертации, рецензия на одну статью |
2. Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации | Основные научные школы по теме магистерской диссертации |
3. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации | Результаты в описательном и иллюстративном оформлении с их интерпретацией |
4. Сбор и обработка данных для проведения эмпирических исследований | Источники данных, методика и результаты эмпирических исследований |
5. Написание реферативного обзора по теме магистерской диссертации | Реферативный обзор |
6. Составление отчетности | Отчет о НИП магистранта |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта _____ курса.
Группа_______.
Форма обучения____________.
Направление подготовки ___________________
Ф.И.О. ______________________________________________________________
Руководитель практики, Ф.И.О. _________________________________________
1. Сроки прохождения практики:
2. Место прохождения:
3. План практики:
№ этапа | Содержание учебной практики | Сроки выполнения | Форма отчетности |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
Составление отчета | Отчет |
Подпись магистранта _________________
Подпись руководителя практики _________________
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Юридический факультет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
доктор фил. наук, профессор
_______________Т.В.Мальцева
« _____ » ___________ 2016 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ)
М3.У.1
Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) – магистр
Санкт- Петербург
Составители:
Рецензенты:
Программа учебной практики составлена на основании ФГОС ВО по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» и в соответствии с Положением о порядке проведения практики магистрантов юридического факультета в Автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина».
Программа практики утверждена на заседании совета факультета, протокол № ___ «____»_________2016 г.
Оглавление
1. Цели учебной практики .................................................................. 39
2. Задачи учебной практики ............................................................... 39
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. ............................................................... 39
3. Место практики в структуре магистерской программы ............. 40
4. Формы проведения практики. ....................................................... 41
5. Место и время проведения практики ............................................ 41
6. Структура и содержание учебной практики ................................ 42
7. Научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике. .................................................... 43
Руководство и контроль за прохождением практики ..................... 43
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике. ................................................................................. 45
9. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики) ........ 46
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики ......................................................................................................... 48
11. Материально-техническое обеспечение практики. ................... 51
12. Приложения. .................................................................................. 52 39
Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Цели учебной практики
Целями учебной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности, усвоение общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в деятельности.
Цель научно-исследовательской практики: развитие первичных навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистрантов, полученных на предыдущем этапе обучения и формирование у них профессиональных компетенций в этой области, в соответствии с профилем соответствующей магистерской программы.
Задачи учебной практики
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОПК-1);
- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-2);
- способностью использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ (ОПК-3);
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
Данный вид практики решает следующие задачи:
1) сформировать комплексное представление о специфике деятельности экономиста-исследователя, использующего современные экономико-математические и эконометрические методы; 40
2) совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистранта;
3) совершенствовать личность будущего научного работника, специализирующегося по направлению магистерской программы.
Место практики в структуре магистерской программы
Учебная практика проводится в 1 семестре на 1 курсе и тесным образом связана с изучением всех юридических дисциплин, преподаваемых в магистратуре.
Учебная практика направлена на развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, что является базой для успешного и своевременного выполнения магистрантами всех требований образовательной программы для всех предметов. Приобретая навыки и умения работы с научными текстами, создания конспектов, рефератов, магистрант свободно овладевает навыками работы.
Приобретенные навыки учебной работы являются базовыми не только для овладения всеми предметами ООП, но и для прохождения других видов практик.
К моменту прохождения практики студент должен:
Знать:
- понятия и термины отраслей права.
Уметь:
- работать с правовыми базами данных;
- оперировать основными терминами и понятиями.
- выбирать необходимые методы исследований, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- использовать достижения смежных наук в научном исследовании;
- формулировать и решать задачи, возникающие в ходе деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в сфере юриспруденции;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных, имеющихся в литературе;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- создавать научные тексты с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам самостоятельного исследования проблем в сфере юриспруденции.
Владеть:
- методами анализа правовых документов;
- навыками самостоятельного планирования и проведения научных исследований, требующих широкого образования в соответствующем направлении;
- навыками самостоятельной деятельности в области юриспруденции; 41
- современными методами сбора, обработки и использования научной информации по исследуемой проблеме в сфере юриспруденции;
- методами презентации научных результатов на научных семинарах и конференциях с привлечением современных технических средств.
Формы проведения практики.
Основная форма учебной практики - научно-исследовательская практика.
Практика может проводиться: концентрированно (непрерывным циклом); рассредоточено (параллельно с теоретическим обучением или чередуясь с ним по дням, неделям); комбинированно (сочетая элементы первого и второго вариантов).
Формы и содержание практики определяется руководителем программы подготовки магистров на основе ФГОС ВО и отражается в индивидуальном задании на научно-исследовательскую практику.
Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией. Магистранты изучают первоисточники для теоретического обоснования исследования, анализа педагогического опыта, оформляют результаты исследования.
Основные формы и направления деятельности магистров:
1. Знакомство с базовым образовательным учреждением, в котором проходит научно-исследовательская практика.
2. Разработка совместно с научным руководителем программы научного исследования проблемы соответствующего направления.
3. Осуществление программы научного исследования на базе соответствующего профильного учреждения.
4. Консультации с научным руководителем по выполнению программы в соответствующем учреждении.
5. Выступление на заседании научного семинара и кафедры по теме исследования.
6. Подготовка докладов и научных статей на научно-теоретических и практических конференциях.